Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Инновационный менеджмент в управлении образовательным учреждением»
Выпуск №40 Апрель 2012 | Статей в выпуске: 129


Татьяна Николаевна Партолина,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 131 Заельцовского района г.Новосибирска

Правописание –Н-НН- в суффиксах прилагательных

Цели:

Обучающая:

  • познакомить учащихся с правилом правописания –Н-НН– в прилагательных;
  • сформировать умения и навыки правописания –Н-НН– в прилагательных;
  • Отработать ЗУН в правописании –Н-НН– в прилагательных.

 

Развивающая:

  • вырабатывать орфографическую зоркость учащихся как в коллективной работе, так и в индивидуальной;
  • развивать речь учащихся, мышление, умение анализировать, умение сопоставлять, выделять главное.

Воспитательная:

  • используя разные формы работы, прививать интерес к учебе, воспитывать чувства сопереживания, взаимопомощи, умение работать в группах, прививать культуру поведения на уроке;
  • активизация познавательной деятельности на уроке.

 

Оформление: Планшеты с правилом поведения в группах


Правила поведения в группах:

 

Разрешается :

Помогать, уважать,

дружить, выручать,

быть приветливым и улыбаться.

 

Запрещается:

Бездельничать и мешать товарищам,

говорить обидные слова.

 

Эпиграф: «Помогая другим, учимся сами».

Ход урока:

 

I. Организационный этап (Повторяем правила поведения в группах). 

 

II. Этап всестороннего повторения.

 

1)                Проверка домашнего задания.

Очень эффектно проверять домашнее задание в группах. Ребятам предлагается «по вертушке» проверить правильность выполнения домашнего упражнения. Каждый ученик аргументирует свой ответ. Если у кого выявляется ошибка, он, обосновывая выбор орфограммы, ее исправляет сам. Если испытывает затруднения, то ему помогают товарищи. Ошибка исправляется, а ученик пишет в тетради объяснение, почему сделано исправление. Затем ребята подписываются под выполненным заданием. Это означает, что все согласны с таким решением. Учитель при проверке (можно взять одну тетрадь или все) оценивает всю группу в целом. Оценка выставляется в оценочный лист группы, учитывается при подведении итогов за урок.

 

2) Орфографическая минутка.

На доске

Задание: Вспомнить правило правописания данных суффиксов и алгоритм применения этих правил на практике.

Учащиеся рассказывают правила, и каждая группа приводит (устно) свои примеры на данные правила.

 

III. Этап изучения нового материала.

Мы не случайно повторили правило правописания суффиксов –онок-ок-ек-; ек-ик; чик-щик, так сегодня мы познакомимся с правописанием –Н-НН в суффиксах прилагательных.

На доске.

Задание: Образовать от данных существительных имена прилагательные при помощи суффикса –Н-НН-

 

ТЕЛЕВИЗИОН…ЫЙ

КАРТИН…ЫЙ

УТИН..ЫЙ

ШЕРСТЯН..ОЙ

ВЕТРЕН..ЫЙ

 

– С какими затруднениями вы столкнулись? (Дети отмечают, что везде слышится две –НН). 

– Следовательно, ребята, какая задача перед нами сегодня стоит? (Ответ детей: Когда в суффиксах прилагательных пишется –Н-НН?) 

– К этим словам мы, ребята, вернемся после прохождения нового материала, объясним их правописание.

Прочитайте название темы урока.

– Как вы считаете, что мы сегодня должны знать и уметь к концу нашего урока?

Учащиеся:

ЗНАТЬ – Правило правописания –Н-НН в прилагательных.

УМЕТЬ – Правильно писать –Н-НН в суф. Прилагательных.

 Учитель:  ЗНАНИЕ+УМЕНИЯ – это ребята гарантия нашего успеха.

1) Работа в группах (каждой группе дается карточка с заданием).

Учитель: Работая в группах, ребята, не забывайте, что мы должны знать и уметь к концу нашего урока.

(Учащиеся изучают новый материал, выполняя задание, указанное в карточках).

1группа.  (4 человека в группе, каждому дается отдельная карточка).

КАРТОЧКА №1

1.  Пользуясь учебником, стр.127§ 56, изучи первый пункт  правила правописания –НН в прилаг.

2.  Запиши примеры в тетрадь.

3.  Обозначь орфограмму.

4.  Перескажи изученное тобой товарищам, продиктуй им свои примеры для записи.

5. Задай товарищам вопрос.

6. Окажи необходимую помощь.

КАРТОЧКА №2

1.  Пользуясь учебником, стр.127§56, изучи второй пункт  правила правописания –Н в прилаг.

2. Запиши примеры в тетрадь.

3.  Обозначь орфограмму.

4.  Перескажи изученное тобой товарищам, продиктуй им свои примеры для записи.

5. Задай товарищам вопрос.

6. Окажи необходимую помощь.

КАРТОЧКА  №3

1. Пользуясь учебником, стр.127§ 56, изучи третий пункт (краткие прилагательные) правила правописания –Н в прилагательных

2. Запиши примеры в тетрадь.

3. Обозначь орфограмму.

4. Перескажи изученное тобой товарищам, продиктуй им свои примеры для записи.

5. Задай товарищам вопрос.

6. Окажи необходимую помощь.

КАРТОЧКА  №4

1. Пользуясь учебником, стр.140§ 55, внимательно прочитай правило правописания –Н в прилагательных.

2. Найди слова исключения из данного правила.

3. Обоснуй, почему эти слова являются исключением из данного правила.

5. Задай товарищам вопрос.

6. Окажи необходимую помощь.

2 группа. (Здесь учащиеся работают при изучении нового материала  в парах. Дается на пару две карточки).

КАРТОЧКА №1

1 Пользуясь учебником, стр.127§ 56,

изучи первый (1) пункт  правила правописания –НН в прилагательных.

2. Запишиши примеры в тетрадь.

3. Обозначь орфограмму.

4. Перескажи изученное тобой товарищу, продиктуй ему  свои примеры для записи.

5. Задай товарищу вопрос.

6. Окажи необходимую помощь.

КАРТОЧКА №2

1 Пользуясь учебником, стр.127§ 56,

 изучи второй (2) пункт  правила правописания –НН в прилагательных.

2. Запиши примеры в тетрадь.

3. Обозначь орфограмму.

4. Перескажи изученное тобой товарищу, продиктуй ему свои примеры для записи.

5. Задай товарищу вопрос.

6.Окажи необходимую помощь.

3 группа. (В этой группе у учащихся одинаковое задание в карточках. Они «по вертушке» пересказывают друг другу правило).

КАРТОЧКА

1. Пользуясь учебником, стр.127§ 56, изучите правило правописания –Н-НН в кратких прилагательных.

2. Запиши примеры в тетрадь.

3. Обозначь орфограмму.

4.  Перескажи изученное тобой товарищам.

5. Задай товарищам вопрос.

6. Окажи необходимую помощь

4 группа. (Более сильная группа, работой руководит лидер группы, им даются те же карточки, что и первой группе, но дается дополнительная карточка, задание которой они выполняют вместе).

КАРТОЧКА

1. Пользуясь учебником, стр.127§ 56, изучите правило правописания –Н в прилагательных.

2. Постройте алгоритм-схему правописания –Н в прилагательных.

3. Подготовьтесь защитить ее перед товарищами по классу.

5 группа. (Более сильная группа, работой руководит лидер группы, им даются те же карточки, что и первой группе, но дается дополнительная карточка, задание которой они выполняют вместе).

КАРТОЧКА

1.     Пользуясь учебником, стр. 127§ 56, изучите правило правописания –НН в прилагательных.

2. Постройте алгоритм-схему правописания -НН в прилагательных

3. Подготовьтесь защитить ее перед товарищами.

 (Дети самостоятельно новый материал, учитель оказывает необходимую помощь, уделяя внимание слабым учащимся.)

 

2. Поочередно от каждой группы выходят по два человека, один рассказывает изученный материал, другой заполняет таблицу. Ребята 4-5 групп предлагают свои схемы. Дети слушают, записывают примеры (которых у них нет, зачерчивают схемы).

В результате проделанной работы строится таблица:

Правописание –Н-НН- в прилагательных

-Н-

-НН-

Н-НН в кратких прилаг

1)    В прилагательных, образованных с помощью суффикса –ИН

(лебедь-лебединый)

1)    В прилагательных, образованных

от существительных  сосновой на Н- (чугун- чугунный)

 В кратких прилагательных пишется столько Н, сколько и в полных

(современный-современно, современна)

2) В прилагательных, образованных с помощью суффикса-АН-ЯН- (песок- песчаный)

В прилагательных, образованных от сущ. при помощи суффиксов-ОНН-ЕНН- (отечество-отечественный)

2)    В прилагательных, не имеющих суффикса

(зеленый, юный, румяный)

 

 

ИСКЛЮЧЕНИЕ

 

Стеклянный, оловянный, деревянный.

 

Ветреный

 

 

Ребята 4-5 групп строят  схему.

В  суффиксах прилагательных

IV. Этап упражнения на освоение изученного материала (запись на доске).

ПОЧЕМУ?

ГЛИНЯНЫЙ (1 группа)

ТЫКВЕННЫЙ (2 группа)

ГУСИНЫЙ (3)

МАШИННЫЙ (4)

КОЖАНЫЙ (5)

КАК?

ТЕЛЕВИЗИОН…ЫЙ (1)

КАРТИН…ЫЙ (2)

УТИН..ЫЙ (3)

ШЕРСТЯН..ОЙ (4)

ВЕТРЕН..ЫЙ (5)

 

(Каждая группа записывает свои слова, обсуждают в группе, затем объясняют их классу. Учитель подходит к слабым уч-ся и работает сам с ними дополнительно.)

 

V. Тренировочные упражнения.

 

1.     Упр. 318 (Каждая группа записывает по 3 слова (1-я группа записывает первые 3 слова, вторая следующие 3 слова и т.д.), объясняют в группах, затем выходят к доске объясняют, все записывают).

Учитель следит, чтобы все включались в работу, чтобы одни и те же не выходили к доске. За этим следит и лидер группы. Напоминает лидерам  об оценочном листе, чтобы не забывали выставлять оценки.

 

2.     Упр. 319 (Каждая группа записывает по 1 словосочетанию: 1 группа записывают 1-е словосочетание; 2 группа записывают 2 словосочетаниеи т.д, объясняют в группах, затем выходят к доске объясняют, все записывают. Слабым учащимся даны образцы выполнения и консультанты следят за ходом выполнения задания).

 

VI. Упражнения на закреплениe.

 

1)    Задание: Списать, в данных предложениях найти слова на изученную орфограмму, объяснить их правописание, подчеркнуть каким членом предложения они являются. (Каждой группе дается карточка.)

1группа

Крутые каменистые склоны взл..тают к голой обветрен..ой в..ршине.

2группа

Эти леса скрывают в своей глубине торфян..ые б..лота.

3 группа

Тонкая ледян..ая пыль висла в воздух…и ун…силась с ветром.

4 группа 

Лес оживал, стряхивал дремотное оц..пенение, весело свивал серебрян..ые жгуты ручьев.

5 группа

В лиственном л..су от ле..кого ветра впервые был слышен зеленый

 шум.

(Даются дополнительные карточки на группу. Индивидуальная работа.

Ребята решают, кто будет выполнять задание по индивидуальной карточке).

2)    Выборочный диктант.

1,2 группы выписывают из диктуемых учителем слов прилагательные с –Н-

3,4.5 группы выписывают прилагательные с –НН-

Земляной, дружественный, тополиный, шерстяной, лиственный, соловьиный, ураганный, буранный.

3) Творческая работа.

Слабым уч-ся (одно для всех групп).

Задание:  -Н или НН вставить, составить словосочетания.

Длин..ый,  ветрен..ый., болезнен..ый, стеклян..ый, ворон..ий. 

(Учитель напоминает, что при затруднении необходимо обращаться к консультантам групп).

Сильным уч-ся.

Задание: Определите значение фразеологических оборотов, составьте предложения

1 группа. Бездон..ая бочка

2 группа. Мышин..ая возня

3 группа. Длин..ая песня

4 группа. С воробьин..ый нос

5 группа. За камен..ой стеной

VII. Этап подведения итогов.

 (Организуется взаимоопрос учащихся по таблице или схеме «Правописание –Н-НН в суффиксах прилагательных»,  каждой группе дана карточка с вопросами).

– Когда в суффиксах прилагательных пишется –Н?

– Когда в суффиксах прилагательных пишется –НН?

– Рассказать о правописании -Н-НН в кратких прилагательных?

– Назвать слова исключения из правила.

(Поочередно выступают по одному человеку от каждой группы.)

Учитель:

– А что мы сегодня должны были знать и чему научиться к концу урока?

– Мы выполнили нашу задачу?

– Вам понравилась форма работы сегодня на уроке?

VIII. Этап контроля.

Итогом нашей работы будут проверочные тесты.

Тесты:

Подчеркни те слова, от которых образуются прилагательные, пишущие с –Н-:

А) машина, соболь, олово, тыква;

Б) обед, авиация, лед, ветер;

В) лекарство, соловей, платье, лимон.

2. Отметь ту строку, в которой все прилагательные имеют суффикс -Н:

А) машинный, утиный, глубинный;

Б) куриный, оконный, искусственный;

В) чайный, весенний, законный.

3. Укажи ряд, где все прилагательные пишутся с-НН:

А) Иностран..ый, туман..ый, ржан..ой;

Б) Берестян..ой,водян..ой. землян..ой;

В) Соломен..ый, времен..ый, карман..ый.

4. Укажи ряд, в котором все прилагательные пишутся с «Н»:

А) костюм безукоризне.., посевы зеле..ы, звери…ый след;

Б) ветря..ая мельница, масля..ые краски. Искусстве…ый шелк;

В) нефтя..ая база, требование зако..о, орли…ое гнездо.

(Лидерам групп выдается ключ проверки.)

IX.  Этап домашнего задания.

§54 упр. 320 или творческая работа (сочинение-миниатюра «Мой город» (с использованием прилагательных с суффиксами  –Н-НН ).

(Лидеры групп сдают оценочные листы).

Контрольный лист.

Группа № 1(оценка по пятибалльной системе).

ФИ обучающегося

Дом.

задание

Повторение

Изучение нового материала

Культура поведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 21)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Внедрение инновационной системы менеджмента качества (PDCA) в Аэрокосмическом лицее им. Ю.В. Кондратюка
2. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и рынка труда
3. Внедрение инновационной системы менеджмента качества
4. Управление качеством образования в рамках деятельности предметного объединения учителей английского языка: проблемы, достижения, перспективы
5. Интеграция основного и дополнительного языкового образования как средство повышения качества образования
6. Технология подготовки образовательного учреждения к сертификации Системы менеджмента качества образования и к участию в конкурсе на премию в области качества
7. Применение инновационных дидактических пособий при изучении литературных произведений в школе для неслышащих
8. Внедрение ФГОС в начальной школе
9. Учимся думать
10. «Время. Образ. Стиль»
11. Роль пословиц в обучении понимания текста
12. Правописание –Н-НН- в суффиксах прилагательных
13. Внеурочная работа с книжкой-раскраской как один из способов привития интереса к изучению истории родины
14. Методическая разработка урока по химии на тему:
«Физические и химические явления»

15. Конкурсно-развлекательная программа в детском доме «Солнышко»
16. Литературное краеведение, или незабываемые встречи в «Библиотеке им. братьев Гримм»