Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Инновационный менеджмент в управлении образовательным учреждением»
Выпуск №40 Апрель 2012 | Статей в выпуске: 129


Все статьи автора(8) Евгения Юрьевна Кривченко,

учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МАОУ «Информационно-экономический лицей»
г. Новосибирска

Применение методики прогнозирования Л. М. Плаховой, В. П. Быковой как пример инновационного менеджмента в управлении качеством обученности учеников

Современный учитель должен быть не только отличным специалистом в своём предмете, но психологом и менеджером. Менеджером? Да! Учитель должен управлять качеством обученности по своему учебному предмету. Как возможно управлять этим сложным процессом?

Обратимся к теории вопроса. Управление качеством образования – системное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс, на комплекс других связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов с целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов установленным и предлагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям. Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии образовательной системы или отдельных ее элементов, а также об удовлетворении образовательных потребностей населения, родителей. Для учителя – менеджера, мониторинг – специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния обученности по своему предмету на базе существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.

Проблема оценки качества образования является в настоящее время актуальной. Я особое внимание обращаю на мотивацию, рефлексию и самооценку, способность делать выбор и осмыслять как его последствия, так и результат собственной деятельности. Осознавая трудности каждого, с самого начала развивала у учащихся коммуникативные умения, самоконтроль и самооценку, умение задавать вопросы, находить способы для разрешения проблемной ситуации. Важно, чтобы каждый ученик работал в полной мере своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал материал, продвигался в личностном развитии.

С 2001 года я отслеживаю степень обученности по системе прогнозирования, разработанной кандидатом педагогических наук Быковой Валентиной Петровной. За основу взят алгоритм формирования и формулирования целей обучения, предложенный Л.М. Плаховой. Зная стоящие перед ним цели, учащиеся и учитель разрабатывают свою тактику достижения их. Учащиеся свои конкретные цели определяют в предполагаемых оценках за четверть, год и, стремясь к намеченной цели, дети осознанно выполняют свою деятельность. В течение четверти определяется, что помешало достижению цели, анализируется вся сделанная работа. Методика требует от учителя каждодневной сверки притязаний учащегося с его конкретной работой, корректировки шагов по достижению успехов ученика.

Как организовать свою деятельность и учебный процесс по системе прогнозирования?

Начнем с планирования по учебному предмету. Оно должно соответствовать образовательным стандартам (сейчас мы работаем по стандартам первого поколения). Необходимо четко запланировать формы изучения учебного материала, виды контроля, ожидаемые результаты. Далее пошагово:

I. Применение методики прогнозирования Л.М. Плаховой, В.П.Быковой для оценивания эффективности обучения на уроках истории и обществознания.

По классу заполняется таблица:

  1. Формирование и формулирование целей обучения

Учебный период, предмет

Ожидаемый результат учеником

Прогноз учителя

Фактический результат в конце года

Фамилия, имя ученика

Четверть, полугод

Четверть, полугод

Четверть, полугод

Четверть, полугод

Четверть, о полугод

Четверть, полугодие

1. Иванов

5

5

<

4

5

5

2. Петров

4

4

>

4

5

5

3. Сидоров

4

4

4

4

4

4. Смирнов

4

4

<

4

3

4

5.  список далее

5

5

<

5

4

5

 

«5» – запланированные учениками класса желаемые отметки за год.

>  могут улучшить результат: (№ 2,  № 17, № 23 и так далее)

<  могут ухудшить результат:  (№ 1, № 4, № 5, № 6 и так далее)

? Совпадение результатов ожидается у 10 человек:  (№ 3, № 7, № 10, №11, и так далее)

 

II. Учитель для осуществления контроля знаний и умений по предмету разрабатывает систему заданий, учитывая при этом требования программы.

Контроль по предмету___________ Учитель____________ Класс______

Вид контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Тестовые задания закрытого типа

 

 

 

 

Задания по хронологии

 

 

 

 

Работа с исторической картой

 

 

 

 

Составление характеристик исторических персоналий

 

 

 

 

Сравнительные таблицы

 

 

 

 

Тестовые задания с кратким ответом

 

 

 

 

Задания на объяснение причинно-следственных связей

 

 

 

 

Работа с учебником (структурирование текста)

 

 

 

 

Решение познавательных задач

 

 

 

 

Обобщение по теме

 

 

 

 

Описание памятников культуры

 

 

 

 

 

По всем выполняемым работам составляется матрица ошибок.

 

Матрица ошибок учащихся по (указать вид работы), например

Предмет: история

Учитель: Кривченко Е.Ю.

Контрольная работа №1 «Мир в начале 20 века»

 

Фамилия учащегося

1

2

3

4

5

6

7

8

Итого по учащемуся

1. Иванов

1

0

0

0

0

1

0

0

75% верно выполнено

2. Петров

0

0

1

0

0

0

0

0

87% верно

3. Сидоров

0

0

1

0

0

0

1

0

75% верно

4. Смирнов

0

1

0

0

1

0

1

0

62% верно

5. и так далее

1

1

0

1

0

1

0

1

37% верно

 

0 – задание выполнено без ошибки;

1- допущена ошибка.

Высчитывается коэффициент ошибок по работе и выставляется оценка. Критерий оценивания: выполнено менее 50% работы – тема не усвоена;

– выполнено 50% - 70% работы – оценка «3»;

– выполнено 71% - 84% работы – оценка «4»;

– выполнено 85% - 100% работы – оценка «5».

 

Перечень отслеживаемых ошибок: (по каждому виду работы свой)

1

Определение хронологических рамок

2

Содержание понятия

3

Причинно – следственные связи

4

Знание исторических фактов

5

Теоретическое понятие

6

Задание с кратким ответом

7

Составление характеристик исторических персоналий

8

Задание на обобщение

Выполняется разбор заданий, анализируются допущенные учащимися ошибки, составляется план  индивидуальной работы, к которой могут быть подключены и классный руководитель и родители.

III.  По каждому ученику составляется «Карта роста»

В ней будет отражено продвижение ученика к запланированному результату, отслеживаться проблемные зоны.

Карта роста ученика ____________ Учебный период__________ Предмет__________

ФИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И так далее по списку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Обобщенная схема результатов – прогнозов за________ учебный период

                        предмет

                    класс

На какую оценку

Результаты обучения в прошлом году

Предполагаемые результаты обучения

Результаты обучения за год

«5»

 

 

 

На «4-5»

 

 

 

«4»

 

 

 

На «4-3»

 

 

 

«3»

 

 

 

Могут не усвоить

 

 

 

Схема результатов – прогнозов позволяет отследить «проблемные» точки: оценка «4», близкая к оценке «5», оценка «3», близкая к «4» и оценка «могут не усвоить».

V. Анализ работы: приступая к процессу осмысления формирования и формулирования целей обучения, я исхожу из того, что графики, прогноз, карта роста ребенка позволяют видеть свою деятельность и её результаты в определённый промежуток времени и в целом, как по предмету, так и по классу и по определённому ученику. По мнению Плаховой, такая целенаправленная работа в конечном итоге способствует большей эффективности учебного процесса и повышению уровня усвоения учебного материала. Данные цели-прогнозы необходимо сравнить с целями-прогнозами учащихся для проведения корректировки (учитель может не так хорошо знать ученика, ученик может не так хорошо оценить свои возможности). Система прогнозирования помогает более объективно подходить к вопросам аттестации учеников за четверть, год. Необходимо ли составлять на каждого ученика индивидуальную программу роста? Я уверена, что каждый учитель рано или поздно к этому придёт, это «вызовы времени», и учителю, чтобы быть востребованным на рынке образовательных услуг, надо понимать, что от реализации идеи «успешный ученик – успешный учитель – успешная школа» сейчас зависит успех модернизации образования в целом.

Приложение «Применение методики прогнозирования Л.М. Плаховой, В.П. Быковой для оценивания эффективности обучения на уроках истории»

Примеры заданий для отслеживания качества знаний по истории.

Для контроля использую «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2010 год по истории».

1. Тестовые задания закрытого типа, например; задания части «А» на знание дат и периодизации отечественной истории, основных фактов, явлений, установление последовательности исторических событий « Кто из названных лиц были современниками?», «Избранная Рада – это?», «Какое из приведённых положений относится к церковной реформе патриарха Никона?», «26 августа 1812 года произошло сражение?».

  1. Составление характеристик исторических персон, например, «Расположите следующие фамилии исторических личностей в хронологической последовательности их деятельности», «Какие черты характеризуют деятельность Петра Первого?».
  2. Сравнительные таблицы, например, «Сравните дворцовый переворот 28 июня 1762 года и выступление декабристов 14 декабря 1825 года».
  3. Задания на анализ исторических версий и оценок, например, «Приведены две разные точки зрения на факт подписания пакта о ненападении с фашистской Германией 1939 года и секретного протокола к нему».
  4. Задания на обобщённую характеристику событий, характерных черт, конкретизация этих положений фактами, например, «Назовите не менее двух основных положений, обобщённо характеризующих самодержавную власть в России 19 века».
  5. Анализ исторической ситуации, например, «Какие изменения произошли в партийно-политической системе СССР к концу периода перестройки?»

Что дает мне применение этой методики?

1. Качество обученности за последние три года стабильно высокое. Уровень обученности (итоговой успеваемости) учащихся за последние 3 года составляет 100%. Все ученики по итогам года имеют положительные оценки по истории и обществознанию, неуспевающих ребят нет.

2. Высокие результаты учащихся выпускных классов в 2007/2008 году, достигнутые при аттестации школы. Выпускники 11 класса, где я была классным руководителем, показали высокие результаты по истории, 85% учащихся написали тестовую работу выше базового уровня.

3. За три года улучшились результаты итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ по истории, качество знаний выросло с 40% (в 2008/2009 году) до 49,3 % (в 2010/2011 году), что выше результатов по НСО и Ленинскому району города Новосибирска.

Результаты итоговой аттестации по обществознанию в форме ЕГЭ улучшаются в 2008/2009 году средний балл – 54 % , в 2009/2010 году 59,6%, что выше результатов по Ленинскому району и Новосибирской области. В 2010/2011 году средний балл 62,3%, что является 3 результатом среди выпускников Ленинского района.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 533)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Применение методики прогнозирования Л. М. Плаховой, В. П. Быковой как пример инновационного менеджмента в управлении качеством обученности учеников
2. Новой школе – новый учитель
3. Воспитание историей (из опыта работы классного руководителя по краеведению)
4. Записки не постороннего
5. Воспитательная система 1-4 классов
6. Система работы классного руководителя по повышению качества обученности
7. Особенности формирования образа «Я» детей младшего школьного возраста
8. Жить – значит участвовать в диалоге
9. Экологическая игра «Природа Сибири»
10. Конкурсно-игровая программа для подростков младшего и среднего возраста «Пасхальные потешки»
11. Школьные праздники как форма воспитательной работы
12. Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра «Конкурс знатоков химии»
13. Реализация модульной технологии на примере курса «История Сибири с древнейших времен до наших дней» в профильных классах
14. Школьные выборы как способ политической социализации и прогнозирования