Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(3) Протоиерей Борис Пивоваров,
председатель Отдела образования Новосибирской епархии

Родная педагогика

Каждому школьному учителю знакомы такие словосочетания как родная земля, родной язык, родная история, родная литература, родная культура, родная школа. Рядом с этими дорогими сердцу российского учителя словами следует поставить и словосочетание родная педагогика

Родная педагогика – это педагогика воспитания.

В настоящее время все большее распространение получает педагогика партнерства, педагогика сотрудничества. Высказывается мнение, что ребенка надо не учить, как учили раньше, а только надо помогать ему самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться и тому подобное.

Традиционная для России педагогика воспитания сохраняет парадигму «учитель – ученик». Педагогика партнерства, привлекая своей либеральностью,  подрывает педагогику как искусство воспитания. В переводе с греческого педагог означает «детоводитель», или по-старославянски «пестун».  Отсюда выпестовать – значит воспитать.

Родная педагогика – это традиционная наука воспитания детей в духе почитания родителей, предков, в духе преданности Родине, родному языку и родной культуре. В этом и заключается духовно-нравственное воспитание детей и молодежи.

Влияние семьи в деле духовно-нравственного воспитания ребенка чрезвычайно велико. Но очень многое зависит и от школьного учителя. Школьный учитель учит ребенка не только словами, не только уроками в классе или внеклассными занятиями. Учитель воспитывает ученика, прежде всего, своим примером. Именно нравственное влияние является основой воспитания, считал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

Его предисловие к работе «О нравственном элементе в русском воспитании» так и называется «Нравственное влияние как главная задача воспитания».

В этой очень важной работе К.Д. Ушинский поднимает принципиальные вопросы педагогики: рассматривает нравственное чувство в человеке и эгоизм.  

«Чувство общественности или, другими словами, нравственное чувство живет в каждом из нас точно так же, как и чувство личности, эгоизма.

Оба эти чувства, в виде микроскопических зародышей, рождаются вместе с человеком. Но тогда как первое, то есть нравственное чувство, благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть, другое, как всякий бурьян, не требует для своего преуспеяния ни ухода, ни присмотра и, не обуздываемое вовремя, скоро подавляет все лучшие, нежнейшие растения. Сам Божественный Сердцеведец нашел ненужным заботиться о возрасте этого чувства: никто и без того из собственного побуждения не подавляет своей живучей плоти, этого источника всякого эгоизма, «но питает и греет ю» (по-русски – «но питает и греет её». – Послание к Ефесянам, глава 5, стих 29).

Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что воспитание, семейное и общественное, вместе с влиянием литературы, общественной жизни и других общественных сил, может иметь сильное и решительное влияние на образование нравственного достоинства в человеке. Кроме того мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов» [1].

Изучение в школе учебного курса «Основы православной культуры» побуждает нас обратиться к родной педагогике, к рассмотрению роли учителя в деле воспитания школьников.

Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский писал: «Учитель – это штука тонкая: народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом. Деньгами вы, например, построите школ, но учителей сейчас не наделаете» [2].

Итак, если мы поверим Достоевскому, то должны признать, что народный, национальный учитель:

–  вырабатывается веками,

–  держится преданиями, бесчисленным опытом.

Следовательно, без обращения к многовековому отечественному педагогическому наследию выстроить и применить педагогику воспитания в России невозможно. Попытки привить российской школе иноземные опыты образования и воспитания известны. Но они или не учитывают педагогические предания России, или искореняют их. По иностранным методикам не сохранить и не укрепить единое духовно-нравственное, а значит и образовательное пространство России.

Какова цель воспитания?

В.А. Жуковский написал: «Образование – воспитание для доброделания».

Что является самым трудным в современном школьном воспитании?

–  От чего зависит образ жизни школьника?

–  От родителей? От семьи? – Но теперь и семья далеко не всегда определяет образ жизни школьника.

–  Если образ жизни школьника зависит (варианты: целиком и полностью, главным образом, в значительной степени) от влиянии окружающей среды (ТВ, интернет, реклама, шоу-бизнес, поведение окружающих сверстников), то какова тогда роль (что остается для) школьной педагогики?

Вариант 1: школа помогает своему воспитаннику приспособиться к окружающей среде.

Вариант 2: школа помогает своему воспитаннику преодолевать негативное влияние окружения.

В первом варианте – подражание окружению, подчинение, приспособление к определенным внешним установлениям, связанным с внешним влиянием.

Во втором варианте – надо «плыть против течения».

–  Что делать школе?

Сейчас ситуация такова, что школа действует разнонаправлено:

–  стараясь не отстать от современности, школа пропагандирует шоу-культуру;

–  стараясь сохранить школу (чтобы совсем не пошла «вразнос»), школа робко пытается как-нибудь смягчить деструктивное влияние «современного окружающего мира».

Общего для всех рецепта воспитания нет и, наверное, не будет. А формы, способы, методы воспитания существуют разные. По этому поводу написано много книг, диссертаций. Кроме того, по мере учебной деятельности сама жизнь учит, корректирует теорию и практику. Всякий педагог, с одной стороны, должен знать теорию и историю педагогической науки, а с другой стороны – осваивать новые педагогические технологии. Польза педагогических конференций, семинаров  заключается в том, чтобы и классику не забывать, и новый опыт приобретать.

Педагогику трактуют по-разному, порой добавляя дополнительные характеристики или ярлыки: «авторитарная» педагогика, «свободная» педагогика,  «гуманная» педагогика и т.п. Попытка подобной классификации представляется небезобидной, так как при этом размываются и искажаются основные понятия педагогики – в педагогике всё же нельзя забывать о ее основах. И если мы, последуя совету Козьмы Пруткова, будем смотреть в корень («зри в корень!»), то в первую очередь вспомним о родной педагогике.

Родная педагогика не может не быть актуальной. Она формировалась и утверждалась сотнями и тысячами поколений, а не только лишь на протяжении семидесяти или даже ста лет. Есть навыки, которые трудно в одночасье привить и в одночасье искоренить. В родной педагогической традиции важны такие вещи, как чувство благодарности, доброжелательности, почтения к родителям, правдивости, дружелюбия, ответственности, усердия, милосердия. И все это – не просто формальный набор понятий, а те принципы, вокруг которых и должно выстраиваться воспитание детей и молодежи. Если мы что-то утрачиваем из этого или называем другими терминами, часто подменяя одно понятие другим, мы можем нанести непоправимый вред всему воспитательному процессу.

Например, широко используемое в наше время слово «толерантность» – это медицинский термин, означающий ‘привыкание к ядам’, но одновременно существует слово «дружелюбие», которое гораздо глубже слова «толерантность». Поэтому и педагогика, построенная на дружелюбии, гораздо глубже педагогики, построенной на толерантности.

На вопрос: «В чем высший подвиг учителя?», прекрасный ответ содержится стихотворении замечательного русского философа и поэта Алексея Хомякова.

Подвиг

 

Подвиг есть и в сраженьи,

Подвиг есть и в борьбе;

Высший подвиг в терпеньи,

Любви и мольбе.

 

Если сердце заныло

Перед злобой людской,

Иль насилье схватило

Тебя цепью стальной;

 

Если скорби земные

Жалом в душу впились, –

С верой бодрой и смелой

Ты за подвиг берись.

 

Есть у подвига крылья,

И взлетишь ты на них

Без труда, без усилья

Выше мраков земных,

 

Выше крыши темницы,

Выше злобы слепой,

Выше воплей и криков

Гордой черни людской.

 1804–1860

 

Вот почему педагогика воспитания ставит первостепенную задачу – научить детей воспринимать прекрасное, доброе и разумное. Следующая ступень духовно-нравственного воспитания – дорожить этим прекрасным, добрым и разумным, иметь к добру и благу устойчивый вкус. Высшая ступень – быть готовым защищать добро и противостоять злу.

 

Список источников

 

1. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т. 1. М., 1953. С. 327–332.

2. Достоевский Ф.М. Дневник писателя (избранные страницы). М.: Современник, 1989. С. 29-30.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1585)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела