Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Инновационный менеджмент в управлении образовательным учреждением»
Выпуск №40 Апрель 2012 | Статей в выпуске: 129


Все статьи автора(21) Татьяна Анатольевна Цирина,

учитель химии и биологии

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 131 Заельцовского района г. Новосибирска

Методическая разработка урока по химии на тему:
«Физические и химические явления»

Цель: 1. Сформировать представление учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях протекания  химических реакций.

2. Способствовать формированию умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности.

3. Показать практическую значимость знаний о химических явлениях, используя межпредметные связи.

Задачи урока:
Образовательные

  • Формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений;
  • Формировать умение проводить эксперимент в целях бережного отношения к здоровью;
  • Формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека;
  • Способствовать усвоению понятий «физические явления»,  «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций».

Воспитательные

  • Воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира;
  • Формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы;
  • Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Развивающие

  • Развивать познавательную активность;
  • Развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы;
  • Развивать навыки работы с компьютером.

Оборудование: лабораторное оборудование: комплект химической  посуды, реактивы: раствор крахмала, раствор йода, раствор CuSO4, раствор NaOH, раствор  HCL, кусочек мела CaCO3,спички, пробирки, мультимедийное оборудование, презентация «Физические и химические явления».

Ожидаемые результаты: интенсификация работы учителя и учащихся на уроке; учащиеся получат  представление о химических реакциях, усвоят признаки химических реакций, узнают условия возникновения и протекания реакций и закрепят изученный материал.

Категория детей: учащиеся 8 класса.

Ход урока:

Из материала прошлых уроков, мы знаем, что химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства.  Вокруг нас  всегда находятся какие-либо вещества. Но всегда ли вещества остаются неизменными? Природа – это огромная лаборатория, в которой непрерывно происходит изменение агрегатного состояния, формы различных веществ, а также  идёт образование новых веществ. Горные породы и минералы под воздействием солнца, воды, углекислого газа и других веществ постепенно разрушаются и превращаются в новые вещества. В зеленых растениях из углекислого газа и воды образуются глюкоза и крахмал. Человек превращает взятые из природы вещества (природный газ, нефть, руды) в необходимые ему бензин, резину, пластмассы, волокна, металлы. Часто в результате множества превращений получаются новые вещества, которых нет в природе. При всех этих явлениях происходит разрушение исходных веществ и формирование из их составных частей новых веществ.

Давайте посмотрим некоторые из природных явлений  и  дадим  им объяснения.

Слайды  № 2 - 10

Явления: извержение вулкана, образование инея, гниение листьев осенью, горение древесины, образование тумана, образование облаков, таяние льда, горение бумаги, скисание молока, плавление металла.

Задание № 1: Разделите эти явления  на две группы и объясните, по какому признаку  вы это сделали. (Происходит обсуждение вопроса, результат заносится в тетрадь).

Слайд № 11

Физические явления

Химические явления

Явления, при которых вещества не превращаются в другие, изменяется только их агрегатное состояние или форма.

Примеры: плавление парафина, кипение и испарение воды, таяние снега.

Явления, при которых из данных веществ образуется одно или несколько новых веществ.

Примеры: обугливание крахмала, горение древесины, ржавление железа, скисание молока, гниение листьев.

 

Слайд № 12,13 – физминутки для глаз

 

   Так как химия изучает химические явления, то нас интересуют именно они. Химические явления называются химическими реакциями.  Любая химическая реакция сопровождается изменениями, которые называются признаками химических реакций. Различают пять таких признаков.

 

Слайд № 14

  1. Изменение окраски;
  2. Образование или растворение  осадка;
  3. Изменение запаха;
  4. Выделение газа;
  5. Поглощение или выделение теплоты (иногда и света).

Задание №2:  Давайте на примере конкретных химических реакций  рассмотрим эти признаки. (Напомнить правила по технике безопасности).

Выполняем лабораторные опыты, просматриваем видеофрагмент  и заносим  результаты в таблицу. (Работа с лабораторными опытами проводится в группах, что предусматривает обсуждение результатов между  членами групп. Обсуждение видеофрагмента  происходит между всеми учениками класса).

 

 

 

Слайд № 15

 

№ опыта

Что делаем

Что наблюдаем

Выводы

1.

к раствору крахмала добавляем 1-2 капли раствора йода

Появление синего окрашивания

Происходит изменение цвета

2.

раствор CuSO4 смешать с раствором NaOH

Появление непрозрачной массы сине-голубого цвета

Происходит выпадение осадка

3.

в полученный осадок Cu(OH)2 прилить 3-5 капель раствора  HCL

Исчезновение непрозрачной массы

Происходит растворение осадка

4.

к кусочкам мела CaCO3 добавляем 1-2 капли раствора соляной кислоты HCL

Наблюдается бурное вскипание мела

Происходит выделение газа

5.

Зажигаем спичку

Наблюдается горение спички

Происходит выделение света, тепла и появление запаха

6.

Демонстрация видеофрагмента «Горение магния» - http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bb14521f-aae7-11db-abbd-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&

 

Наблюдается сильное свечение

Происходит выделение тепла и света

 

Задание №3:  На основе полученных знаний необходимо выяснить: «Какие  условия нужно создать для того, чтобы возникла и могла протекать химическая реакция?» Давайте обсудим этот вопрос и сформулируем необходимые условия. Результат занесём в тетрадь.

 

Слайд № 16

Условия возникновения и протекания химических реакций.

1. Приведение веществ в тесное соприкосновение (измельчение, перемешивание, растворение).

2. Нагревание веществ до определённой температуры:

А) необходимо для начала реакции.

Б) необходимо на протяжении всей реакции.

 

Задание №4:  В качестве проверки усвоения изученного материла, учащиеся работают с интерактивным тестом «Физические и химические реакции» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bb145221-aae7-11db-abbd-0800200c9a66/ch08_02_06.swf

 

 

Затем для закрепления знаний  посмотрим несколько видеоопытов.

 

Слайды № 17 - 23

Гашение соды

Таяние льда

Плавление металла

«Дым без огня»

«Вулкан»

«Обугливание крахмала»

 

 

Итог: Что вы сегодня узнали нового? (беседа с детьми и выставление оценок за работу на уроке).

 

Домашнее задание: §3, отгадать кроссворд на тему: «Физические и химические явления»  (каждому раздаётся листок с кроссвордом) и решить тест на соответствие (тест раздаётся на листочках, с учётом вариантов).

 

 

 

 

 

Приложение № 1.

Кроссворд «Явления природы. Физические и химические явления. Горение»

1. Любые изменения, которые происходят с телами.

2. Явления, в результате которых одни вещества превращаются в другие.

3. Реакция, сопровождающаяся выделением тепла и света.

4. Явление, связанное со светом.

5. Явление, связанное с изменением положения какого-либо тела по отношению к другим телам.

6. Тела, способные после натирания притягивать лёгкие предметы.

7. Горючие материалы, сжигаемые для использования выделяющейся теплоты.

8. Реакция взаимодействия веществ с кислородом.

9. Энергия, получаемая на тепловых электростанциях.

10. Явления, при которых вещества остаются прежними.

11. Тела, излучающие свет.

12. Явления, связанные с нагреванием и охлаждением тел.

13. Процесс медленного окисления питательных веществ в живом организме.

 

 

Ответы к кроссворду.

Приложение 2.

Тест: «Физические и химические явления»

Вариант I.

Установите соответствие:

Физические явления: _______

Химические явления: _______

 

  1. Вода в озере покрылась коркой льда;
  2. Появление ржавчины на железном гвозде;
  3. Золотую проволоку вытянули в нить;
  4. Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);
  5. Ледяная игрушка весной растаяла;
  6. Высыхание дождевых луж;
  7. Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;
  8. Морской прилив;
  9. Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;
  10.  Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.

 

 Вариант II.

 

Установите соответствие:

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Выветривание горных пород;
  2. Серебряная ложка на воздухе потемнела;
  3. Испарение воды с поверхности реки;
  4. Горение керосина в лампе;
  5. Движение воздуха (ветер);
  6. Скисание молока с образованием кефира;
  7. Плавление куска железа;
  8. Горение спички;
  9. Дети на пляже построили из песка замок;
  10.  Кусочек цинка бросили в соляную кислоту, при этом интенсивно начал выделяться газ.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 274)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Внедрение инновационной системы менеджмента качества (PDCA) в Аэрокосмическом лицее им. Ю.В. Кондратюка
2. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и рынка труда
3. Внедрение инновационной системы менеджмента качества
4. Управление качеством образования в рамках деятельности предметного объединения учителей английского языка: проблемы, достижения, перспективы
5. Интеграция основного и дополнительного языкового образования как средство повышения качества образования
6. Технология подготовки образовательного учреждения к сертификации Системы менеджмента качества образования и к участию в конкурсе на премию в области качества
7. Применение инновационных дидактических пособий при изучении литературных произведений в школе для неслышащих
8. Внедрение ФГОС в начальной школе
9. Учимся думать
10. «Время. Образ. Стиль»
11. Роль пословиц в обучении понимания текста
12. Правописание –Н-НН- в суффиксах прилагательных
13. Внеурочная работа с книжкой-раскраской как один из способов привития интереса к изучению истории родины
14. Методическая разработка урока по химии на тему:
«Физические и химические явления»

15. Конкурсно-развлекательная программа в детском доме «Солнышко»
16. Литературное краеведение, или незабываемые встречи в «Библиотеке им. братьев Гримм»