Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Рамиля Руслановна Аколупина,
педагог-психолог отдела развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, МКУ Городского центра по профилактике социального сиротства «Солнечный круг» г. Новосибирска

Первые шаги граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью

Хотите создать приемную семью? А что вам известно об этом? Кроме искреннего желания стать для ребенка любимым и желанным человеком, который сможет заменить отца или мать, для всех нас столь же важно реализовать базовые человеческие потребности.

Процесс формирования личности, как правило, характеризуется не только интеллектуальным развитием, но и возникновением новых интересов. Научить ребенка можно лишь тогда, когда удается вызвать у него желание сделать что-то самостоятельно под чутким руководством мудрого взрослого. «Воспитание, понимаемое в самом широком смысле этого слова, должно, в сущности, быть основным стержнем, вокруг которого строится все развитие личности ребенка», писал известный советский психолог Лев Выготский, который в своих трудах отмечал, что мотивы и эмоции, подобно умственным и волевым процессам, формируются на протяжении детства и именно в этом возрасте легко усваиваются общественно значимые нормы и правила поведения.

А сколько внимания, настойчивости, терпеливого ожидания необходимо проявить взрослым, чтобы воспитать приемного ребенка? Первое, что необходимо учитывать при создании замещающей семьи – возраст кандидата в приемные родители. Всего несколько лет назад верхний предел исчислялся 48 годами, сегодня количество лет не является очевидным препятствием. В скоротечном и быстро изменяющемся мире происходит разное: и преждевременная старость, и задержавшаяся молодость, а в нашем случае это немаловажно, так как дети требуют значительной отдачи энергии, внимания и терпения. Сердечная теплота и душевное добро – вечные двигатели усыновителей и приемных родителей. Когда ребенок подрастает, его необходимо активно занимать, ходить с ним на прогулки, играть, увлекать творчеством и спортом. В этом случае бодрость души ценится намного выше, нежели внешняя красота. Однако, забирая на воспитание малыша, важно представлять, что будет с ним через 10-15 лет, когда он достигнет подросткового возраста. Будет ли он слушаться своих пожилых родителей, или оттолкнет их помощь, считая, что они не способны понять нужды и чаяния молодежи, ее моду, стиль, взгляды?

Следующий вопрос, который нужно для себя решить: говорить ли ребенку, что он приемный? Узнав однажды о том, что родители не являются ему родными, вдруг он изменит свое отношение к тем, кто его вырастил? Перспектива жить в постоянном страхе, что секрет неожиданно раскроется, и ребенок вдруг отправится на поиски своей биологической матери или отца, или назло сбежит из дома в «плохую» компанию, отпугивает некоторых потенциальных приемных родителей. Кроме того, следует понимать, что у детей, лишенных в младенчестве и раннем возрасте материнского внимания, в 12-13 лет наступает кризис. Многие из них начинают задумываться о том, кто они, откуда родом, какие у них корни, не могут найти себе места в жизни, ощущают свою никчемность и заброшенность. Поэтому очень опасно, если в переломный момент подросток получает отрицательную информацию о своем происхождении и кровных родителях. Даже если она и правдива, он начинает ощущать себя ненужной вещью и легко может сбиться с правильного пути в жизни. Открывать правду или нет – личное дело каждого приемного родителя. Однако нужно помнить, что для ребенка – такого рода информация – стресс. Необходимо подготовить ответ заранее, без сказочных аистов и капусты, иначе, когда он об этом узнает в садике или школе, да еще и в негативной форме, доверие к вам будет подорвано. Нужно так побеседовать с ребенком, чтобы ему стало понятно, что он очень счастливый человек, так как его все любят и у него целых две матери и два отца в отличие от других. Что на свете существует много брошенных детей, но им не повезло, потому как они так и не смогли найти свою вторую семью. Очень важно, чтобы он ощущал себя любимым и желанным, понимал, что он самый замечательный.

Однако, что же делать, если дети узнают правду некорректно? Нет ничего хуже, когда волнующая информация неожиданно услышана от соседей, из уст насмехающихся ровесников или во время вспышки гнева от самих приемных родителей. Да, потом приходит запоздалое раскаяние, но ничего уже изменить нельзя! В такой ситуации воспитаннику может показаться, что он не нужен и нежелателен. Результаты проведенного опроса среди населения показывают, что практически каждый ребенок хотя бы раз в жизни задается вопросом причастности к своей семье и роду и почти любой приемыш мечтает посмотреть на своих биологических создателей. В этом случае необходимо спокойно все обсудить и постараться привести достойные аргументы своей родительской состоятельности и любви.

Исходя из практики, следует отметить, что большинство знакомых и друзей пропадают из поля общения, когда в семье вдруг появляется приемный малыш. У некоторых возникают праздные вопросы: «Зачем это нужно, он ведь все равно чужой!» И многие не смогли бы взять на воспитание некровного ребенка. Хотя в целом отношение людей к семейному устройству детей-сирот скорее положительное. Поэтому обсуждать возникающие проблемы воспитания отныне придется в основном со специалистами: психологом, социальным педагогом, педиатром, юристом, пообещав себе не откровенничать со всеми подряд.

И, наконец, какие свойства личности являются необходимыми для общения с детьми? Прежде всего, это совокупность качеств, позволяющих человеку легко устанавливать контакты с окружающими. Отличное самочувствие и хорошее состояние здоровья также важны при уходе за малышом. Кроме того, взрослый должен развивать в себе такие качества и умения, как:

  1. Толерантность (терпение, выносливость по отношению к поведению других людей);
  2. Владение речью (возможность что-либо объяснить доступной и понятной форме для собеседника);
  3. Умение воздействовать на ребенка.

Таким образом, способность формировать в себе или использовать уже имеющийся опыт воспитателя дело достаточно сложное. Для того чтобы помочь людям, желающим взять ребенка из учреждения для детей-сирот, разобраться в своих истинных желаниях и возможностях в Новосибирске создана Городская школа приемных родителей, которая располагается на базе МКУ ГЦПСС «Солнечный круг». Специально для кандидатов в замещающие родители здесь организуются занятия и консультации специалистов, которые проводятся бесплатно. При центре также существует клуб общения приемных мам и пап «Семейная гостиная», где в неформальной обстановке уже опытные и начинающие родители могут поделиться друг с другом своими радостями и трудностями.

Если вы стоите на пороге важного решения о принятии некровного ребенка, знайте: вам есть куда обратиться и где получить поддержку. Юристы, педагоги-психологи, социальные педагоги готовы вам помочь. Для более подробной информации обращайтесь в телефонную службу «Семейный вопрос» муниципального казенного учреждения города Новосибирска городского центра по профилактике социального сиротства «Солнечный круг»: 315-22-15.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела