Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Инновационный менеджмент в управлении образовательным учреждением»
Выпуск №40 Апрель 2012 | Статей в выпуске: 129


Инна Анатольевна Третьякова,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 49 Кировского района г. Новосибирска

Роль пословиц в обучении понимания текста

Главные цели курса «Обучение грамоте и развитие речи» заключаются в том, чтобы:

– помочь учащимся овладеть механизмом чтения;

– обеспечить речевое развитие детей;

– дать первичные сведения о языке и литературе.

Ни для кого не секрет, что современные дети мало читают, книги им заменяют телевидение, компьютер. Чтобы увлечь детей нужно предлагать им творческие пути решения различных учебных задач.

Почувствовать красоту, самобытность и выразительность родного языка помогает знакомство учащихся с удивительным миром русского фольклора: народными сказками, песнями, пословицами, поговорками, загадками, скороговорками, путаницами и считалками.

Считаю огромной роль пословиц в обучении понимания текста.

Что такое пословица? «Совесть в ушах», «историческая память народа», «устная школа», «практическая философия», «свод правил жизни», «золотые зёрна» – всё это сказано о пословице.

Система работы с пословицей предполагает решение трёх основных задач:

– различение в пословице прямого и переносного смысла;

– формирование умения выражать скрытую в пословице мысль своими словами;

– обучение переносу смысла в ситуацию с тем же отношением объектов.

Знакомство с пословицей строю следующим образом:

Говорю детям:

– Пословица похожа на орешек: в ней есть «скорлупка» и «ядрышко». «Скорлупка» – это то, о чём говорится напрямую. Например, пословицу «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» можно понять так: чтобы поймать рыбу, надо потрудиться – приготовить удочку, наживку, подождать, пока рыбка клюнет и т.д.

«Ядрышко» пословицы – это скрытая в ней мысль. Она не высказывается прямо, а прячется за «скорлупкой». Чтобы понять скрытую мысль, нужно поразмышлять. В нашей пословице спрятана мысль: любое дело требует усилий и старания. Её можно выразить и по-другому: надо упорно трудиться, чтобы получить нужный результат.

Благодаря тому, что в пословицах есть «ядрышко» – мысль, их можно применять в похожих жизненных ситуациях. Эту пословицу можно использовать, например, когда речь идёт об учёбе: чтобы хорошо учиться, нужно много заниматься.

Большой интерес вызывает у детей работа с деформированными пословицами, в которых перепутались части.

Например:

1. В своём болоте летит и мотылёк. На хороший цветок и лягушка поёт.

2. Не торопись отвечать, а гляди на себя. Не кивай на соседа, торопись слушать.

Очень полезна работа над смыслом в пословицах разных народов. Во-первых, дети видят, как одна и та же мысль может облекаться в разные образные словесные формулировки. Во-вторых, это удобный случай показать, что мудрость не имеет национальных границ. В-третьих, детям интересно понаблюдать, как в тексте отражаются приметы быта народа, природные условия разных стран, верования.

Приведу примеры конкретных заданий:

1. Найдите среди нескольких пословиц лишнюю:

И на солнце есть пятна. (русская)

Даже в пруду с лотосами водятся лягушки. (сенегальская)

Всяк молодец на свой образец. (русская)

И в коралле, и в жемчуге можно найти изъян. (тамильская)

И в слоновой кости есть трещинка. (индонезийская)

2. Прочитайте русские и английские пословицы. Подберите к каждой русской пословице английскую с похожей мыслью:

 

Русские                                             Английские

Что с возу упало, то пропало.     Нельзя из яичницы сделать снова яйцо.

У семи нянек дитя без глазу.     Слишком много поваров портят бульон.

Ум хорошо, а два лучше.        Четыре глаза видят больше, чем два.

 

3. Прочитайте китайские пословицы и вспомните русские, которые соответствуют им по смыслу:

Торопливым людям не хватает мудрости. (Поспешишь – людей насмешишь).

Слабого обижает, а сильного боится. (Молодец против овец, а против молодца сам овца).

Где нет деревьев, и полынь считается деревом. (На безрыбье и рак рыба).

Когда много каменщиков, дом получается кривой. (У семи нянек дитя без глазу).

Пошёл дождь – поздно бежать за зонтиком. (На охоту ехать – собак кормить).

При работе с художественным произведением на уроке не забываю и о традиционных заданиях: подобрать тексту название в виде пословицы или закончить его народной мудростью; выбрать пословицу, отражающую главную мысль текста, или составить план, использую народные изречения. От разговора о «скорлупке» и «ядрышке» пословицы далее легко перебросить мостик к понятиям «фабула» и «мораль» в басне, «намёк – добрым молодцам урок» в сказке.

Разговор о пословице хочется закончить стихотворением:

То, что когда-то придумал народ,

Сегодня наука фольклором зовёт.

Пословица – тоже народа творенье.

В ней мудрость его и его наблюденья.

Одна только фраза,

Её не растянешь,

Поймёшь её смысл

И умнее ты станешь!

Легко их запомнить,

В них слов очень мало.

Их вспомнить легко,

Если время настало.

Без дела никто их не употребляет,

А к месту применишь –

И речь засверкает!

 

«Конец – делу венец».

«Кончил дело – гуляй смело».

 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 10)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Внедрение инновационной системы менеджмента качества (PDCA) в Аэрокосмическом лицее им. Ю.В. Кондратюка
2. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и рынка труда
3. Внедрение инновационной системы менеджмента качества
4. Управление качеством образования в рамках деятельности предметного объединения учителей английского языка: проблемы, достижения, перспективы
5. Интеграция основного и дополнительного языкового образования как средство повышения качества образования
6. Технология подготовки образовательного учреждения к сертификации Системы менеджмента качества образования и к участию в конкурсе на премию в области качества
7. Применение инновационных дидактических пособий при изучении литературных произведений в школе для неслышащих
8. Внедрение ФГОС в начальной школе
9. Учимся думать
10. «Время. Образ. Стиль»
11. Роль пословиц в обучении понимания текста
12. Правописание –Н-НН- в суффиксах прилагательных
13. Внеурочная работа с книжкой-раскраской как один из способов привития интереса к изучению истории родины
14. Методическая разработка урока по химии на тему:
«Физические и химические явления»

15. Конкурсно-развлекательная программа в детском доме «Солнышко»
16. Литературное краеведение, или незабываемые встречи в «Библиотеке им. братьев Гримм»