Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Инновационный менеджмент в управлении образовательным учреждением»
Выпуск №40 Апрель 2012 | Статей в выпуске: 129


Все статьи автора(6) Юлия Владимировна Родионова,
учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №13» Центрального района г. Новосибирска

Новой школе – новый учитель

Бодрое и веселое расположение духа –

не только богатый источник жизненного наслаждения,

но в то же время и сильная охрана характера.

С. Смайлс

В настоящее время очень много говорится о модернизации школьного образования, о том, какой должна стать школа, какого ученика мы должны получить по окончанию школы. Реформируется всё в школе: программы, учебники, требования к ученику, требования к учителю. Меняются в школах ученики, только учителя, в большинстве своем, остаются прежними. Уставшими, загруженными, не желающими ничего менять. И молодых специалистов не так уж много в школе, по крайней мере, их не достаточно для глобального ее изменения. И получается, по документам школа встала на рельсы перемен, а учителя не все успели зайти в вагон. Что делать?

  1. Поддерживать талант. В школе очень много талантливых педагогов. Их профессионализм необходимо оценивать. Для этого организовываются разные конкурсы.
  2. Улучшать условия труда. В настоящее время не равные условия труда у учителей обычных школ и статусных. Но ведь это дело времени.
  3. Увеличить заработную плату. Безусловно, необходимо повысить заработную плату. Но ведь во все времена учителя получали, относительно, маленькую заработную плату. И что-то держало их в школе?
  4. Уменьшить нагрузку. Для того чтобы «хорошо» жить, педагогам приходится брать дополнительную работу. Во многих школах не хватает специалистов.
  5. Привлекать молодых учителей.

Изменив условия труда, заработную плату, поддерживая талант учителей, можно ли быть уверенным в том, что преподаватели захотят работать по-новому? Скорее всего, не все. Почему?

Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека. Н.И. Комиссарова отмечает, что основными показателями этих деформаций считается безапелляционность педагогов, их консервативность, закрытость в общении, оценочность суждений, которые, как правило, становятся чертами характера. Поучающая манера речи, излишняя властность и категоричность, навязывание своего образа “Я” воспитанникам и окружающим, стремление к власти над детьми и людьми вообще. Педагог изо дня в день сосредотачивает все силы на том, чтобы воспитывать, объяснять, опекать, поддерживать. Незаметно для себя он настраивается на то, чтобы только отдавать, а восстанавливать душевные силы, пополнять их забывает, не успевает. Усталость и стресс накапливаются. Вот некоторые характерные симптомы, о которых упоминают учителя:

– ощущение тупика, одиночество;

– периодически срываешься, начинаешь кричать на детей из-за мелочи;

– ярость и желание ударить, ответить очень грубо на провокации;

– понимаешь, что ждешь звонка с урока с самого начала урока;

– резкость и несдержанность в общении с коллегами;

– не удается быстро восстанавливаться, часто болеешь, боишься перемен;

– начинаешь много есть по вечерам (или забываешь поесть);

– непроходящая усталость, бессонница, постоянные мысли о работе;

– ощущение автоматизма и рутинности, напрасного труда без значимого результата;

– желание плакать, грусть, повышенная раздражительность, чувство тревоги;

– ощущение бесправия и принесения себя в жертву;

– желание уволиться, уйти на другую работу, уехать подальше;

– комплекс вины, ощущение, что всем должен и ничего не успеваешь;

– начинаешь хуже выглядеть.

Почему это происходит: этому способствует и тот факт, что педагогический коллектив любого образовательного учреждения составляют, в основном, женщины, которые усвоили и пропагандируют мужскую (исторически сложившуюся) систему образования и воспитания, которая почти исключительно связана со словесными (вербальными) формами воздействия на детей и мужскими формами поведения (агрессивностью, властностью, жестокостью и т.п.). Использование мужского языка и образцов поведения приводит к тому, что педагоги-женщины утрачивают женскую идентичность, что отрицательно влияет как на них самих, так и на половую самоидентификацию детей. Выгорание также провоцируется чувством несвободы, тотального контроля, бессмысленных требований. В числе других причин учителя чаще всего называют:

– большое количество детей в классе, поточную работу;

– неумение снять напряжение, слить негативные эмоции;

– маленькую зарплату;

– недостаточность профессиональной поддержки;

– слишком большую ответственность за воспитание и обучение детей, нехватку помощи и контакта с родителями.

Стадии педагогического «сгорания» (К. Маслач) 

1. Эмоциональное истощение – когда наступает безразличие к потребностям других людей, презрение к их чувствам, что указывает на переход ко второй стадии – деперсонализации.

2. Деперсонализация, когда педагог перестает воспринимать учеников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать. Подобное отношение к окружающим нарастает до тех пор, пока не обратится на самого себя. Оказывающий помощь начинает страдать от чувства вины. Наступает третья стадия – сокращенная профессиональная реализация.

3. Сокращенная профессиональная реализация – когда у специалиста возникает ощущение, что он плохо работает, снижается самоуважение, может наступить депрессия. Некоторые в этой ситуации начинают искать помощь, считая, что причина – нерешенные личные проблемы. Другие склонны менять работу.

Уровни проявления эмоционального сгорания

1. Физиологический (начальный уровень). Проявляется в виде головных болей, болей в пояснице, шейном отделе позвоночника, плечах, горле, животе, общем недомогании, нарушении сна, возникающих без причин. Если не принять меры, возникает следующий уровень эмоционального сгорания.

2. Эмоциональный. Выражается в состоянии напряженности, тревоги, беспокойства, взволнованности, агрессии или депрессии, эмоциональной истощенности, раздражительности.

3. Поведенческий. Проявляется в виде бурных неадекватных реакций, опоздания на работу, стремления уйти пораньше, частых перерывов в работе, стереотипности восприятия учеников, усиления тяги к вредным привычкам.

4. Смысловой. Утрата смысла профессиональной деятельности, негативное отношение к себе как к специалисту.

Таким образом, выгорание представляет собой процесс, развивающийся во времени. Он начинается с сильного и продолжительного стресса на работе. В том случае, когда требования к человеку постоянно превышают имеющиеся у него ресурсы, нарушается состояние психофизиологического равновесия. Непрерывный или прогрессирующий дисбаланс неизбежно ведёт к выгоранию, которое возникает не просто в результате стресса, но как стресса неуправляемого.

При отсутствии конструктивного преодолевающего поведения (копинга) хронические стрессы на работе вызывают у человека комплекс негативных переживаний и дезадаптивного поведения, представляющих угрозу для персонального здоровья и стабильности организации в целом.

Психологические условия для восстановления здоровья педагогов

Налаженной системы профессиональной поддержки учителя в массовой школе практически нет. Значит, сопротивляться возможному выгоранию приходится самостоятельно.

Хорошим способом может стать работа в паре с тем коллегой, которому вы доверяете. Это и поочередное заполнение документов, и совместные обсуждения профессиональных проблем, и взаимопомощь во всех организационных делах. Такая кооперация существенно облегчает жизнь и дает ощущение защищенности. Близки к этому методы супервизии и интервизии.

Супервизор – это опытный, авторитетный коллега, к которому можно обратиться за помощью и советом. А интервизия – обсуждение в группе единомышленников, помогающих вам увидеть проблему с разных сторон, предлагающих разные пути ее решения.

Основным средством восстановления здоровья является психоэмоциональная и двигательная активность. К активным средствам относятся все формы лечебной физкультуры. Пассивные средства – массаж, мануальная терапия, физиотерапия. Психорегулирующие (психологические) – аутотренировка, мышечная релаксация, специально подобранные психотехники.

Можно взять листок бумаги и написать: что меня не устраивает в моей жизни, что я хочу изменить, как я могу это сделать. Понятно, что с заоблачных целей начинать сложно, пока можно ограничиться чем-нибудь скромным, зато вполне достижимым. Кто-то сбрасывает напряжение, когда громко поет, кто-то предпочитает полежать в ванне или просто посидеть в одиночестве с закрытыми глазами. Поэкспериментируйте, попробуйте разные варианты. Только дайте себе слово делать это обязательно: завтра я пойду пешком через парк, вместо того чтобы ехать на автобусе, а послезавтра каждые полтора часа буду делать перерыв и десять минут слушать музыку. И сообщите о своем решении близким: пусть их напоминание и заинтересованное внимание помогут вам не отступать от вашего плана. Возможно, вы захотите попробовать средства, предложенные вашими коллегами во время тренингов:

– чувство юмора, умение увидеть комичное в трудной ситуации;

– долгий и крепкий сон, возможность выспаться;

– не забывать о смысле своей работы, искать его заново, если он потерян или уже неактуален;

– отношение к работе как к увлекательной и азартной игре, правила которой можно менять;

– искать новые средства решения проблем, а не зацикливаться на неэффективных;

– умение переключаться, разграничивать рабочее и домашнее время (думать о работе только когда работаешь);

– заниматься чем-то совсем не похожим на обычную повседневную работу;

– занятия спортом, физическая разрядка и водные процедуры (душ, ванна, сауна);

– опора на учеников, которым действительно интересен предмет, ради которых хочется работать;

– развлечения (поход в кино, в кафе);

– любимые занятия (чтение, пение, садоводство);

– общение с природой (прогулки в парке и по лесу);

– установление простого человеческого контакта с учениками;

– позитивная атмосфера в коллективе, доверительные отношения с коллегами;

– человеческая поддержка со стороны начальства;

– отдых после работы в тишине;

– умение не браться за все сразу и определять допустимую нагрузку, оценивать свои ресурсы;

– общение с близкими и друзьями;

– общение с любимым человеком;

– профессиональная поддержка вне школы, общение с коллегами из других учреждений;

– выход в метапозицию, взгляд сверху на происходящее.

Существуют способы снятия напряжения за короткое время

1) Время выполнения – 60 секунд. Можно выполнять за письменным столом, в транспорте.

Сядьте как можно удобнее и ослабьте любую тугую одежду, обувь, галстук, ремень. Теперь напрягите мускулы, сжав кулаки и стараясь прикоснуться тыльной стороной запястий к плечам, а также нахмурьтесь и прижмите кончик языка к верхнему нёбу. Одновременно выпрямите ноги, потяните носки, втяните живот и сделайте глубокий вдох.

Задержитесь в таком положении, медленно считая до 5, почувствуйте, как исчезает напряжение в мышцах. Затем сделайте медленный выдох и расслабьте все тело. Представьте себе, что Вы марионетка с обрезанными ниточками. Опустите плечи, разожмите пальцы и откиньтесь на кресле. Разгладьте лоб и разожмите зубы, позволив подбородку свободно опуститься. Теперь сделайте 2-ой вдох и задержите дыхание, медленно считая до 5-ти.

Следующие 15 секунд дышите медленно и глубоко. Во время каждого выдоха повторяйте про себя слово “спокойствие”, стараясь почувствовать, как расслабляется каждая клеточка Вашего тела. И, наконец, успокойте свои нервы, представив, что Вы лежите на золотистом, прогретом на солнце песке на берегу чистого синего океана. Постарайтесь сделать этот образ как можно четче и удерживайте его в своем сознании в течение 30 секунд.

2) Закройте глаза. Займите удобное положение. Сделайте 2-3 глубоких вдоха и выдоха. Вспомните ситуацию, в которой у Вас было хорошее настроение, и Вы ощущали себя победителем, у Вас всё получалось. Постарайтесь увидеть эту ситуацию как можно точнее, какое у Вас выражение лица? Где вы находитесь? Что Вас окружает? Кто рядом с Вами? Как Вы выглядите? Во что Вы одеты? Постарайтесь увидеть эту ситуацию как можно точнее, рассмотреть все до мельчайших подробностей.

Постарайтесь услышать звуки, которые Вас окружают. Что это за звуки? Шум за окном? Голоса? Музыка? Постарайтесь услышать эти звуки, которые Вас окружают как можно точнее. Насладитесь ими. Постарайтесь почувствовать эту ситуацию. Почувствуйте, какая температура в помещении. Почувствуйте, как прикасается одежда к Вашему телу. Какие эмоции Вы испытываете в данный момент? Какие ощущения в теле возникают?

Задержите свое внимание на этих ощущениях, а затем представьте, как Вы сохраняете эти чувства. Насладитесь этими ощущениями. Потянитесь, выпрямьтесь и откройте глаза. Обратите внимание, как улучшилось Ваше настроение.

Риск выгорания смягчают стабильная и привлекательная работа, представляющая возможности для творчества, профессионального и личностного роста, удовлетворённость качеством жизни в различных её аспектах, наличие разнообразных интересов, перспективные жизненные планы. Реже “выгорают” оптимистические и жизнерадостные люди, умеющие успешно преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы. Те, кто занимает активную жизненную позицию, и обращаются к творческому поиску при столкновении с трудными обстоятельствами, владеет средствами психической саморегуляции, заботится о восполнении своих психоэнергетических и социально-психологических ресурсов.

Снижают риск выгорания сильная социальная, профессиональная поддержка, круг надёжных друзей и поддержка со стороны семьи.

Таким образом, новой школе нужен новый учитель: энергичный, вдохновленный и вдохновляющий, деятельный и компетентный.

 

Приложение 1. Психологические условия восстановления здоровья педагогов

Приложение 2. Тест: Диагностика профессионального выгорания (Н.К. Смирнов)

Приложение 3. Пять способов сохранить себя от «выгорания»

 

Литература

  1. Комиссарова Н.И. Психолого-педагогический семинар «Проблемы профессиональной деформации педагогов» //Фестиваль педагогических идей газеты «Первое сентября». – 2006/2007 г.
  2. Куценко Е. Увидеть точку роста в ситуации профессионального кризиса //Первое сентября. – 2008. – № 9.
  3. Лукьянченко Н.В., Фальковская Л.П. Профилактика эмоционального выгорания педагогов в системе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения //Материалы IV Национальной научно-практической конференции «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение»: М, 2007.
  4.  Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами \авт.-сост. М.И. Чумакова, З.В. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2008. – С.42-48.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 168)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Применение методики прогнозирования Л. М. Плаховой, В. П. Быковой как пример инновационного менеджмента в управлении качеством обученности учеников
2. Новой школе – новый учитель
3. Воспитание историей (из опыта работы классного руководителя по краеведению)
4. Записки не постороннего
5. Воспитательная система 1-4 классов
6. Система работы классного руководителя по повышению качества обученности
7. Особенности формирования образа «Я» детей младшего школьного возраста
8. Жить – значит участвовать в диалоге
9. Экологическая игра «Природа Сибири»
10. Конкурсно-игровая программа для подростков младшего и среднего возраста «Пасхальные потешки»
11. Школьные праздники как форма воспитательной работы
12. Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра «Конкурс знатоков химии»
13. Реализация модульной технологии на примере курса «История Сибири с древнейших времен до наших дней» в профильных классах
14. Школьные выборы как способ политической социализации и прогнозирования