Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Инновационный менеджмент в управлении образовательным учреждением»
Выпуск №40 Апрель 2012 | Статей в выпуске: 129


Все статьи автора(2) Людмила Викторовна Куневская,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ Лицей № 9 Железнодорожного района г. Новосибирска

Технология подготовки образовательного учреждения к сертификации Системы менеджмента качества образования и к участию в конкурсе на премию в области качества

1. Введение

Проект описывает технологию подготовки МАОУ Лицей № 9 к сертификации Системы менеджмента качества (СМК) образования и к участию в конкурсе на получение премии в области качества. Данный проект стал победителем городского конкурса проектов «Модернизация образования как фактор инновационного развития» (2012 год) и удостоен Большой золотой медали Международной образовательной выставки УЧСИБ-2012. Полную версию проекта можно посмотреть на сайте лицея l_9.edu54.ru 

2. Постановка проблемы

Проблема № 1. Отсутствие в г. Новосибирске образовательных учреждений, имеющих сертификат в области Системы менеджмента качества (СМК). Зачем нужна сертификация?  

 Согласно принятой мировой практике, подтверждением соответствия имеющейся у организации СМК  требованиям международного стандарта является Сертификат соответствия, выдаваемый признанными Органами по сертификации. Можно утверждать, что наличие сертификата соответствия является подтверждением того, что организация:

1) Систематически занята улучшением существующей системы управления.

2) Имеет возможность минимизировать затраты на аудит со стороны контролирующих и аккредитующих органов.

3) Способна анализировать требования потребителей и организовать свою работу таким образом, чтобы постоянно соответствовать им.

4) Имеет систему создания методик и их валидации.

5) Обладает квалифицированным, компетентным и мотивированным персоналом.

Контролирует деятельность своих поставщиков и подрядчиков.

6) Ставит перед собой весьма амбициозные задачи развития, которые могут быть решены путем настойчивой командной работы и персонального профессионального роста каждого из сотрудников.

Другими словами, наличие сертификата соответствия может являться одним из необходимых условий конкурентоспособности лицея в муниципальной и региональной образовательной среде как в рамках муниципального задания, так и в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности (предпринимательская и иная, приносящая доход деятельность); продвижения образовательных услуг лицея  и привлечения внебюджетных средств, что актуально в условиях автономии.

Проблема № 2: Отсутствие в г. Новосибирске образовательных учреждений, участвовавших во всероссийских или международных конкурсах на премию в области качества.

«Для большинства организаций, участвующих в конкурсах качества, получение самой премии не является первоочередной задачей или самоцелью. Премии качества - это, прежде всего, модели совершенствования управления, которые позволяют руководителям структурировать и систематизировать работу внутри организации и начать процесс совершенствования»[1].

Одна из основных целей не только победителей, но и всех участников конкурса – освоение метода самооценки организации на соответствие критериям премии[2]. Это позволит систематизировать и структурировать систему управления, проанализировать все рабочие процессы и выявить приоритеты первоочередных улучшений.

Постоянная самооценка позволяет проследить динамику улучшений и привить идеологию постоянного совершенствования в организации. В самооценке заложено одно из главных свойств премий качества, которое делает их не просто знаком признания заслуг, а процедурой, помогающей организации определить свои достижения и недостатки, свои шансы на успех или задачи на будущее.

3. Цель и задачи проекта

Цель проекта: Совершенствование Системы  менеджмента качества образования в МАОУ Лицей № 9. 

Задачи проекта:

1) Подготовка МАОУ Лицей № 9 к сертификации Системы менеджмента качества.

2) Подготовка МАОУ Лицей № 9 к участию во Всероссийском конкурсе на Премию Правительства Российской Федерации в области качества.

3) Повышение эффективности процессов менеджмента, основных и вспомогательных процессов лицея.

4) Повышение качества результативности всех рабочих процессов лицея.

5) Положительная динамика удовлетворенности потребителей качеством всех рабочих процессов лицея (процесса менеджмента, основных и вспомогательных процессов), а также качеством результата.


4. Этапы реализации проекта

Этап

Мероприятия

Исполнитель

Сроки

1. Подготовительный этап (январь 2009 года – сентябрь 2011 года)

1.1.

Определение потребностей рынка образовательных услуг, рынка рабочей силы и других заинтересованных сторон.

маркетинговая служба

постоянно

1.2.

Формулировка миссии, видения, стратегии, политики, целей и задач лицея в области качества[3].

администрация

январь 2009

1.3.

Формирование, улучшение и корректировка  организационной структуры и Модели Системы управления качеством образования в лицее.

администрация, члены пед. кол.

01.01.2009 – 30.12.2011

1.4.

Получение внешней экспертизы Системы управления качеством образования в лицее городского, регионального и Международного уровней.

члены творческих групп

2009-2011гг

1.5.

Обучение управленческого и педагогического персонала на курсах по менеджменту ОУ и менеджменту качества в ОУ.

 

 

зам. дир. по УВР, ответственный

 за качество

с 2009 года постоянно

1.5.

Участие в разработке регионального проекта «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области» в составе творческой группы (далее – Проект).

май 2011 – август 2011

1.6.

Получение статуса «стажировочной площадки» по внедрению Проекта[4].

август 2011

1.7.

Создание творческой группы администрации лицея, руководителей структурных подразделений, руководителей профессиональных объединений (ПО), педагогов по внедрению Проекта  и разработке документации СМК.

август – сентябрь 2011

2. Этап реализации проекта «Технология подготовки лицея к сертификации СМК»

(сентябрь 2011 года – декабрь 2012 года)

2.1.

Самодиагностика лицея по критериям и показателям «Технологии оценки эффективности системы управления качеством образования».

администрация, члены НМС

сентябрь 2011

2.2.

Определение и описание рабочих процессов, упорядочение существующей документации:

1) Процессов менеджмента в лицее.

2) Основных процессов в лицее.

3) Вспомогательных процессов в лицее

творческая группа по разработке документации СМК

сентябрь 2011 – январь 2012

2.3.

Разработка Руководства по качеству

 (документ доступа руководителей высшего уровня).

администрация

февраль 2012

2.4.

Разработка, апробация, коррекция обязательных документированных процедур.

1) Управление документацией; 2) Управление записями;

3) Управление несоответствующей продукцией; 4) Внутренний аудит СМК;

5) Корректирующие действия; 6) Предупреждающие действия.

администрация,

руководители структурных подразделений

 

 

март, апрель

2012

2.5.

Разработка или коррекция документов на рабочие места (должностные инструкции, рабочие программы и планы качества).

члены творческой группы, специалист по кадрам

апрель 2012

2.6.

Разработка или коррекция записей (формы, записи и протоколы о качестве, журналы и т.п.).

апрель 2012

2.7.

Апробация системы измерения основных показателей и характеристик рабочих процессов.

члены творческой группы

май- июнь 2012

2.8.

Апробация системы корректирующих и предупреждающих действий.

2.9.

Обучение внутренних аудиторов, реорганизация Службы педагогического аудита.

администрация, специалисты и консультанты в области качества

февраль – май 2012

2.10.

Проведение внутренних аудитов и самооценки (по модели EFQM).

Служба педагогического аудита

июль – декабрь 2012

2.11.

Сертификация Системы менеджмента качества в лицее.

администрация

декабрь 2012

3. Аналитический и коррекционный этап (январь 2013 – июнь 2013)

3.1.

Анализ замечаний, сделанных аудиторами, планирование коррекционных и предупреждающих действий. Информирование членов педагогического коллектива, потребителей (сайт).

администрация

январь 2013

3.2.

Непрерывное улучшение СМК лицея и всех процессов (цикл PDCA), в том числе корректировка выявленных несоответствий.

педагогический коллектив лицея

постоянно

4. Этап реализации проекта «Технология подготовки лицея к участию в конкурсе на получение

 премии в области качества»  (июнь 2013 года – декабрь 2013 года)

4.1.

Направление в секретариат Совета Премии Правительства РФ в области качества документов:

а) Заявку на участие в конкурсе.

б) Структурную схему лицея, утвержденную директором.

в) Копию свидетельства о внесении юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц.

г) Копии страниц Устава лицея.    д) Банковские реквизиты лицея.

 

 

администрация

 

до 30.06.2013

4.2.

В случае получения согласия Совета  – получение документов для участия в конкурсе:

а) Заявка с присвоенным ей регистрационным номером и уведомление о получении статуса конкурсанта.

б) Счет на предоплату услуг по организации проведения экспертизы материалов.

в) Руководство для организаций-участников конкурса.

г) Рекомендации. Самооценка деятельности организации на соответствие критериям премий Правительства Российской Федерации в области качества.

 

 

 

 

администрация

 

 

 

 

в течение месяца

4.3.

Подготовка и представление  в Секретариат Совета материалов для участия в конкурсе:

 

 

 

 

 

 

творческая группа по подготовке документов на конкурс

 

до 03.08. 2013

а) анкету-декларацию – 2 экз.

б) отчет конкурсанта в 6 экз. – для организаций с численностью работающих не более 250 человек:

- содержание (с указанием каждой составляющей каждого критерия);

- краткую характеристику организации-конкурсанта;

- структурную схему организации;

- описание деятельности организации и результатов этой деятельности по всем 9 критериям и их 32 составляющим:

Критерии (возможности):

1) Лидирующая роль руководства.

2) Политика и стратегия в области качества.

3) Персонал.

4) Партнерство и ресурсы

5) Процессы, продукции и услуги.

Критерии (результаты)

  1. Удовлетворенность потребителей качеством услуг.
  2. Удовлетворенность персонала.
  3. Влияние организации на общество.
  4. Результаты работы организации.

в) копию платежного поручения о предоплате услуг по организации проведения экспертизы материалов.

 

 

4.4.

В случае получения не менее 250 баллов на заочном этапе – обследование лицея «на месте», т.е. очный этап.

Обеспечение необходимых условий для работы

экспертной комиссии в соответствии с согласованной программой обследования (высылается в указанный срок).

 

 

администрация

 

17.10. 2013 – 3.11.2013

4.5.

Получение экспертного заключения.

администрация

в течение месяца

5. Аналитический и коррекционный этап (декабрь 2013 - …)

5.1.

Анализ материалов экспертного заключения, планирование коррекционных и предупреждающих действий. Информирование членов педагогического коллектива, потребителей (сайт).

администрация

декабрь 2013

5.2.

Непрерывное улучшение СМК лицея и всех процессов (цикл PDCA), в том числе корректировка выявленных несоответствий.

педагогический коллектив лицея

постоянно


5. Ожидаемые результаты

При успешной реализации проекта предполагается:

1. Совершенствование Системы  менеджмента качества образования в МАОУ Лицей № 9 при подготовке процедуры сертификации и подготовке к участию в конкурсе на премию в области качества и, как следствие:

а) Повышение эффективности процессов менеджмента, основных и вспомогательных процессов лицея (т.е. снижение ресурсных затрат при реализации процессов).

б) Повышение качества результативности всех рабочих процессов лицея.

в) Положительная динамика удовлетворенности потребителей качеством всех рабочих процессов лицея и качеством результата.

2. Развитие инфраструктуры лицея при развитии системы эффективного управления финансовыми средствами.

3. Повышение конкурентоспособности лицея в образовательной системе города Новосибирска и Новосибирской области и, как следствие, привлекательность лицея для потребителей, инвесторов, высококвалифицированных кадров.

6. Практическая значимость результатов проекта

Проект представляет технологию подготовки общеобразовательного  учреждения к сертификации и к участию в конкурсе в области качества как инструмент создания эффективной системы управления на принципах постоянного самосовершенствования.

Практическая значимость для МАОУ Лицей № 9 заключается в том, что требования к сертификации, модель и критерии премии в области качества предлагают:

  1. Готовую стратегию развития учреждения.
  2. Создание эффективной системы управления на принципах постоянного совершенствования.
  3. Приведение в единую систему всех действий по улучшению качества.
  4. Самосовершенствование и измерение динамики улучшений всех процессов лицея через самооценку.
  5. Сравнение результатов оценки лицея по критериям сертификации и премий с эталонными результатами и результатами других образовательных учреждений.
  6. Постоянный поиск лучших управленческих решений, катализатор вовлечения учреждения в процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования ОУ с целью улучшения собственной работы.

Практическая значимость для муниципальной и региональной системы образования:

1) Создание позитивного имиджа муниципальной системы города Новосибирска и Новосибирской области через создание прецедента сертификации СМК общеобразовательного учреждения, а также участия общеобразовательного учреждения в конкурсе на премию в области качества.

2) Возможность тиражирования опыта работы лицея в муниципальной и региональной системе образования, создание на базе лицея ресурсного центра (стажировочной площадки).

 



[1] Из выступления Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова на церемонии награждения лауреатов премии Правительства Российской Федерации в области качества в Зале наград Дома Правительства Российской Федерации 20 октября 2010 года.

 

[2] См. ФЦПРО, «Наша новая школа», Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2010 года № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно- надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования».

[3] http://l_9.edu54.ru/p113aa1.html - сайт лицея.

[4] http://websib.ru/new_detail.php?new_id=6850 – Приказ об итогах конкурсного отбора ОУ.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 20)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Внедрение инновационной системы менеджмента качества (PDCA) в Аэрокосмическом лицее им. Ю.В. Кондратюка
2. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и рынка труда
3. Внедрение инновационной системы менеджмента качества
4. Управление качеством образования в рамках деятельности предметного объединения учителей английского языка: проблемы, достижения, перспективы
5. Интеграция основного и дополнительного языкового образования как средство повышения качества образования
6. Технология подготовки образовательного учреждения к сертификации Системы менеджмента качества образования и к участию в конкурсе на премию в области качества
7. Применение инновационных дидактических пособий при изучении литературных произведений в школе для неслышащих
8. Внедрение ФГОС в начальной школе
9. Учимся думать
10. «Время. Образ. Стиль»
11. Роль пословиц в обучении понимания текста
12. Правописание –Н-НН- в суффиксах прилагательных
13. Внеурочная работа с книжкой-раскраской как один из способов привития интереса к изучению истории родины
14. Методическая разработка урока по химии на тему:
«Физические и химические явления»

15. Конкурсно-развлекательная программа в детском доме «Солнышко»
16. Литературное краеведение, или незабываемые встречи в «Библиотеке им. братьев Гримм»