Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Инновационный менеджмент в управлении образовательным учреждением»
Выпуск №40 Апрель 2012 | Статей в выпуске: 129


Татьяна Николаевна Коллерова,
заместитель директора по ВР МБОУ СОШ №90 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Ленинского района г. Новосибирска

Система работы классного руководителя по повышению качества обученности

Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое сводится не только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но и связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно, сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения включает:

– пути преодоления трудностей в обучении,

– успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.

Работа классных руководителей по повышению качества обученности. Уже с первой четверти работает институт классных руководителей. На МО с целью организации воспитательного пространства класса и (как одна из задач) повышения качества классный руководитель организовывает:

– самоуправление в классе; организация работы учебного центра; (это работа дежурных команд, подача рапортичек, организация работы консультантов).

– по данным анкет членов Горсовета регулярно проходят заседания Актива класса. Заведены рапортички и дежурные команды.

Высшим органом детского самоуправления является Горсовет, на котором в течение четверти дважды собирались члены учебного центра, рассматривались этапы работы по технологии В. Зайцева.

Организация внеурочной занятости учащихся

Отрадно, что на конец 1 полугодия заняты во внеурочной деятельности:

1-4 – 92%

5-9 – 87%

10-11 – 91%

С целью повышения мотивации к учебе классные руководители запланировали и провели следующие мероприятия:

– внеурочные познавательные мероприятия;

– размещение в классном уголке рейтинга обучающихся класса;

– соревнование творческих групп в классе;

– конкурс на лучший дневник, лучшую тетрадь;

– внешний вид (Форма – как важный атрибут дисциплины).

Итоги подводятся еженедельно на сборах актива класса.

– советы при классном руководителе.

Уже не один год школа работает по технологии В. Зайцева.

Учитель+ классный руководитель

Проблему взаимодействия классного руководителя с учителями-предметниками нельзя назвать новой, хотя всегда ошибки и просчеты осложняли учебно-воспитательный процесс. Эта проблема актуальна и для нашей школы, так как все классные руководители являются и учителями-предметниками, т.е. совмещают две профессиональные роли. Поэтому на методическом объединении классных руководителей было принято решение о разработке алгоритма взаимодействия в системе “классный руководитель – учителя-предметники”.

К наиболее распространенным формам взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников (индивидуальные беседы и приглашения учителей-предметников на родительские собрания) необходимо обязательно добавлять, такие как: посещение классным руководителем уроков и совет классного руководителя с учителями-предметниками. Годовой цикл взаимодействия должен учитывать адекватные проблемы, начало и конец учебного года.

Каждый классный руководитель должен самостоятельно определять периодичность, с которой он встречается с учителями и получает информацию о классе (каждую неделю, раз в две недели, раз в месяц). При каждой возникающей проблемной ситуации учителя информируют классного руководителя при прямом контакте, по телефону или через записку в классном журнале. Классный руководитель регулярно выставляет отметки в дневники учащихся.

Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей. Именно к классному руководителю они идут со своими вопросами, тревогами, опасениями. И задача классного руководителя – снять напряжение, вовремя информировать коллег о состоянии учеников, особенностях семей; организовать встречу родителей с учителями-предметниками, беседы, консультации; отрегулировать посещение родителями открытых уроков, проводимых в классе; приглашать учителей-предметников на родительские собрания или групповые встречи.

Хочется сказать несколько слов о советах классного руководителя с учителями-предметниками, работающими в классе. Мы считаем, что это одна из наиболее результативных форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов в воспитании и обучении.

К сожалению, пока не очень активно подключают наши классные руководители учителей-предметников к планированию и организации внеклассной работы.

Таким образом, оптимизация взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников – это результат целенаправленной и длительной работы профессионального сообщества, в котором каждая из сторон является и объектом, и субъектом одновременно. Полноценное взаимодействие основывается на таких критериях, как доброжелательность, такт, уважение, вера, оптимизм, откровенность. Определенную роль играют взаимозависимость и взаимопонимание, поскольку успех одного из субъектов взаимодействия обусловлен усилиями и действиями другого.

Система «Классный руководитель-учитель-психолог»

Для этого в 2009 году психологической службой школы проведен мониторинг, психологические исследования обучающихся. На основе выводов психологов классные руководители составили психолого-педагогическую характеристику. Таким образом, каждый учитель может познакомиться с психологическими особенностями личности обучающихся.

Благодаря психологам учителя-предметники выявляют и одаренных детей, которым нужны совершенно другие подходы, формы и методы работы на уроках.

Система «Учителя-родители-классный руководитель»

Традиционные формы работы с родителями:

– родительские собрания;

– общеклассные и общешкольные конференции;

– индивидуальные консультации педагога;

– посещения на дому.

Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят характер отчёта работы школы за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о своей работе родительский комитет школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье.

Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психологов, социальных педагогов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:

– особенности здоровья ребёнка;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– поведенческие реакции;

– особенности характера;

– мотивация учения;

– моральные ценности семьи.

Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.

Нетрадиционные формы работы с родителями:

– тематические консультации;

– советы при классном руководителе;

– родительские вечера.

Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.

С целью повышения качества знаний учителя-предметники предлагают вести родителям читательские дневники учащихся, следить за внеклассным чтением собственного ребенка.

 

Приложение. Алгоритм взаимодействия классного руководителя с психолого-педагогическим коллективом школы по повышению качества знаний.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Применение методики прогнозирования Л. М. Плаховой, В. П. Быковой как пример инновационного менеджмента в управлении качеством обученности учеников
2. Новой школе – новый учитель
3. Воспитание историей (из опыта работы классного руководителя по краеведению)
4. Записки не постороннего
5. Воспитательная система 1-4 классов
6. Система работы классного руководителя по повышению качества обученности
7. Особенности формирования образа «Я» детей младшего школьного возраста
8. Жить – значит участвовать в диалоге
9. Экологическая игра «Природа Сибири»
10. Конкурсно-игровая программа для подростков младшего и среднего возраста «Пасхальные потешки»
11. Школьные праздники как форма воспитательной работы
12. Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра «Конкурс знатоков химии»
13. Реализация модульной технологии на примере курса «История Сибири с древнейших времен до наших дней» в профильных классах
14. Школьные выборы как способ политической социализации и прогнозирования