Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Инновационный менеджмент в управлении образовательным учреждением»
Выпуск №40 Апрель 2012 | Статей в выпуске: 129


Все статьи автора(2) Татьяна Николаевна Неведомская,
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории ГБОУ НСО ОЦДК для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, г. Куйбышева Новосибирской области

Применение инновационных дидактических пособий при изучении литературных произведений в школе для неслышащих

Новым направлением обновления содержания современного специального образования применительно к учащимся с нарушениями слуха выступает компетентностный подход, позитивный потенциал которого заключается в том, что он не отрицает знание, но делает акцент на умении его использовать (И.А. Зимняя, А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская, Т.В. Лисовская и др.). Содержанием познавательно-информационной компетенции на уроках литературы в школе неслышащих, на мой взгляд, выступают следующие умения: осмысливание каждого литературного образа в отдельности, определение взаимоотношений персонажей, умение делать обобщения, раскрытие замысла автора, получение удовольствия от прочитанного, обогащение личного жизненного опыта неслышащих учащихся. В полной мере реализация этих умений возможна при применении ИКТ.

Сегодня в помощь учителю, учащимся приходят компьютерные технологии создания и применения наглядных материалов. Технология мультимедиа позволяет соединить в единое целое различные формы представления информации: текст, голос, музыку, графику, иллюстрации, видео и т.д.

С помощью ИКТ на уроках можно: сделать учебную деятельность детей более содержательной; сделать учебный процесс более привлекательным и современным для детей; сделать учебную информацию для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов; повысить качество обучения, желания учиться; сделать урок наглядным, динамичным.

Известно, что наиболее эффективный способ преподавания – это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об увиденном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока. Повышение мотивации и познавательной активности достигается за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. Компьютер не заменяет живого общения с учителем и другими источниками информации, однако учитывая интерес детей к Интернету, повышает заинтересованность в изучении предмета.

В связи с вышесказанным, мною принимается попытка применения инновационных дидактических пособий на уроках литературы в школе неслышащих. Такое пособие – это целостная дидактическая система, которая содержит слайды – презентации с анимационным выводом рисунков, иллюстраций, картинок, кадров из мультипликационного фильма, книжных иллюстраций, в которых происходит интеграция живой речи учителя, ученика, писателя, а также видеоматериала, визуализированного на экране с помощью видеопроектора.

Хочется поделиться своим опытом применения дидактических пособий на уроках литературного чтения в школе для неслышащих. В дидактическом пособии  в виде мультимедийной презентации представлен алгоритм работы по сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев», созданной в 1932 году.

Первый этап работы – предполагает подготовку к восприятию сказки, вводную беседу с последующим просмотром мультипликационного фильма «Двенадцать месяцев», созданного по сказке в 1956 году, где образы сказочных героев иллюстративно прекрасно созданы художником Анатолием Сазоновым.

Второй этап работы – чтение адаптированного текста сказки, проведение словарной работы, подбор иллюстративного материала из мультфильма. Работа выполняется с помощью программы Windows Media Player. Эта программа позволяет сделать раскадровку мультфильма и выбрать именно тот иллюстративный материал, который необходим для передачи содержания сказки и подобрать речевой материал из текста.

Третий этап – содержательный анализ сказки; выделение основных сказочных персонажей, определение черт их характера и составление их оценочной характеристики; иллюстративный материал выполнен при помощи GIMP 2.6 Image Manipulation Program. Текст сказки используется для составления характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной-двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.  При работе с системой образов необходимо научить детей определять роль каждого из них в сюжете сказки, давать характеристику со стороны его сказочной функции. Со всеми этими персонажами неслышащий школьник встречается в сказке, поэтому ему необходимо знать их особенности. На данном этапе также можно предложить такой вид работы, как обмен мнением о прочитанном.

Четвертый этап – краткий пересказ сказки. Для составления краткого пересказа сказки используется метод наглядного моделирования. Применение этого метода даёт хорошие результаты в работе с детьми с общим недоразвитием речи, но и для детей с системным недоразвитием речи он применим. На данном этапе использована также программа GIMP 2.6 Image Manipulation Program.

Пятый этап – письменная работа, закрепление речевого материала по краткому пересказу сказки. Данный этап предполагает такой вид работы, как: в предложенном тексте пропущены ключевые слова, которыми неслышащие учащиеся дополняют текст, тем самым закрепляя материал краткого пересказа.

Шестой этап – этап обобщающей беседы с элементами рефлексии, который предполагает соотнесение учащихся себя самих с каким-либо героем сказки и устные краткие выводы, которые учащиеся могут сделать в отношении поступков данного персонажа. Важно на этом этапе научить детей находить в тексте, называть и представлять себе волшебные превращения и волшебные предметы, которые в совокупности составляют основу чудесного мира сказки, определять при анализе соответствующих эпизодов текста смысл чудес, совершаемых этими персонажами, функцию добра или зла, которую они несут.

Седьмой этап – подведение итогов, определение специфики сказки через особенности ее системы образов и определение смысла литературного произведения.

Восьмой этап – домашнее задание. Например, один из видов заданий: «Нарисовать, можно схематично, один из наиболее понравившихся эпизодов сказки и себя самого в этом эпизоде, попытаться объяснить, как бы он (ребёнок) поступил в тот момент и чтобы мог изменить в сюжете сказки».

Главная задача сказок – высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному.

Самые элементарные и в тоже время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о жадности и щедрости – ложатся в сознание и определяют для ребенка с нарушением слуха нормы его поведения.

Задача учителя – донести до сознания ребенка народную мудрость.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2381)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Внедрение инновационной системы менеджмента качества (PDCA) в Аэрокосмическом лицее им. Ю.В. Кондратюка
2. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и рынка труда
3. Внедрение инновационной системы менеджмента качества
4. Управление качеством образования в рамках деятельности предметного объединения учителей английского языка: проблемы, достижения, перспективы
5. Интеграция основного и дополнительного языкового образования как средство повышения качества образования
6. Технология подготовки образовательного учреждения к сертификации Системы менеджмента качества образования и к участию в конкурсе на премию в области качества
7. Применение инновационных дидактических пособий при изучении литературных произведений в школе для неслышащих
8. Внедрение ФГОС в начальной школе
9. Учимся думать
10. «Время. Образ. Стиль»
11. Роль пословиц в обучении понимания текста
12. Правописание –Н-НН- в суффиксах прилагательных
13. Внеурочная работа с книжкой-раскраской как один из способов привития интереса к изучению истории родины
14. Методическая разработка урока по химии на тему:
«Физические и химические явления»

15. Конкурсно-развлекательная программа в детском доме «Солнышко»
16. Литературное краеведение, или незабываемые встречи в «Библиотеке им. братьев Гримм»