Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Инновационный менеджмент в управлении образовательным учреждением»
Выпуск №40 Апрель 2012 | Статей в выпуске: 129


Наталья Викторовна Пивченко,
ассистент кафедры специальной психологии ИФМИП НГПУ

Особенности формирования образа «Я» детей младшего школьного возраста

С самого рождения ребенок получает различные сенсомоторные навыки и накапливает поведенческий опыт и опыт общения с другими людьми. Это играет очень важную роль в формировании не только психических процессов (внимание, память, мышление и т.д.), но и в развитии личностных особенностей ребенка.

Наиболее значимое влияние на становление личности играет самооценка. От нее зависят черты личности и особенности характера, которые будут формироваться в дальнейшем. Поэтому родителям и педагогам необходимо знать пути формирования адекватной самооценки. Но, помимо количественной оценки собственной значимости, личность складывается еще и из качественных показателей самоопределения, образа «Я». Сюда относятся физические, интеллектуальные оценки, черты характера, интересы и увлечения.

Изучение самооценки и образа Я детей важно начинать с младшего школьного возраста. К этому возрасту начинает формироваться самоощущение ребенка как личности и выявляются актуальные для ребенка в данный период интересы, способности, уровень притязаний и особенности отношений с окружающими людьми, что способствует развитию его личности в целом, развитию различных форм жизнедеятельности, а также оказывает влияние на поведение ребенка.

В данный период происходит постепенная смена «предметных» компонентов образа Я, в частности, соотношение телесных и морально-психологических компонентов. Со временем юноша привыкает к своей внешности, формирует относительно устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность и стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. Постепенно на первый план выступают другие свойства «я» – умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими.

Исследование группы детей 11-12 лет показало, что в данном возрасте для девочек и мальчиков важное значение имеют их социальные роли. Данные характеристики они ставят на первое место. На втором по важности, но в тоже время на первом по количеству характеристик, находится самооценка, т.е. то какими они себя представляют. На первый план выходят качества, связанные с внешностью, а затем уже с интеллектуальной сферой и оценка характера. Третьими по значимости оказались увлечения, которые являются общими для всех возрастов и интерес к которым закладывается с детства (танцы, музыка, пение).

У мальчиков такого четкого разграничения нет, все категории могут быть расставлены со второго до четвертого места. Интересным является тот факт, что появляются новые категории – идеологические убеждения и цели, т.е. мальчики в данном возрасте уже начинают осознавать в большей степени свое возможное будущее занятие, а также внутренний мир, о чем свидетельствует и то, что характеристик самооценки и увлечений больше, чем у девочек.

Для выявления самооценки и образа «Я» наиболее показательными, на мой взгляд, являются следующие методики:

– Тест Куна. Тест «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой)

– Методика «Лестница» Т. В. Дембо-С. Я. Рубинштейн 

– Проективная рисуночная проба «Нарисуй букву Я»

Предлагаю ряд упражнений, способствующих развитию самодиагностики и самораскрытию членов группы, а также повышению их самооценки.

Упражнение «Ассоциация»

1. Если бы тебе пришлось превратиться в животное, то в какое?

2. Если бы ты выбирал, то сколько лет тебе было бы?

3. Если бы ты был деревом, то каким?

4. Если бы тебе предложили роль в кино, то кого бы ты хотел играть?

5. Чем бы ты охотнее всего занимался?

Игра «Кто какой?»

Сидя в кругу, ребята передают мяч, дают определение тому, кому направляют мяч. Например: «Я кидаю мяч Вике. Она смелая…»

Беседа «Наши внутренние качества»

В зеркале не отражаются внутренние качества человека. О них можно судить по нашим поступкам и делам. В каждом из вас очень много хорошего, доброго и привлекательного. Кто хочет рассказать о своих привлекательных качествах? (Дети по желанию рассказывают о себе, другие дети могут дополнять рассказ.)

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Применение методики прогнозирования Л. М. Плаховой, В. П. Быковой как пример инновационного менеджмента в управлении качеством обученности учеников
2. Новой школе – новый учитель
3. Воспитание историей (из опыта работы классного руководителя по краеведению)
4. Записки не постороннего
5. Воспитательная система 1-4 классов
6. Система работы классного руководителя по повышению качества обученности
7. Особенности формирования образа «Я» детей младшего школьного возраста
8. Жить – значит участвовать в диалоге
9. Экологическая игра «Природа Сибири»
10. Конкурсно-игровая программа для подростков младшего и среднего возраста «Пасхальные потешки»
11. Школьные праздники как форма воспитательной работы
12. Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра «Конкурс знатоков химии»
13. Реализация модульной технологии на примере курса «История Сибири с древнейших времен до наших дней» в профильных классах
14. Школьные выборы как способ политической социализации и прогнозирования