Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Ирина Анатольевна Ширшова,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории, победитель конкурса лучших учителей РФ МОУ Шурыгинская СОШ Черепановского района Новосибирской области

Формирование творческих способностей младших школьников средствами художественной литературы

Одной из главных задач школы является развитие творческих способностей учащихся, умений и навыков работы с разными источниками информации, активизация познавательной деятельности. Поэтому работа с одарёнными и способными детьми начинается с первых дней их пребывания в школе.

Многие формы работы стали в нашей школе традиционными. Особое внимание мы уделяем организации предметных недель, декад, конкурсов, проектов, олимпиад.

В наш век компьютеризации и высоких технологий человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Значение книги трудно переоценить. Умение работать с книгой – одно из важнейших условий успешного обучения ребёнка. Нами разработаны как классные, так и общешкольные мероприятия, посвященные развитию умения работать с книгой.

Предлагаю познакомиться с планом проведения декады литературного чтения в начальных классах.

Прежде всего, методическим объединением учителей начальных классов был разработан маршрутный лист путешествия по станциям в страну Литературию.

Цель: развитие интереса к чтению художественной литературы; формирование творческих способностей младших школьников.

Маршрутный лист.

Понедельник. Станция «Знакомство».

1. Открытие декады литературного чтения.

2. Международный день детской книги.

3. Проект «История создания книги» – 4 класс.

Вторник. Станция «Всезнайка».

  1. Литературная викторина по классам с выявлением лучшего знатока литературы.

Среда. Станция «Вопрос – ответ».

1. Литературный ринг – 3 класс (сборные команды).

Четверг. Станция «Творческая».

1. Конкурс литературно-художественного творчества «Обложка к моей любимой книге» – 1-4 классы.

2. Музыкальная гостиная – 2 класс.

Пятница. Станция «Добрая старина».

1.Устное народное творчество 1-4 классы (загадки, пословицы, кроссворды).

Понедельник. Станция «Театральная».

1. Мини-спектакли «Сказки гуляют по свету» – 1-4 классы.

Вторник. Станция «Книжкина больница».

1. Ремонт книг из библиотеки – 1-4 классы.

2. Акция «Подарок Книгограду» среди учителей и учащихся всей школы.

Среда. Станция «По дорогам войны».

1. Презентация «Дети войны» – 1-е классы.

2. Конкурс чтецов стихотворений о войне – 1-4 классы.

3. Чтение и выставка книг о войне в классах.

Четверг. Станция «В гости к Маршаку».

1. Презентация о писателе – библиотекарь.

2. Конкурс рисунков – 1-4 классы.

Пятница. Станция «Заключительная».

  1. Подведение итогов. Развлекательно-познавательная игра «Будешь книги читать – будешь много знать» – 4 класс.
  2. Награждение участников и победителей.

На первой станции «Знакомство» ученики 4 класса совместно с учителем Окороковой О.Б. приготовили творческий проект «История создания книги» и показали познавательную презентацию «Книга о книге».

Дети младшего школьного возраста очень любят сказки. Они и слушают их с наслаждением, и с удовольствием рассказывают их сами, и  инсценируют. Так, на станции «Театральная» использовали сценарии в стихах Л.Я. Поляк по мотивам русских народных сказок: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»,  «Лиса, заяц и петух». В постановках сказок ребята смогли раскрыть  актёрские способности, показали свой талант.

На протяжении декады литературного чтения ребята активно в ней участвовали: находили ответы на вопросы различных викторин  (приложение № 1), разгадывали загадки, кроссворды с целью выявления лучшего знатока литературы; участвовали в литературном ринге, в конкурсе литературно-художественного творчества «Обложка к моей любимой книге», в конкурсе чтецов стихотворений о войне; ремонтировали  книги; посмотрели интересные презентации о Великой Отечественной войне; побывали «В гостях у Маршака». Учащиеся были активны, подвижны, проявляли инициативу, развивали творческие и познавательные способности, читали дополнительную литературу.

На станции «Заключительная» подведены итоги декады, награждены участники и победители.

Победители приняли участие в районной олимпиаде по литературному чтению.

Важность и значимость такой работы очевидна. Подтверждением могут служить слова С. Лупана: «Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать».

Приложение № 1

Викторина «В мире сказок»

 

  1. Назовите имена друзей Незнайки.
  2. В какой сказке встречался «красный цветок»?
  3. В какое время дня обвенчался царь Салтан?
  4.  Кто написал сказку «Кот в сапогах»?
  5. Кто одолел Тараканище?
  6. Как звали девочек в сказке «Мороз Иванович»?
  7. Что больше всего любил Карлсон?
  8. Кто написал сказку «Золушка»?
  9. Советский композитор, автор балета «Золушка»?
  10. Что обозначает имя Буратино?
  11. Какие слова должен произнести Буратино на поле чудес?
  12. Где находилось поле чудес?
  13. Как звали трёх поросят?
  14. Как называл своего хозяина кот в сапогах?
  15. Как звали принца с хохолком, горбом и косыми глазами?
  16. Во сколько лет дядя Фёдор научился читать?
  17. В каком районе находится деревня Простоквашино?
  18. Что собирала по пути к бабушке Красная шапочка?
  19. Сколько было сыновей у старого мельника?
  20. Сколько фей было на празднике по случаю рождения принцессы в сказке «Спящая красавица»?
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела