Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Инновационный менеджмент в управлении образовательным учреждением»
Выпуск №40 Апрель 2012 | Статей в выпуске: 129


Елена Васильевна Киргетова,
учитель истории первой квалификационной категории МБОУ СОШ № 80 Советского района г. Новосибирска

Ольга Владимировна Воронцова,
учитель математики первой квалификационной категории МБОУ СОШ № 80 Советского района г. Новосибирска

Жить – значит участвовать в диалоге

В российском обществе продолжается новый этап модернизации образования. Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности профессионалов на рынке труда.

Сейчас мир переходит в третью, информационную культуру, которая предъявляет другие требования к выпускнику школы. Это умение всесторонне работать с информацией, что требует от человека гибкости и подвижности мышления, умения ставить цели, быстро и ответственно принимать оптимальное решение, а также высоких коммуникативных навыков.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Федеральный стандарт вводит понятие универсального учебного действия (УУД).

УУД – это метапредметные результаты, обобщенные способы деятельности, освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов, а также во внеклассной деятельности. Универсальные учебные действия делятся на 4 группы: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные, они все актуальны и для воспитательной работы с детьми. Хотелось бы выделить коммуникативные и личностные УУД, так как они способствуют формированию внутренней и гражданской позиции школьника, ориентируют на выполнение моральных норм, оценки своих поступков, а также формируют навыки сотрудничества и речевой деятельности.

Изучение стандартов второго поколения и современных научных исследований подвели нас к созданию и реализации программы «Жить – значит участвовать в диалоге». Анализ современных научных исследований показывает, что диалоговая форма взаимодействия с учащимися становится инновационной технологией, заявляется как ведущий принцип личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, СЮ.Курганов, В.Т. Фоменко, И.С. Якиманская и др.).

В подростковом возрасте у многих учащихся появляется такая проблема, как отсутствие уверенности в себе, неумение вести диалог, что приносит массу неприятностей, снижая качество жизни и порождая другие проблемы и комплексы.

Уверенность – это умение понимать и поддерживать то, что нам подходит, и отвергать то, что не подходит, это умение опираться на самого себя, а не только на мнение окружающих. Это умение слушать и слышать своего собеседника, поддерживать беседу, свободно выражать свои мысли. Уверенный человек уважает себя и других людей. Это коммуникабельная, решительная, современная личность. Поэтому необходимо учить подростков вести беседы, диалоги, быть внимательным к собеседникам.

Мы проанализировали внеклассную деятельность учащихся 6-8-х классов и пришли к выводу, что она достаточно разнообразна и ярка, в нее входят общешкольные мероприятия, работа с родителями, мероприятия, проводимые в классах (поездки, экскурсии, дни здоровья, спортивные соревнования и др.). Но почти отсутствуют классные часы на тему нравственности, а также психологические игры, направленные на формирование универсальных учебных действий коммуникативной направленности. Для выявления уровня сформированности УУД был приглашен психолог из центра «Радуга», который предложил следующие методики:

– тест Ряховского;

– анкетирование «Уверен ли ты в себе?».

Проанализировав общие результаты тестирования и анкетирования, мы пришли к следующим выводам:

  1. Современные подростки выделяют проблему замкнутости, неуверенности в себе.
  2. Многие дети затрудняются четко формулировать вопросы, адресованные собеседнику.
  3. Многие в общении со сверстниками испытывают психологическую напряженность, которая проявляется:

а) в неуверенности во время публичных выступлений;

б) в неумении высказывать свою точку зрения;

в) в неумение вести диалог, слушать и слышать собеседника.

Для коррекции и развития коммуникативных навыков была составлена программа «Жить – значит участвовать в диалоге» из 10 классных часов, направленная на развитие коммуникативных навыков учащихся. Каждое занятие сопровождалось мультимедийной презентацией и играми для создания положительного эмоционального фона в коллективе.

Технология проведения классного часа

1. Организационный момент. В споре рождается истина, но спорить нужно уметь, поэтому нам необходимы правила ведения дискуссии:

  • Выслушай оппонента.
  • Будь вежлив и тактичен.
  • Не согласен – возражай.
  • Возражаешь – предлагай.
  • Правило «поднятой руки».
  • Правило «скрещенных рук».

2. Постановка проблемы. Работа над понятием.

3. Тезисы по данной теме, афоризмы, притчи. Комментарии учащихся.

4. Деление на две группы (по желанию): оптимисты и пессимисты. Далее учащимся предлагается в течение пяти минут обсудить и записать свои мысли в виде тезисов.

5. Ведение перекрестной дискуссии. Доказательство и аргументация своей позиции.

6. Подведение итогов. Составление синквейна учащимися в процессе обсуждения (синквейн резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах), сопоставление синквейнов, составленных учениками и учителем, который сделал это заранее.

Этапы формирования универсальных учебных действий

 

Организационный момент

 

  • Управление своей деятельностью.
  • Навыки сотрудничества.

 

Постановка проблемы

 

  • Работа с информацией, с учебными моделями.
  • Смыслообразование (мотивация, границы собственного знания).

 

Тезисы по данной теме, афоризмы, притчи

 

  • Морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм).
  • Речевая деятельность.

Деление на две группы по желанию: оптимисты и пессимисты

 

  • Навыки сотрудничества, речевая деятельность.
  • Инициативность и самостоятельность.

Ведение перекрестной дискуссии

 

  • Сравнение, анализ, обобщение.
  • Установление аналогий, подведение под понятие.

Подведение итогов (синквейн)

 

  • Морально-этическая ориентация
  • Контроль и коррекция.

 

Данная программа «Жить – значит участвовать в диалоге» способствует формированию внутренней и гражданской позиции школьников, снижает уровень тревожности и улучшает эмоциональный фон в коллективе. Учащиеся отмечают, что занятия помогли им повысить уровень уверенности в себе, что отражается на образовательных результатах.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Применение методики прогнозирования Л. М. Плаховой, В. П. Быковой как пример инновационного менеджмента в управлении качеством обученности учеников
2. Новой школе – новый учитель
3. Воспитание историей (из опыта работы классного руководителя по краеведению)
4. Записки не постороннего
5. Воспитательная система 1-4 классов
6. Система работы классного руководителя по повышению качества обученности
7. Особенности формирования образа «Я» детей младшего школьного возраста
8. Жить – значит участвовать в диалоге
9. Экологическая игра «Природа Сибири»
10. Конкурсно-игровая программа для подростков младшего и среднего возраста «Пасхальные потешки»
11. Школьные праздники как форма воспитательной работы
12. Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра «Конкурс знатоков химии»
13. Реализация модульной технологии на примере курса «История Сибири с древнейших времен до наших дней» в профильных классах
14. Школьные выборы как способ политической социализации и прогнозирования