Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Галина Алексеевна Стремоухова,
главный врач ГКУЗ НСО дома ребенка № 2 г. Новосибирска

Гуманистический подход в комплексной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе знаний о психологии детей раннего возраста

Дома ребенка в России являются основными учреждениями, куда помещаются младенцы и дети раннего возраста, оставшиеся без попечения родителей. В Новосибирской области 5 домов ребенка, все они имеют психоневрологическую специализацию.

Наш дом рассчитан на 100 детей в возрасте от рождения до 4-х лет. Ежегодно через него проходит около двухсот воспитанников. В возрастной структуре поступающих преобладают дети первого года жизни – до 65%, от одного до двух лет – до 17%, с двух до трех лет – 18 %. Все поступающие младенцы имеют разной степени выраженности поражения центральной нервной системы перинатального характера, ослаблены, с отягощенным биологическим и социальным анамнезом. Каждый второй малыш находится в состоянии анемии после перенесенной пневмонии, с инфицированием, передающимся гематогенным путем (ВИЧ, вирусные гепатиты В и С). Более 25% детей с ограниченными возможностями. В структуре заболеваний, обусловивших возникновение инвалидности, на первом месте болезни нервной системы (до 60%), на втором – врожденные аномалии (до 30%).

Кроме того, все ребята имеют отставание в развитии и проблемы поведения. Отрицательное влияние депривационных условий учреждений ведет к напряжению и стрессу, срыву адаптационных возможностей, снижению иммунитета и, как следствие этого: к повышенной заболеваемости детей внутрибольничными инфекциями (ОРВИ, бронхитами, пневмонией).

Основные виды услуг, оказываемых в доме ребенка:

  1. Социально-бытовые, направленные на поддержку жизнедеятельности воспитанников.
  2. Социально-медицинские, устремленные на восстановительную медицинскую и реабилитационную помощь.
  3. Социально-педагогические, обеспечивающие воспитание, профилактику отклонений в поведении и личностном развитии.
  4. Социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния детей и их адаптацию в обществе.
  5. Социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение развивающей и безопасной среды для детей.
  6. Социально-правовые, направленные на уточнение статуса, защиту законных прав и интересов детей.

В результате исследований зарубежных и отечественных психологов в течение последних 20 лет, экспериментальных наблюдений за взаимодействиями младенца и матери было обнаружено, что с самого рождения дети обладают особой способностью выделять в окружающем мире социально-эмоциональные проявления. Таким образом, доказано, что человек появляется на свет со способностями устанавливать взаимоотношения с другими людьми. В соответствии с теорией привязанности, основой формирования ранних отношений служат не удовлетворение потребности в пище, а ощущение безопасности, теплоты и комфорта, которые получает малыш от матери или того, кто заботится о нем.

Если у маленького ребенка не было стабильных отношений любви и привязанности в семье, значит, у него не сформированы опыт доверия к взрослым и устойчивые адаптационные механизмы к разному поведению окружающих. Попадая в дом ребенка, ему нужно время для формирования постоянных отношений с персоналом. Если окружающие не помогут ребенку установить такие связи, он с первых дней будет в ситуации дезатаптации.

Основными расстройствами личности являются:

  1. Отставание в речевом и двигательном развитии.
  2. Самостимуляции (раскачивание, сосание пальцев).
  3. Низкий уровень активности, слабый интерес к игрушкам.
  4. Нарушение поведения (беспорядочное дружелюбие).
  5. Особенность эмоционального состояния (грусть, печаль, серьезность).

Ученые показали, что нейробиологические последствия пренебрежения к основным потребностям ребенка и насилие оказывают негативное воздействие на развивающийся мозг с отдаленными последствиями. Если такие стрессы достаточно продолжительные, то это приводит к нейрохимическим изменениям и замедляет естественные процессы: принятие и переваривание пищи, борьбу с инфекциями, усвояемость полезной информации. Вот почему дети, живущие в системе группового ухода и не имеющие стабильной фигуры привязанности, в большинстве случаев отстают в физическом и психическом развитии, а также чаще болеют. Таким образом, персонал учреждения может стать источником угрозы, которая приведет к развитию дезорганизованной привязанности и серьезным изменениям в центральной нервной системе малыша. Адекватный же воспитатель может стать основой безопасности ребенка, дав ему устойчивость к стрессам. Положительное психоэмоциональное состояние детей является критерием эффективной деятельности.

Одним из условий полноценного развития малышей в домах ребенка является организация стабильности и постоянства персонала. Для становления личности воспитанника требуется наличие адекватных потребностям его развития, количественных и качественных характеристик социально-эмоционального окружения.

В феврале 2010 года наше учреждение принято в профессиональное объединение «Ассоциация содействия модернизации домов ребенка». Заключено трехстороннее соглашение по проекту модернизации «Как дома» между Министерством здравоохранения Новосибирской области, Детским благотворительным фондом «Солнечный город» и домом ребенка № 2.

В соответствии с программой раннего вмешательства реорганизация учреждения имеет следующие направления:

– постоянство места проживания детей;

– стабильность круга близких взрослых;

– уменьшение количества детей на одного взрослого;

– создание разновозрастных групп;

– обеспечение свободы и безопасности контактов с окружающим миром;

– обучение персонала.

Целью программы обучения является: улучшение социальной отзывчивости и соответствие поведения взрослого уровню развития ребенка; современное представление о психическом здоровье и развитии детей младенческого и раннего возраста, в том числе с особыми потребностями; информирование о междисциплинарном командном взаимодействии персонала.

В результате проведенных преобразований удалось стабилизировать социальное окружение детей, создать интегративные группы, в которых ребенок живет в «своей семье» с момента поступления.

Предварительные результаты, основанные на наблюдениях за детьми и персоналом, свидетельствуют о положительных изменениях. Можно отметить, что у ребят сократились проявления стереотипии и самостимуляции; уменьшилось беспорядочное дружелюбие. Дети с особыми потребностями получили возможность наиболее полно проявить свои способности к подражанию и социальному взаимодействию. Кроме того происходит формирование атмосферы, близкой к условиям проживания в семье. И как следствие, мы имеем снижение повышенной тревоги у персонала.

Но конечно, нельзя не сказать, что приоритетным направлением в деятельности дома ребенка является устройство детей в семьи. За последние три года 93% ребят нашли своих вторых родителей.

Нарушения в развитии и эмоциональные проблемы у детей, воспитывающихся в учреждениях, влияют на последующее развитие и психологическое функционирование. Нарушение привязанности пропорционально длительности депривации. В то же время, некоторые дети с опытом долгой потери все же способны формировать качественные отношения привязанности к родителям-усыновителям.

Таким образом, возраст ребенка и длительность пребывания в учреждении влияют на его последующее развитие. Психологи говорят о первых 3-6 месяцах нахождения в сиротском коллективе, как о критических, за которыми начинаются долго прослеживающиеся негативные последствия. При этом наибольшие сложности наблюдаются в области социально-эмоционального развития, которые могут продержаться до 6-11 лет.

Актуальной задачей дома ребенка является изменение условий жизни детей в первые месяцы и годы жизни так, чтобы значительно уменьшить риск приобретения негативного раннего опыта и связанных с ним изменений развития. Отзывчивость и постоянство первичного социального окружения являются ведущими факторами, определяющими развитие детей в младенческом и раннем возрасте. Проведение изменений, направленных на создание условий проживания, близких к семейным, позволяет уменьшить отрицательные последствия пребывания ребенка в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Первые шаги граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью
2. Что такое границы в воспитании, и как их устанавливать
3. Гуманистический подход в комплексной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе знаний о психологии детей раннего возраста
4. Я – педагог!
5. Я горжусь своими детьми
6. Меры социальной поддержки, предоставляемые многодетным семьям