Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Инновационный менеджмент в управлении образовательным учреждением»
Выпуск №40 Апрель 2012 | Статей в выпуске: 129


Наталья Федоровна Малеванник,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МКОУ Здвинской СОШ № 2 Новосибирской области

Воспитание историей (из опыта работы классного руководителя по краеведению)

Летом 2011 года мы с классом совершили познавательное и увлекательное путешествие на мою малую родину – в Краснозерский район. Село, где я родилась, называется Мохнатый Лог – вот такое удивительно загадочное и красивое название! А рядом с ним через реку Карасук расположилось село Петропавловка, родина моей мамы. Это село и стало конечным пунктом нашего классного (в разных смыслах) путешествия. Дело в том, что своих учеников я водила и возила по разным музеям: были мы несколько раз и в нашем Здвинском, ездили два раза в Куйбышевский. Что говорить, музеи замечательные! Есть на что посмотреть, есть о чем порасспрашивать. Но Петропавловский музей особенный – часть его экспозиции расположена под открытым небом. Его создатель Бахмацкий Николай Моисеевич, мой школьный учитель. Как мне повезло на учителей! Благодаря их профессиональному мастерству я достигла многого в своей педагогической деятельности.

На снимках: музейно-исторический комплекс села Петропавловка и его руководитель Н.М. Бахмацкий

 

Николай Моисеевич задумал создать музей, в котором можно было бы увидеть быт первых переселенцев из Центральной России, Малороссии. Село Петропавловка было основано в 1891 году, а во время столыпинской реформы оно пополнилось переселенцами, которые ассимилировались в сибирский быт, привнеся в него неповторимые черты украинской жизни. Старожилы поделились воспоминаниями, принесли старинные вещи, вспомнили, какими были жилища, а в итоге появился прекрасный музей, равного которому, я думаю, нет. На территории музейного комплекса проводятся фольклорные праздники не только районного, но и областного масштаба.

Особое место на территории музея занимает стилизованная раскрытая книга с достижениями жителей Петропавловки за всё время её существования. С большим удовольствием я прочитала на доске, посвященной образованию, фамилию своей учительницы русского языка и литературы Таисии Яковлевны Мороз. Вот и еще один человек, оставивший добрый след в моей судьбе. Конечно, я обратила внимание учеников, что на этой доске отмечена моя учительница. Таисия Яковлевна живет в Краснозерском и всегда готова к общению с бывшими своими учениками.

На снимке: Т.Я. Мороз возле памятника своему земляку Лысенко Ф.К. в с. Краснозерском

Не упустили и мы возможности сфотографироваться возле легендарной Книги Петропавловки.

 

Желающие могут поработать на ткацком станке, на прялке, изготовить пласты для строительства пластянки (дома из пластов дерна). В этом и заключается вся прелесть музея под открытым небом – разрешается трогать все экспонаты. Так что живое прикосновение к истории родного края воочию позволяет погрузиться в историческое прошлое. Заставляет задуматься о тяжелой жизни предков и представить, что так люди жили совсем недавно, прошло всего лишь около ста лет. В русских печах до сих пор можно печь хлеб. Работники музея угощают только что испеченным хлебом посетителей.

Так жили первые переселенцы.

Саманка – жилье из соломы, смешанной с глиной, крыша соломенная и залита глиной. Внутри – русская печь.

А это та самая пластянка. Работники музея специально часть стены не белят, чтобы было видно, как стены сложены из земляных пластов.

Банька по-черному. Функционирует, желающие могут испытать ее и помыться. Экскурсовод предупреждает, чтобы мы были осторожнее и не прикасались к стенам, они все в копоти. Это еще раз доказывает – в баньке моются и сейчас! А войти в баню непросто – ступени крутые!

Кузница обустроена по всем правилам: и горн есть, и молот, и щипцы, и даже фартук кузнеца, которому лет восемьдесят – впечатляет!

Неизменный интерес вызывают автомобили, мотоциклы, велосипеды.

Можно порулить, исследовать машины изнутри.

Комбайны и бульдозеры впечатляют! Бульдозер на снимке – еще тот раритет, есть ли где такой?

Время летит незаметно. Интерес к экспонатам не проходит. Но нас просят пройти в музей.

На территории открытого комплекса принимает посетителей краеведческий музей с давней историей и богатой экспозицией.

Фотографировать внутри музея не разрешается, нам позволено было сделать две фотографии одного из музейных уголков.

На этом закончилась наша экскурсия по замечательному музейному комплексу. Я уверена, что дуновение истории коснулось душ и сердец моих учеников. Как здорово, что есть на белом свете творческие беспокойные люди, дающие возможность прикоснуться к прошлому. В Петропавловский музей приезжают туристы из разных концов земного шара, некоторые едут специально, узнав о таком чуде. Побывав, оставляют восторженные отзывы. А вот в Новосибирской области о музее знают немногие. Хотелось бы эту ситуацию изменить.

К сожалению, в 2011 году ушел из жизни Николай Моисеевич Бахмацкий, бессменный руководитель Петропавловского музея. Он оставил нам свое главное детище и такие слова: «Без любви к малой родине нет ни патриота, ни гражданина, ни просто культурного человека». Правильнее не скажешь.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 26)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Применение методики прогнозирования Л. М. Плаховой, В. П. Быковой как пример инновационного менеджмента в управлении качеством обученности учеников
2. Новой школе – новый учитель
3. Воспитание историей (из опыта работы классного руководителя по краеведению)
4. Записки не постороннего
5. Воспитательная система 1-4 классов
6. Система работы классного руководителя по повышению качества обученности
7. Особенности формирования образа «Я» детей младшего школьного возраста
8. Жить – значит участвовать в диалоге
9. Экологическая игра «Природа Сибири»
10. Конкурсно-игровая программа для подростков младшего и среднего возраста «Пасхальные потешки»
11. Школьные праздники как форма воспитательной работы
12. Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра «Конкурс знатоков химии»
13. Реализация модульной технологии на примере курса «История Сибири с древнейших времен до наших дней» в профильных классах
14. Школьные выборы как способ политической социализации и прогнозирования