Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(2) Людмила Федоровна Сластухина,
заместитель директора Дома детского творчества
Черепановского района Новосибирской области

Системный подход к работе с интеллектуально одаренными детьми в Черепановском районе

Последний период социально-экономического развития нашей страны, в том числе и системы образования, характеризуется интеграционными процессами, позволяющими создавать новые условия для образования детей не только в отдельной школе или учреждении дополнительного образования детей, но и консолидировать силы в рамках муниципальной системы образования. Одаренный ребенок в процессе своего развития может выходить за рамки школы, выбирать образовательные услуги, оказываемые другими образовательными учреждениями, как в своем районе, так и за его пределами.

На наш взгляд, важнейшим условием успешности работы с одаренными детьми является соблюдение принципов системности, демократизации и полисубъектности. Реализация этих принципов позволила установить  связи между объектами и субъектами деятельности на условиях равноправия и социального партнерства. Структурными звеньями данной сети отношений является администрация района, учреждения общего и дополнительного образования, как районные, так и областные (Областной центр дополнительного образования детей, «Центр дополнительного образования детей «ДИО-ГЕН»), другие социальные структуры (библиотеки, средства массовой информации, учреждения культуры, информационно-методический центр).

Начиная систематизировать работу с интеллектуально одаренными детьми еще в 1997 году, управлением образования была разработана районная целевая программа «Одаренные дети». С 2010 года центром организации работы с одаренными детьми стал Дом детского творчества Черепановского района, в штатное расписание которого введена ставка заместителя директора по работе с одаренными детьми.  В начале 2011 года был утвержден новый вариант Программы «Одаренные дети», согласно которой МОУ ДОД – Дом детского творчества в сотрудничестве с социальными партнерами реализует комплекс мероприятий по следующим направлениям деятельности:

1. Информационно-методическое обеспечение процесса управления развитием одаренных детей.

2. Обеспечение технологической готовности педагогов к решению проблемы по выявлению и обучению одаренных и талантливых детей.

3. Создание условий для развития и самореализации одаренных детей.

4. Осуществление контроля  реализации Программы.

Все образовательные учреждения района работают по школьным целевым программам «Одаренные дети», в разработке которых консультационно-методическую помощь оказывает Дом детского творчества. В ДДТ создан муниципальный банк одаренных детей, которые имеют достижения в олимпиадах и конкурсах различных уровней и муниципальный банк учителей, работающих с одаренными детьми. Сотрудничество ДДТ с образовательными учреждениями способствовало созданию такого важнейшего компонента образовательной среды, как информационного пространства, нахождение в котором позволяет ребенку осуществить выбор вида деятельности, ее содержания, способа своего участия в ней в масштабах района. Сведения обо всех новых формах работы, благодаря посредничеству педагогов, быстро распространяются в детском и родительском сообществах. Информация о достижениях школьников, репортажи с проведенных для интеллектуально одаренных детей мероприятий регулярно печатаются в рубрике «Классный час» районной газеты «Черепановские вести» и на страницах «Нашей газеты». Опыт работы с одаренными детьми в рамках муниципальной системы образования и система работы по оптимальному развитию  детей, одаренных в области математики, были представлены в 2011 году на II Всероссийской конференции «Системы обучения интеллектуально одаренных детей».

С целью мотивации педагогов и руководителей образовательных учреждений, ответственных за работу с одаренными детьми, а также повышения уровня их квалификации в области работы с одаренными и мотивированными детьми организована работа соответствующих районных методических семинаров. На семинарах обсуждены темы: «Одаренность: виды, диагностика», «Формы работы с одаренными детьми», «Система работы образовательного учреждения по организации исследовательской деятельности школьников», «Педагогическое  проектирование системы сопровождения одаренных детей» (семинар доцента кафедры управления образованием ФПКиППРО Новосибирского ГПУ С.А. Степанова). Реализуется методический модуль для молодых педагогов «Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности школьников». Модуль включает четыре лекционно-практических занятия, где педагоги знакомятся с методикой организации исследовательской деятельности, изучают современные требования библиографического оформления докладов, апробируют критерии оценки исследовательских работ, осваивают премудрости публичного выступления и оформления презентаций. В преддверии нового учебного года состоялось заседание круглого стола  по теме «Система работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях: опыт, проблемы, перспективы». Педагоги и психологи  школ района представили свой опыт и обсудили проблемы по вопросам выявления, обучения и поддержки одаренных детей. 80 педагогов награждены благодарностями управления образования администрации района и памятными подарками за особые успехи в обучении и развитии одаренных детей.

Педагоги района прошли обучение на курсах Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки  работников образования города Москвы по теме «Проблемно-диалогическое обучение и одаренность как средство реализации ФГОС» (автор курсов  Мельникова Елена Леонидовна – лауреат Премии правительства РФ в области образования, кандидат психологических наук,  доцент Академии ПКиППРО). Создана творческая группа учителей, внедряющих проблемно-диалогическое обучение. 

В целях создания условий для развития и самореализации одаренных детей Дом детского творчества при непосредственном участии педагогических коллективов школ организует проведение традиционных мероприятий. Школьный и муниципальный этапы всероссийской олимпиады школьников. Олимпиады на двух этапах проводятся по 21 предмету. В школьном этапе олимпиады в 2011 году приняли участие 11083 школьника из всех общеобразовательных учреждений района (в 2010 году – 11553 чел.). В муниципальном этапе участвовало 735 победителей и призеров школьного этапа олимпиады (в 2010 году – 555 человек).

Традиционно проводятся районные научно-практические конференции для учащихся 9-11 классов и начальных классов (организаторами последней является межшкольный информационно-методический центр). С 2012 года результаты своих исследований на научно-практической конференции «Перекрестки открытий» будут представлять и ученики 5-8 классов. Опыт участия  школьников в районных конференциях помогает добиваться успехов в областных и региональных научно-практических конференциях. В 2011 году по итогам XXX открытой научно-практической конференции  научного общества учащихся города Новосибирска «Сибирь» из 11 представленных работ 7 награждены дипломами Лауреатов заочного тура. На VI Открытой региональной научно-практической конференции школьников Сибирского Федерального округа «Эврика» диплом Лауреата региональной конференции получила одна работа, авторы которой разработали сайт по историческим местам Черепановского района.

В канун Нового года ежегодно проводятся праздники для одаренных детей, где подводятся итоги за прошедший год и награждаются победители и призеры олимпиады. С 2010 года интеллектуально одаренные дети собираются на профильную смену «УМКИ» в загородном школе-лагере села Бураново. В программах смены: интеллектуальные конкурсы и учебно-познавательные занятия, лабораторный практикум и разработка проектов (например, «Виртуальный музей»), экскурсии и спортивные соревнования.

Школьники района активно участвуют в заочных интеллектуальных конкурсах Санкт-Петербургского Института продуктивного обучения: по русскому языку «Русский медвежонок», по математике «Кенгуру», по истории «Золотое руно», по английскому языку «BRITISH BULLDOG»), по информатике «КИТ», по природоведению «ЧИП». Вместе  с тем, с 2010 года в районе  проводятся Всероссийские молодежные предметные чемпионаты по 11 предметам, организатором которых является Центр развития одаренности г. Перми, в которых приняли участие 1886 человек. Из них  29 школьников стали региональными призерами, в том числе: I степени – 5 человек, II степени – 10 человек, III степени – 14 человек.

Также для удовлетворения образовательных потребностей детей с высокой мотивацией на получение дополнительных знаний в районе появились новые формы работы:

– открыто научное общество учащихся  Черепановского района;

– создана районная экспериментальная образовательная площадка (это совместный проект администрации Черепановского района, учреждений общего и дополнительного образования Черепановского района и ГБОУДОД НСО «Областной Центр  работы с одаренными детьми»);

 – организован муниципальный конкурс «Ученик года».

Научное общество учащихся Черепановского района  объединяет более 80 школьников 5-11 классов из 9 школ района. В настоящее время работают группы по пяти предметным направлениям, которые курируют высококвалифицированные педагоги школ. Занятия проходят на базе общеобразовательных учреждений, имеющих хорошо оснащенную материально-техническую базу. Наряду с теоретическим материалом, обучающиеся осваивают технологии проведения исследовательской деятельности по химии, физике и биологии, истории и программированию. Результаты исследовательской деятельности учащиеся представляют на различных научно-практических конференциях. Опыт показал, что у воспитанников НОУ уровень выполнения исследовательских работ и представления их результатов более высокий. Подтверждением тому может быть участие членов НОУ в первой Областной конференции исследовательских работ обучающихся учреждений дополнительного образования детей  «Горизонты открытий».  Дебют можно назвать звездным, так как все четыре исследовательских работы в номинации «Научно-техническое творчество» были отмечены дипломами. Команда Черепановского района, состоящая из воспитанников НОУ, заняла третье место на форуме «Школьная Интерра – 2011». Для членов НОУ при поддержке куратора Областного Центра работы с одаренными детьми была организована экскурсия в научно-исследовательские институты Академгородка. Нет сомнения, что такие экскурсии – это не только возможность расширения детского кругозора, но и важный и эффективный инструмент профессиональной ориентации школьников. Финансирование деятельности осуществляется из бюджета Дома детского творчества.

Особое место в системе работы с интеллектуально одаренными детьми занимает совместный проект  ГБОУДОД НСО «Областной Центр работы с одаренными детьми» и образовательных учреждений района – экспериментальная образовательная площадка. Такой опыт консолидации сил на благо интеллектуального развития детей первый в Новосибирской области. В связи с внедрением этой формы работы разработан пакет нормативных документов. Образовательная площадка работает на базе двух общеобразовательных школ, руководство и методическое сопровождение осуществляет МОУ ДОД Дом детского творчества.

Более 300 детей из 19 городских и сельских школ, желающих получить дополнительные знания по программам повышенного уровня и раннего изучения предметов, стремятся попасть сюда. Доля школьников сельских образовательных учреждений равна 40 %.

Изначально организаторы задумывали создать в районе образовательную площадку для переноса опыта работы с одаренными детьми Воскресной научной школы, созданной при Областном Центре работы с одаренными детьми. Но в процессе работы нашей образовательной площадки возникла необходимость обучать не только детей, но и педагогов. Поэтому образовательная площадка работала по трем направлениям:

– работа с одаренными детьми (групповые занятия, массовые мероприятия);

– психологическое сопровождение работы с одаренными детьми в рамках ЭОП;

– методическое сопровождение работы с одаренными детьми.

Деятельность экспериментальной площадки была организована по трем образовательным направлениям: физико-математическое, химико-биологическое и гуманитарное. Даже пятиклассникам предоставлена возможность познать тайны физики, химии, биологии. Большая часть предлагаемых для изучения курсов рассчитана на учащихся 5-8 классов. Школьники 9-11 классов занимаются литературой и математикой. На образовательной площадке любому ребенку дана возможность выбора  индивидуальной образовательной траектории. Занятия в форме интерактивного общения с ребятами проводят опытные педагоги, 80 % которых имеют высшую квалификационную категорию.

Совместно с Областным Центром работы с одаренными детьми проведен ряд мероприятий. Педагоги Черепановского района посетили занятия Воскресной научной школы. В день открытия площадки обучающиеся наблюдали за физическими и химическими экспериментами в исполнении старших преподавателей СУНЦ НГУ и тренеров Центра олимпиадной подготовки школьников Юлдашевой М.Р. и Конева В.Н., увидели, как виртуозно решает сложные задачи кандидат физико-математических наук Куклина Г.Я.  

С целью подведения итогов учебного года на образовательной площадке состоялось итоговое мероприятие с участием сотрудников Областного центра работы с одаренными детьми и молодых преподавателей Института Кураторства. Центральным событием  стала устная олимпиада по математике для учащихся со своими особыми правилами и наборами задач довывода и вывода. Учащиеся, занимающиеся на площадке, продемонстрировали хороший уровень математической  подготовки.

Есть первые успехи и у учеников 8 классов, второй год занимающихся химией. Много лет задания муниципального этапа олимпиады были не под силу нашим школьникам, а в 2011 году один воспитанник экспериментальной площадки стал победителем и два воспитанника – призерами этого этапа олимпиады. Трое учащихся, занимающихся на экспериментальной площадке литературой, и трое детей, занимающихся физикой, участвовали в региональном этапе олимпиады.

Для создателей экспериментальной площадки важно не только то, какой багаж знаний получат дети, но и какие личностные качества приобретут. В связи с этим на образовательной площадке организована работа психологов под руководством кандидата психологических наук Деминой Е.В.

В рамках образовательной  площадки для учителей математики и химии школ района кураторами площадки Мазур М.И. и Коневым В.Н. и педагогами, работающими на площадке, проведено три методических семинара. На них обсуждались вопросы: об одарённости и о проблемах, возникающих в работе с одаренными детьми; о математической культуре и образовательной среде для развития одарённости; о возможных формах и методах работы учителей математики  и химии для организации такой среды.

Финансирование площадки осуществляется за счет дополнительных средств, предоставленных муниципальным бюджетом в бюджеты двух школ, реализующих программы курсов образовательной площадки.

Муниципальный конкурс «Ученик года», впервые проходивший в 2011 году, собрал одиннадцать претендентов на это звание. На конкурсе сошлись, действительно, самые умные, творческие, активные. Умники и умницы района, лучшие спортсмены, творчески одаренные дети представили на конкурс свои портфолио достижений, показали творческие способности в номинациях «Визитная карточка» и «У каждого гения был свой учитель» (конкурсанты предложили  свое видение на роль учителя в становлении личности ученика), блеснули эрудицией в разных образовательных областях: физики, литературы, русского языка, истории, географии, биологии. В связи с юбилеем полета человека в космос не обошлось и без вопросов на космическую тему. Всем участникам и заочного этапа, и финала вручили  специальные дипломы и памятные подарки. Финалисты получили эмблему черепановского конкурса лучших учеников, символ мудрости, олицетворение знаний, человеческого опыта – сову.

Системный подход в работе с интеллектуально одаренными детьми позволяет выявить, а главное создать оптимальные условия для развития каждого одаренного, способного и мотивированного на получение дополнительных знаний ребенка. В условиях совместной работы учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ, на мой взгляд, мы смогли частично решить ряд проблем в области обучения и воспитания одаренных детей. Во-первых, начато создание единой информационно-методической базы с участием как образовательных учреждений районного и областного уровней, так и других социальных институтов. Во-вторых, сделаны первые удачные шаги к преодолению конкуренции среди школ за одаренного ученика. В-третьих, консолидация усилий способствовала появлению системных новообразований в работе с одаренными детьми.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела