Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Инновационный менеджмент в управлении образовательным учреждением»
Выпуск №40 Апрель 2012 | Статей в выпуске: 129


Все статьи автора(14) Ирина Ивановна Петричук,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории,
заведующая предметным объединением
учителей английского языка
МАОУ «Лицей № 9» Железнодорожного района г. Новосибирска

Управление качеством образования в рамках деятельности предметного объединения учителей английского языка: проблемы, достижения, перспективы

1. Деятельность предметного объединения

1.1. Введение

Российская школа живет в условиях непрекращающегося реформирования. Меняется содержание образования, методы и формы, в школу приходят новые технологии, преобразуются схемы финансирования, эти изменения неизбежно ведут к необходимости изменений в работе с людьми, работающими в ней.

Перед современным учреждением полного общего образования в целом и перед каждым предметно-методическим объединением в частности стоит ряд задач, определенных необходимостью социально-экономического и социально-политического развития России.

Цель, которая ставится перед учреждениями образования, можно определить как создание комплекса условий для «раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»[1],

 т.е. формирование и развитие у обучающегося базовых компетентностей современного человека и способствование достижению результатов образования (личностных, метапредметных, предметных).

Задачи функционирования и развития образования определены в таких концептуальных документах, как «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования», «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования», документами регионального уровня. Черты образовательной политики определены в посланиях Президента России Федеральному Собранию и изменениях нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность системы образования.

Инновационный режим работы и потребность в развитии заставляют педагогический коллектив формулировать новые цели и задачи, адекватные основным направлениям развития российского образования, а также современным тенденциям развития педагогики:

а)    обеспечение доступности образования;

б)    обеспечение лицейского уровня качества образования[2];

в)     «воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России»[3];

г)      создание условий для развития и поддержки талантливых детей, развития креативного потенциала личности и его реализации в обучении и профессиональной деятельности;

д)     использование в образовательном процессе современных технологий, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих (все эти положения, цели, задачи и способы их достижения в нашем ОУ изложены в «Концепции и программе развития  МАОУ «Лицей №9» города Новосибирска на период 2011-2015 гг.)

 

Методическое (или, как называется у нас в лицее, предметное) объединение учителей одной предметной области является основным структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам. Основная роль методической службы образовательного учреждения, в целом, и предметно-методического объединения, в частности,  обеспечение качества условий, процесса и результата образовательной деятельности.

1.2. Управление персоналом

 

В управлении качеством образования ключевую роль играет управление персоналом: подбор, расстановка, развитие и обучение кадров. Только развивая и обучая педагогов, можно улучшить качество процесса и, как следствие, качество результата. Предусмотренные государством сроки повышения квалификации педагогов – 1 раз в 5 лет – недостаточны для современного образования. Поэтому необходимо создавать условия для самообразования в самом образовательном учреждении, в частности на базе предметного объединения. Кроме того, современному учителю необходимо принимать участие в мероприятиях, организуемых методистами, психологами и коллегами-предметниками города; участвовать в дискуссионных клубах и семинарах, проводимых on-line на уровнях от районного до федерального и международного; знакомиться с материалами, размещаемыми передовыми и активными педагогами на различных сайтах и в файлообменниках и использовать их в своей деятельности; принимать участие в профессиональных конкурсах и научно-практических конференциях педагогических работников.

Успешность функционирования предметно-методического объединения во многом определяется системной организацией деятельности всех его членов, распределением прав, полномочий и ответственности между всеми педагогами предметного объединения (в дальнейшем ПО), а также планированием, в котором особое внимание уделяется результатам деятельности педагогов, качественному составу педагогического коллектива, особенностям работы предметного объединения, сложившимся в нем традициям.

В нашем предметном объединении сложилась традиция коллегиального решения всех вопросов и распределения полномочий и ответственности между всеми педагогами ПО; совместного планирования мероприятий, обсуждения результатов деятельности, выявления проблем и ошибок, поиска путей решения проблем.

Если же в нашем объединении возникают какие-либо недоразумения или проблемы межличностного характера, мы также стараемся их решить все вместе, применяя разработанные психологами или придуманные нами игры и тренинги, направленные на сплочение коллектива и создание атмосферы комфорта и доброжелательного сотрудничества.

 

1.3. Документация предметного объединения

 

Ни одно подразделение не может организовывать свою деятельность без необходимой документации, позволяющей планировать, систематизировать, анализировать и, как результат, оптимизировать эту деятельность.

Документация предметного объединения состоит из следующих необходимых документов:

  • Приказа о создании предметного объединения/кафедры.
  • Приказа о назначении на должность руководителя предметного объединения/кафедры.
  •  Положения о методическом объединении/кафедре.
  •  Анализа работы за предыдущий год.
  • Плана работы ПО на текущий учебный год.
  • Информации об учебных программах (федеральных и авторских) и их учебно-методическом обеспечении по предмету.
  • Рабочих программ и календарно-тематического планирования по предмету, элективным курсам и предметам, факультативам.
  •  Темы методической работы ОУ, ее цели, приоритетных направлений и задач на текущий учебный год.
  • Банка данных об учителях ПО, описывающего количественный и качественный состав предметного объединения.
  • Графика прохождения аттестации учителей ПО на текущий год.
  • Перспективного плана аттестации учителей ПО.
  • Графика повышения квалификации учителей ПО на текущий год.
  • Перспективного плана повышения квалификации учителей ПО.
  •  Графика проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий по предмету учителями ПО.
  •  Плана проведения предметной недели/декады.
  •  Протоколов заседаний ПО.
  •  Аналитических документов по мониторингу качества обучения учащихся и качества преподавания предмета.

Большинство этих документов в настоящее время выполняются в двух форматах: бумажном и электронном.

С нашей точки зрения, для качественной организации образовательного процесса в методическом кабинете ПО необходимо иметь:

  • Банк публикаций о передовом педагогическом опыте, накопленном в предметно-методическом объединении.
  • Банк инноваций учителей ПО.
  • Список тем по самообразованию учителей ПО и банк рефератов (докладов), сделанных учителями предметного объединения по темам самообразования.
  • Частную методику (банк публикаций современных педагогов и психологов).
  • Банк разработок уроков и презентаций к урокам, накопленный учителями ПО.
  • Банк КИМов и материалов по подготовке учащихся к промежуточной и итоговой аттестации; олимпиадам, интеллектуальным конкурсам и научно-практическим конференциям.
  • Банк рефератов и исследовательских работ учащихся.
  • Банк дополнительных, дидактических и раздаточных материалов по предмету.

Все эти документы у нас систематизированы и «копилки» постоянно пополняются.

 

1.4. Материально-техническая база предметного объединения

 

Организация качественной образовательной деятельности также зависит от материально-технической базы. В нашем лицее оснащенность кабинетов соответствует современным требованиям. Все кабинеты английского языка оснащены аудиотехникой. Большинство кабинетов оснащены интерактивными досками, остальные планируется оснастить до конца текущего учебного года.

Наши учителя активно используют все имеющиеся технические средства для оптимизации учебного процесса, а также для повышения мотивации учащихся к изучению предмета.

1.3. Основные направления и формы деятельности предметного объединения

 

Основные направления деятельности предметного объединения:

  • Анализ результатов образовательной деятельности по предметам.
  •  Участие в разработке вариативной части учебных планов.
  • Изучение и реализация в учебно-воспитательном процессе требований руководящих документов, передового педагогического опыта.
  •  Разработка рабочих учебных программ по изучаемым предметам.
  • Подготовка и обсуждение рукописей учебно-методических пособий и дидактических материалов по предметам.
  • Подготовка и обсуждение докладов по вопросам методики преподавания учебных предметов, повышения квалификации и квалификационных категорий учителей.
  • Обсуждение докладов по методике изложения принципиальных вопросов программы, обсуждение и утверждение календарно-тематических планов.
  • Рассмотрение вопросов организации, руководства и контроля над исследовательской работой учащихся.
  • Организация и проведение педагогических экспериментов (инноваций) по поиску и внедрению новых технологий обучения.
  • Разработка и совершенствование средств повышения наглядности обучения, а также методики их использования в учебном процессе; совершенствование учебно-дидактической базы.
  • Изучение опыта работы родственных ПО других учебных заведений и обмен опытом этой работы.
  • Выбор и организация работы наставников с молодыми специалистами и малоопытными учителями.
  • Организация сотрудничества с высшей школой, методическими службами представителей издательств, лабораторией иностранных языков.

 

Основные формы работы в предметном методическом объединении, направленные на самообразование, взаимообразование и обмен опытом:

  •  Проведение педагогических экспериментов (инноваций) по проблемам методики обучения и воспитания обучающихся и внедрение их результатов в образовательный процесс.
  • Круглые столы, совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей и т. п.
  • Заседания предметных объединений по вопросам методики обучения и воспитания обучающихся.
  •  Открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету.
  • Лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии.
  • Проведение предметных декад/недель и участие в неделях диагностики и контроля лицея.
  • Посещение уроков коллег.

 

2. Контроль качества деятельности предметного объединения

 

2.1. Плановый контроль деятельности ПО 

 

В нашем лицее последний плановый контроль качества преподавания английского языка в лицее был проведен в 2010-2011 учебном году.

Целью осуществленного контроля был анализ качества преподавания

английского языка в лицее.

 Его задачами являлись:

-         выявление и анализ проблем по качеству условий преподавания английского языка в лицее;

-         выявление и анализ проблем по качеству процесса преподавания английского языка в лицее;

-         выявление несоответствия результатов обучения английскому языку лицейской концепции качества;

-         планирование коррекционных действий по устранению выявленных проблем.

Объектами контроля качества преподавания АЯ являлись:

  • условия преподавания предмета (кадровые; материально-технические; финансовые и организационные);
  • процесс преподавания предмета (качество проверки тетрадей; качество ведения журналов и качество преподавания);
  • результат преподавания предмета (промежуточный) (качество обученности выпускников 4, 9, 11 классов; срез знаний учащихся 5 классов (входной контроль); результаты успеваемости учащихся по предмету (2 четверть); удовлетворенность учащихся и их родителей качеством преподавания).

Несмотря на некоторые выявленные недочеты в деятельности ПО учителей английского языка, по результатам контроля, было принято решение считать качество созданных условий, качество осуществления образовательного процесса и качество результата предметной области «английский язык» оптимальными, соответствующими лицейской концепции качества образования.

 

2.2. Анализ соответствия деятельности ПО в соответствии технологией оценки эффективности системы управления качеством образования в образовательном учреждении

 

Несмотря на то, что по результатам плановой проверки, деятельность предметного объединения учителей английского языка была признана оптимальной, педагоги постоянно работают над повышением качества своей педагогической деятельности и деятельности предметного объединения в целом. В связи с тем, что в лицее активно ведется работа по достижению международных стандартов качества в начале текущего учебного года был проведен анализ деятельности ПО на соответствие Технологии оценки эффективности системы управления качеством образования в образовательном учреждении.

Анализ проводился по нескольким основным направлениям, таким как:

  • роль руководителя ПО в определении миссии, политики, основных целей и задач ПО; определении политики и направлений взаимодействия с внешними заинтересованными сторонами, взаимодействия с другими структурными подразделениями лицея; разработке диагностического инструментария по удовлетворенности персонала ПО, проведении ежегодной диагностики, анализа и др.;
  • политика и стратегия ПО при разработке механизмов сбора информации о потребностях и ожиданиях заинтересованных сторон; формулировка, документирование и размещение на сайте лицея миссии, политики и стратегии, целей и задач ПО; составление схемы информирования персонала ПО, родителей и обучающихся о проводимой политике и стратегии ПО, о планах работы, о перспективах развития и т.п.;
  • менеджмент персонала (разработка и документирование перспективного плана развития компетентностей персонала ПО; разработка и документирование кадровой политики в отношении каждого члена ПО; разработка системы мотивации персонала за деятельность по улучшению качества и др.);
    • ресурсы и партеры (внутренние и внешние);
    • менеджмент процессов (среди которых: систематизация рабочей документации ПО; разработка процедуры по управлению документооборотом; составление перспективного плана аудита деятельности каждого члена ПО и др.);
    • удовлетворенность потребителей (способы и периодичность сбора информации; способы повышения удовлетворенности и др.);
    • удовлетворенность персонала;
    • влияние на общество и др.

Проведенный анализ выявил как наиболее успешные, так и наиболее проблемные направления в деятельности предметного объединения. Впрочем, нужно отметить, что анализ деятельности ПО на соответствие технологии оценки эффективности системы управления качеством образования в образовательном учреждении показал, что, несмотря на успешную деятельность предметного объединения, показатели по направлениям, «срезаемым» в этой системе оценки, невысоки (Диаграмма 1) и есть необходимость многое пересмотреть в своей деятельности.

 

         Диаграмма 1.

3. Перспективная программа развития предметного объединения учителей

английского языка на 2012 -2015 годы

 

 3.1. Цели, задачи, предполагаемый результат реализации Программы

 

         В связи с полученными результатами нами была составлена Перспективная программа развития предметного объединения учителей

английского языка на 2012 -2015 годы.

Основная цель данной Программы, созданной в соответствии с программой развития лицея, - совершенствование системы менеджмента качества образования в профессиональном объединении, обеспечивающее (в качестве составной части ОУ) повышение конкурентоспособности выпускников лицея в образовательной среде города, региона, страны и повышение конкурентоспособности учреждения в муниципальной образовательной среде, и, как следствие, удовлетворение запросов потребителей (государства, общества, личности).

Задачи, стоящие перед учителями предметного объединения:

1)  Постоянное повышение качества образовательных услуг по преподаванию английского языка.

2)  Положительная динамика удовлетворенности потребителей качеством всех рабочих процессов ПО английского языка, а также качеством результата.

3)  Подготовка, в рамках деятельности учителей ПО английского языка, МАОУ «Лицей №9» к сертификации Системы менеджмента качества.

Результатом реализации Программы должно стать значительное улучшение качества условий, процессов и результатов образования по предмету английский язык в частности, и лицейского образования в целом, при сохранении его доступности.

Реализация Программы также предполагает:

  • обеспечение устойчивого функционирования предметного объединения учителей английского языка и рационального использования всех видов ресурсов;
  • улучшение имиджа и репутации предметного объединения, в частности, и образовательного учреждения, в целом;
  • повышение качества управленческих решений;
  • внедрение новейших достижений в практику деятельности ПО;
  • увеличение производительности труда;
  • повышение качества образовательных услуг;
  • рост степени удовлетворенности заказчиков.

 

3.2. Система  контролирующих мероприятий

 

Реализация Программы предполагает разработку системы контролирующих мероприятий за соблюдением сроков и качества её выполнения, своевременное выявление несоответствий и проведение корректирующих мероприятий.

 

Предполагается применение следующих контролирующих методов:

  • самоанализ деятельности каждого учителя (ежегодный);
  • анализ деятельности ПО в форме отчета (ежегодный);
  • сравнительный анализ результатов успеваемости учащихся (для начального и среднего звена – раз в четверть; для старшего звена – раз в полугодие);
  • сравнительный анализ динамики успеваемости учащихся (ежегодный);
  • сравнительный анализ динамики результативности участия лицеистов в интеллектуальных  состязаниях по предмету (ежегодный);
  • сравнительный анализ динамики результатов промежуточной и итоговой аттестации (ежегодный);
  • сравнительный анализ динамики развития материально-технической базы ПО (ежегодный);
  • анализ эффективности деятельности учителей ПО в системе основного и дополнительного образования (НДК, наблюдение);
  • хронометраж соблюдения графика реализации мероприятий Программы;
  • мониторинг реализации содержания программы.

 

 

Программа разработана в соответствии со всеми требованиями к документам такого рода: расписаны сроки выполнения каждого этапа, назначены ответственные лица, просчитан примерный бюджет, намечены меры и сроки по контролю и корректировке. 

Таким образом, мы видим, что термины «управление персоналом», «менеджмент», «мониторинг качества предоставляемых услуг» прочно вошли в практику организации деятельности образовательного учреждения. Потому рассмотрение работы руководителей школы, в целом, и руководителей предметных объединений, в частности, со своими сотрудниками в настоящее время осуществляется и через призму современного представления науки управления персоналом, что позволяет глубже анализировать деятельность коллектива и выстраивать более четкие перспективы.



[1] «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

[2] «Новая школа – это школа для всех» («Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

[3] Федеральный государственный образовательный стандарт.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 65)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Внедрение инновационной системы менеджмента качества (PDCA) в Аэрокосмическом лицее им. Ю.В. Кондратюка
2. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и рынка труда
3. Внедрение инновационной системы менеджмента качества
4. Управление качеством образования в рамках деятельности предметного объединения учителей английского языка: проблемы, достижения, перспективы
5. Интеграция основного и дополнительного языкового образования как средство повышения качества образования
6. Технология подготовки образовательного учреждения к сертификации Системы менеджмента качества образования и к участию в конкурсе на премию в области качества
7. Применение инновационных дидактических пособий при изучении литературных произведений в школе для неслышащих
8. Внедрение ФГОС в начальной школе
9. Учимся думать
10. «Время. Образ. Стиль»
11. Роль пословиц в обучении понимания текста
12. Правописание –Н-НН- в суффиксах прилагательных
13. Внеурочная работа с книжкой-раскраской как один из способов привития интереса к изучению истории родины
14. Методическая разработка урока по химии на тему:
«Физические и химические явления»

15. Конкурсно-развлекательная программа в детском доме «Солнышко»
16. Литературное краеведение, или незабываемые встречи в «Библиотеке им. братьев Гримм»