Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Иван Сергеевич Полторацкий,

преподаватель Выездной школы развития «Пифагор», аспирант Института филологии СО РАН


Наталья Викторовна Аниканова,
директор Центра образовательных проектов «Сигма»

Выше голову!

В чтении, как и во всем, мы страдаем неумеренностью;

и учимся для школы, а не для жизни.

Сенека

Вопрос о необходимости качественного дополнительного образования сегодня стоит особенно остро, так как стандартная школьная программа, к сожалению, не готовит учеников к самостоятельности мышления, а наоборот – загоняет в рамки узких тестовых задач, направленных только на сдачу ЕГЭ, без перспектив и пространства для мечты. Подобное механическое образование ради образования и учёба в университете только ради получения диплома, несмотря на бесконечные разговоры про инновации и креативность, существенно снижает интеллектуальный потенциал молодёжи, предлагая сознательно заниженную планку жизненных задач1. Как поётся в одной неизвестной песне: «Прожектор перестройки освещает перестройку…».

Но учиться в школе для того, чтобы сдать ЕГЭ – далеко не самая главная цель начального и среднего образования. Не будем углубляться в философию науки, но возьмём за аксиому тезис о необходимости создания и развития благоприятной социокультурной среды.

Ребёнок, с начальной школы имеющий возможность развиваться в разных направлениях, и приучающийся делать самостоятельный выбор в том, что ему действительно интересно, гораздо легче находит своё место в жизни и таким образом приносит [sic!] больше общественной пользы. В данном случае речь идёт о правильной мотивации и здоровом стремлении к знаниям, которое почему-то выглядит противоестественно с точки зрения большинства школьников. Школа, а через неё и процесс получения знаний, ассоциируется с принуждением и даже насилием, неудивительно, что дети стараются всеми силами её избегать, взамен следуя за стереотипами, которых более чем достаточно предлагает современное общество. О гармоничном развитии личности в таких условиях говорить сложно. Разумные родители стараются заниматься внешкольным развитием своих детей, записывая их на различные спортивные секции и кружки; по идее, подобную возможность должна предоставлять сама школа, но стремительно устаревающий аппарат не справляется со своей основной задачей. Молодым учителям и талантливым детям, стремящимся к знаниям, сложно для достижения взаимной цели преодолеть бюрократическую и социальную инерцию.

Центр Образовательных проектов «Сигма» стремится изменить эту ситуацию, реализуя различные проекты для начальной и средней школы, длящиеся  как на протяжении всего учебного года (семинары по математике и физике для 5-11 классов, школа финансовой грамотности для 2-6 и 5-11 классов), так выездные (турниры и олимпиады регионального, всероссийского и международного уровней) и каникулярные (летняя и зимняя выездная школа развития «Пифагор»).

Миссия Центра заключается в нескольких тезисах, играющих значительную роль в системе современного образования и весьма актуальных для Новосибирска и Новосибирской области, где традиционно высок интеллектуальный и научный потенциал:

  • повышение уровня математического и естественнонаучного образования учащихся школ;
  • формирование учебного сообщества, вдохновлённого идеей развития, образования и самообразования;
  •  воспитание личностей с высоким уровнем гражданской ответственности, с ясным пониманием четких этических норм и ценностей, способных к самоорганизации и самоопределению.

Особенно ярко эти принципы работают на примере Выездной школы развития «Пифагор», где в течение двух недель непрерывного общения происходит обоюдное понимание поставленных перед учениками и преподавателями задач.

Свобода и эксперимент – эти понятия лежат в основе Выездных школ. Безусловно, тщательно продуманные и подготовленные, но всё-таки подлинные – здесь каждому даётся возможность заниматься тем, что он больше всего любит, без лишних бюрократических проволочек.

Любишь математику/физику/историю/литературу/живопись/химию/театр/кино (список можно продолжать по собственному желанию) и стремишься глубже проникнуть в красоту своего предмета?

Пожалуйста: преподаватели с удовольствием готовят погружение или курс, а дети с интересом занимаются на нём вещами, максимально приближенными к настоящему научному и творческому эксперименту.

Казалось бы: ну какой нормальный ребёнок будет во время своих каникул корпеть над дополнительными уроками? В том-то и дело, что сама атмосфера школы позволяет подростку легко и радостно получать знания из наиболее интересной для него области: после представления курсов в первый же день выездной школы дети решают какие занятия им больше по душе и постепенно осознают ответственность за своё решение. Даже в процессе перехода из одного курса на другой, подрастающий «Пифагор» учится понимать, чего же он действительно хочет и за счёт этого совершает сильный скачок в развитии личности. Более того – он находится среди ровесников, стремящихся к знаниям и стоящих перед точно таким же выбором. Происходит предварительный анализ своих возможностей и перспектив, который потом неоднократно пригодится во «взрослой» жизни. Преподаватели (студенты, выпускники ВУЗов и опытные педагоги) не просто проводят курсы, они буквально живут со своими учениками, делятся жизненным опытом, отвечают на различные вопросы, в свою очередь значительно развиваясь за счёт этого общения и чувства глубокой ответственности перед оказанным им доверием. Во внеучебное время проводятся клубы (притчи, чтение, кино, динамичные фигуры из домино, китайское чаепитие, бальные танцы и многое другое), интеллектуальные игры, обще школьные мероприятия, спортивные занятия: ученики постоянно заняты важными и необычными для них делами. На выездных школах «Пифагора» ребята часто находят друзей и единомышленников на всю жизнь – талантливые дети (а они все талантливые – надо только не закрывать глаза на это) не чувствуют себя одиноким и получают возможность быстрой самореализации за счёт индивидуальной и групповой работы, а некоторые из них становятся стажёрами и преподавателями последующих выездных школ.

Идея школы развития проста и эффективна – если дать человеку возможность заниматься тем, что он хочет, в благоприятной среде, то он будет делать это хорошо, радостно и с любовью. Никакого насилия и принуждения. Важную роль в создании этой уникальной атмосферы играет тщательный отбор преподавателей и предварительная работа с родителями. Порядок внутри школы сохраняется за счёт грамотно выстроенного административного аппарата, следящего не просто за механическим выполнением установленных правил, а за соблюдением норм элементарной человеческой нравственности. Например, таких, как уважение друг к другу. Негативные влияния отсеиваются естественным образом – те, кто хочет просто «потусоваться», не поедут на подобную школу, у них есть множество способов провести время повеселее (хотя, спросите у наших детей: насколько им весело на выездной школе Пифагора).

Свобода, которую обретают дети на школе, вполне разумна – она способствует разностороннему развитию личности, не ограничивая интересов окружающих, не навязывая никаких идеологических установок – на выездной Школе каждый имеет возможность, выложившись полностью, получить то, к чему он стремится.

А, если абстрагироваться от некоторой академической сухости изложения, которая является средством психологической защиты, когда рассказываешь о чём-то подлинно важном, то что можно обнаружить на самом донышке этой статьи?

Радость. Да, именно радость. Оттого, что можно быть самим собой, что две недели происходит чистый процесс познания в полной независимости от внешнего мира, с его суетой и рекламой, что рядом постоянно такие живые и жадные до красоты глаза, что кругом постоянно происходит напряжённое движение мысли, а ты этим живёшь, и наблюдаешь за ним, соучаствуешь в созидании… Стоп. Здесь, чтобы не вдаваться в неумеренный пафос необходимо пояснение, в духе Стругацких2: знания, которыми делится каждый преподаватель – не просто инструмент, а опыт всего человечества, к которому долго и мучительно шли лучшие его представители. И утилитарное отношение к этому знанию, на самом деле, – преступно. Во время выездной Школы удаётся уйти от этой пошлой утилитарности и взглянуть на свой предмет с другой стороны, поражаясь неизмеримым и прекрасным возможностям, скрывающимся за ним. По собственному желанию пойти на преодоление собственной лени и косности и учиться тому, что действительно интересно. Жаль, что условия для подобного ненасильственного изучения окружающего мира созданы только в некоторых исключительных оазисах, ведь красота – это то, что мотивирует человека, обычно предпочитающего уютную норку благостного невежества, расти над собой, задавать вопросы, находить на них ответы и познавать непознаваемое. Красота окружающих тебя людей, красота природы, научного и творческого открытия, она принимает различные формы, которые мы ищем с переменным успехом на протяжении всей жизни. Ну, собственно, она, как говорится, и спасёт мир, что особенно актуально для Новосибирска и Новосибирской области.

Даже пусть это звучит наивно и утопически, но чистая идея уже реализована во многих интересных  и успешных проектах «Сигмы». Почему бы и нет? Утопия она для того и нужна, чтобы делать жизнь лучше. К тому же, одной из задач Школы развития является избавление от стереотипного мышления, а то, что утопия не может быть реализована и потенциально обречена на провал, – самый что ни на есть шаблон и штамп, загубивший много прекрасных идей.

И, ведь, создавать невозможное это же так интересно!

Человек, изначально определивший сферу своей будущей деятельности и постепенно развивающийся на выбранном пути, достигает значительных успехов, потому что чувствует себя на своём месте и находит применение своим наиболее ярким талантам.

Неудивительно, что воспитанники  Центра образовательных проектов «Сигма» являются призёрами многих, в том числе и международных олимпиад, поддерживая высокую планку научно-образовательного престижа Новосибирска.

Примером тому служит недавняя убедительная победа команды «Школы Пифагора» на Новосибирском Турнире Юных Физиков 2012 года.

 



[1] «Я глубоко убежден: не нужна высшая математика в школе. Более того, высшая математика убивает креативность». А.А. Фурсенко, РИА Новости 11/02/2009  

[2] «Самое забавное, говорил Изя, что каждый кирпичик этого храма, каждая вечная книга, каждая вечная мелодия, каждый неповторимый архитектурный силуэт несут в себе спрессованный опыт этого самого человечества, мысли его и мысли о нем, идеи о целях и противоречиях его существования; что каким бы он ни казался отдельным от всех сиюминутных интересов этого стада самоедных свиней, он, в тоже время и всегда, неотделим от этого стада и немыслим без него... И еще забавно, говорил Изя, что храм этот никто, собственно, не строит сознательно. Его нельзя спланировать заранее на бумаге или в некоем гениальном мозгу, он растет сам собою, безошибочно вбирая в себя все луч шее, что порождает человеческая история...»
 Аркадий и Борис Стругацкие. «Град обречённый».

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела