Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Инновационный менеджмент в управлении образовательным учреждением»
Выпуск №40 Апрель 2012 | Статей в выпуске: 129


Ольга Владиславовна Казанцева,
учитель английского языка высшей квалификационной категории, куратор Школы иностранных языков «ОК» Центра дополнительного образования МАОУ лицей № 9 Железнодорожного района г. Новосибирска

Интеграция основного и дополнительного языкового образования как средство повышения качества образования

Необходимость интеграции общего и дополнительного образования общество предъявляет выпускнику ОУ, о чем свидетельствуют, в том числе и ФГОС. Требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием: формализованное базовое образование всё больше нуждается в дополнительном неформальном образовании, которое было и остаётся одним из определённых факторов развития склонностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.

В 2010 году МБОУ Лицей № 9 города Новосибирск приобрел статус автономного ОУ. В том же году на базе лицея был создан Центр дополнительного образования (далее ЦДО), который осуществляет комплексный проект по разработке и внедрению модели интеграции дошкольного, общего и дополнительного образования и обладает разветвлённой сетью внеклассных занятий в системе дополнительного образования различной направленности, в том числе художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной и образовательной.

Одной из задач проекта является разработка интегративной модели основного и дополнительного языкового образования на базе ЦДО лицея. Для реализации поставленной задачи разрабатывается система мер управления образовательным процессом в области иностранного языка на основе уровневых программ, интегрирующих систему основного и дополнительного языкового образования с использованием вариативных аутентичных УМК.

 

Модель реализуется на базе Школы иностранных языков «ОК» ЦДО МАОУ Лицей № 9, в которой на момент публикации статьи обучаются 152 учащихся.

Взаимосвязь и интеграция содержания основного и дополнительного обучения иностранному языку позволяет решать проблему обновления содержания языкового образования, максимально реализовывать личностный потенциал обучающегося в предметной области «язык – культура – коммуникация», обеспечивать условия для конструктивной творческой образовательной деятельности обучающегося и развития личностных качеств, необходимых выпускнику лицея.

Реализация проекта осуществляется по следующим направлениям:

  1. Обновление содержания и повышение качества языкового образования за счет перехода на аутентичные УМК и ориентации на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования.
  2. Апробация материалов уровневых тестов зарубежных экзаменационных учреждений как формы и содержания контроля, оценки в области иностранного языка,  а также формы мониторинга качества обучения иностранному языку обучающихся, работающих по аутентичным УМК.
  3. Адаптация аутентичных УМК к условиям российского и  регионального образовательного контекста и к условиям лицея за счет разработки  дополнительных компонентов к УМК.
  4. Использование современных технологий обучения иностранному языку, лежащих в основе аутентичных УМК:
  • технологии формирования межкультурной компетенции  в модели основного и дополнительного образования;
  • технология автономного изучения иностранного языка;
  • интерактивные технологии в обучении иностранному языку;
  • проектная методика;
  • информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку;
  • разработка и апробация различных моделей языкового портфолио для учащихся лицея.

СТАДИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. Информационный уровень: на этой ступени пришло осознание необходимости взаимосвязи общего и дополнительного образования, выяснение достоинств и недостатков друг друга, определение возможных направлений сотрудничества между представителями разных сфер образования (тем более, если в школе формируется собственный блок дополнительного образования).
  2. Координационный уровень состоял в согласовании планов, определении сфер совместной деятельности учителей-предметников, классных руководителей и руководителей различных творческих объединений, секций, кружков. На этой ступени проводились отдельные общешкольные мероприятия при равном участии представителей основного и дополнительного образования. Накоплен опыт проведения совместных педагогических и методических советов, посвященных наиболее значимым для всех темам образования и воспитания школьников.
  3. Уровень сотрудничества, достигнутый к данному этапу, характеризуется более тесной координацией и совместной деятельностью, построенной на основе долгосрочной программы, перспективного плана работы. Этот достаточно высокий уровень взаимодействия предполагает: постоянную совместную деятельность педагогов дополнительного образования с учителями-предметниками и классными руководителями при реализации собственных образовательных программ; сотрудничество заместителя директора, курирующего дополнительное образование, с другими заместителями, с руководителями методических объединений.
  4. Уровень интеграции будет достигнут в ближайшем будущем тогда, когда произойдет создание единого педагогического коллектива и единого образовательного пространства, т.е. восполнение целостности двух сфер образования при сохранении уникальности каждой.

 

Исходя из целей обучения иностранному языку, которые   направлены на развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной), а также на развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка,  за методологическую основу  деятельности по формированию иноязычной коммуникативной компетентности обучающихся в Школе иностранных языков «ОК» взяты положения документа Совета Европы под названием «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка («Common European Framework of Reference: Learning, Teaching, Assessment»), в котором систематизированы подходы к преподаванию иностранного языка и стандартизации оценок уровней владения языком. Схема уровней построена по принципу последовательного разветвления.

А

Элементарное владение
(Basic User)

А1

Уровень выживания (Breakthrough)

А2

Предпороговый уровень (Waystage)

В
Самостоятельное владение
(Independent User)

В1
Пороговый уровень (Threshold)

В2
Пороговый продвинутый уровень (Vantage)

C Свободное владение
(Proficient User)

 

С1
Уровень профессионального владения
(Effective Operational Proficiency)

С2
Уровень владения в совершенстве
(Mastery)

По окончанию 11 класса выпускник лицея владеет уровнем В2, который позволяет ему успешно пройти итоговую аттестацию в формате ЕГЭ; промежуточные этапы достигаются в соответствии с этапами обучения.

В Российском государственном образовательном стандарте требования к уровню подготовки выпускников по иностранным языкам прописаны также с учетом уровней Совета Европы.

В связи с этим в рамках обновления содержания основного образования ставилась задача определить, насколько использование учебных пособий издательства Pearson Longman обеспечит реализацию современных требований в области достижения определенного уровня овладения английским языком, будут способствовать развитию иноязычной компетенции, а также развитию и воспитанию студентов средствами иностранного языка.

На первом этапе были отобраны учебные пособия издательства Pearson Longman для разных курсов обучения и выстроены следующая «цепочка» при изучении английского языка:

Дошкольники – English Adventure Starter A

1 класс – Fly High 1;

2 класс – Fly High 2;

3 класс – Fly High 3

4 класс – Discover English Starter;

5 класс – Discover English 1

6 класс – Discover English 2;

7 класс – Discover English 3

Помимо учебных курсов в системе работы использовались другие учебные пособия, позволяющие реализовать задачу интеграции основного и дополнительного языкового образования, такие как книги для чтения, грамматики, словари, мультимедийные средства, видео-курсы, страноведческие материалы.

Каким образом данные пособия могут быть интегрированы в учебный процесс и что они могут дать для реализации основного образования?

  •  Учебники зарубежных издательств составлены с учетом требований к владению языком на разных этапах обучения и ориентированы на Уровни Совета Европы.
  • Материал учебников строго соответствует международным стандартам в области овладения иностранным языком. В основе стандартов лежит понятие уровней владения языком (Level). Существует несколько основных уровней: Basic, Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate, Upper-Intermediate, Advanced, названия которых часто входят в название учебников.
  • Речевые умения и навыки, а также языковой материал каждого уровня определяются несколькими международными синдикатами, в первую очередь Кембриджского университета.
  • Объединение Европы способствует разработке универсальных требований к владению основами lingua franca современного мира. За основу принимаются указанные выше уровни владения иностранным языком.
  • В основе учебных пособий лежит коммуникативная методика – они обучают языку как средству общения, знакомят с культурой народов, говорящих на изучаемом языке, ее реалиями.
  • В учебниках дан социально-психологический портрет носителей языка, отражающий их точку зрения, но в то же время постоянно проводится сравнение культур разных стран и подчеркивается значение общечеловеческих ценностей.
  • Авторы пособий используют современные технологии при обучении ИЯ: проблемный подход, проектный метод, интерактивные формы, развитие навыков автономии изучения ИЯ (целеполагание, обучение навыкам самооценки своих достижений, общеучебным умениям и навыкам, стратегиям изучения ИЯ).
  • Учебные пособия содержат задания современного формата, что особенно актуально при переходе на новую систему оценки качества владения ИЯ и введения ЕГЭ.

Таким образом, учебные пособия развивают коммуникативную компетентность студентов во всех ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной.

Необходимо отметить, что интеграция упомянутых УМК прошла успешно.

В ходе реализации проекта ведется работа по разработке, апробации и внедрению новых форм контроля, на материале Системы международного сертифицирования Кембриджского экзаменационного сертификата. Данная система комплексная, разработана с учетом европейских уровней и лежит в основе КИМов ГИА и ЕГЭ. Таким образом, работа в этом направлении позволит педагогам добиться значительного улучшения показателей уровня владения языком студентов, а студентам добиться успехов при участии в предметных олимпиадах и языковых конкурсах.

Интегративная модель основного и дополнительного языкового образования предполагает включение таких компонентов, как:

  • Английский язык для школьников (2-11 классы);
    • Английский язык для 1-классников «Подготовка к обучению в школе»;
    • Английский язык в «Школе маленьких лицеистов» (для детей 5-6 лет);
    • Корректирующие курсы (с учетом индивидуальных потребностей обучающихся – «репетиторство»);
    • Функционально-ориентированные курсы (в частности, подготовки к международным экзаменам по ИЯ, подготовки к ЕГЭ);
    • Английский язык для взрослых;
    • Другие иностранные языки;
    • Внеучебная деятельность.

Планируется разрабатываться и апробироваться дополнительная образовательная программа «Лингва» со страноведческим модулем (модулем межкультурной коммуникации) – быт и праздники страны изучаемого языка,  история страны изучаемого языка, культурная жизнь страны изучаемого языка, литература страны изучаемого языка.

Содержание внеучебной деятельности ориентировано на  усиление  взаимосвязи содержания  образования лицея и  потребностей социум.

 

Таким образом, следует отметить, что создание и реализация интегративной модели основного и дополнительного языкового образования  в условиях работы автономного ОУ является оптимальным средством повышения качества языкового образования.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 22)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Внедрение инновационной системы менеджмента качества (PDCA) в Аэрокосмическом лицее им. Ю.В. Кондратюка
2. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и рынка труда
3. Внедрение инновационной системы менеджмента качества
4. Управление качеством образования в рамках деятельности предметного объединения учителей английского языка: проблемы, достижения, перспективы
5. Интеграция основного и дополнительного языкового образования как средство повышения качества образования
6. Технология подготовки образовательного учреждения к сертификации Системы менеджмента качества образования и к участию в конкурсе на премию в области качества
7. Применение инновационных дидактических пособий при изучении литературных произведений в школе для неслышащих
8. Внедрение ФГОС в начальной школе
9. Учимся думать
10. «Время. Образ. Стиль»
11. Роль пословиц в обучении понимания текста
12. Правописание –Н-НН- в суффиксах прилагательных
13. Внеурочная работа с книжкой-раскраской как один из способов привития интереса к изучению истории родины
14. Методическая разработка урока по химии на тему:
«Физические и химические явления»

15. Конкурсно-развлекательная программа в детском доме «Солнышко»
16. Литературное краеведение, или незабываемые встречи в «Библиотеке им. братьев Гримм»