Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Инновационный менеджмент в управлении образовательным учреждением»
Выпуск №40 Апрель 2012 | Статей в выпуске: 129


Все статьи автора(3) Татьяна Мироновна Тумаева,
руководитель высшей категории, «Почетный работник общего образования», директор МБОУ «Аэрокосмический лицей им. Ю.В. Кондратюка» Дзержинского района г. Новосибирска

Все статьи автора(9) Людмила Павловна Малыгина,
«Отличник просвещения», зам. директора по НМР
МБОУ «Аэрокосмический лицей им. Ю.В. Кондратюка»
Дзержинского района г. Новосибирска

Внедрение инновационной системы менеджмента качества (PDCA) в Аэрокосмическом лицее им. Ю.В. Кондратюка

По мнению большинства современных ученых, специалистов, руководителей различных уровней управления XXI век станет веком качества во всех его проявлениях: от качества продукции, труда, процессов до качества жизни. Образование – важнейшая составляющая качества жизни. Образовательная сфера позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности личности, приобрести необходимые знания и навыки в профессиональной деятельности, стать полноценным членом общества.

Современное понимание термина «качество образования» предполагает выполнение конкретных требований при создании системы управления им.

Качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (ИСО 9000:2000).

Качество образования (КО):

  • сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) установленным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам);
  • интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов государственным нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Управление качеством образования – установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества, которое осуществляется путем целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество образования. В Национальной доктрине образования РФ качество образования определяется следующим образом:

  • создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для качественного образования на всех уровнях;
  • индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;
  • конкурентоспособный уровень образования, как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.

Общепризнанной гарантией устойчивого качества является наличие в ОУ системы менеджмента качества, отвечающей международным требованиям.

В настоящее время произошли важные изменения в процессе международной стандартизации в области менеджмента качества. Принята новая версия стандартов ISO серии 9000 (ГОСТ Р ИСО серии 9001:2001 «Система менеджмента качества. Требования»), регламентирующая процесс создания, сертификации и поддержания в актуальном состоянии систем менеджмента качества (СМК) в организациях.

В лицее в рамках регионального проекта «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области» разработана и внедряется «Лицейская модель системы менеджмента качества образования». Цель реализации лицейского проекта – повышение эффективности управления качеством лицейского образования.

Задачи проекта: 

  • оценить состояние системы, выявить сильные, слабые стороны системы, определить приоритет развития;
  • документировать основные рабочие процессы и процедуры;
  • определить критерии и методы, обеспечивающие результативность процессов;
  • разработать систему мониторинга, измерения и анализа процессов;
  • организация и проведение системного мониторинга, позволяющего объективно оценить эффективность системы управления качеством образования;
  • сравнить результативность системы управления качеством лицейского образования с другими ОУ на основании независимой экспертизы.

Согласно стандартам ИСО 9000, разработка системы менеджмента качества в лицее осуществлялась по определенному алгоритму и выполнялась пошагово. Одним из значимых моментов является разработка лицеем политики в области качества. Это основополагающий стратегический документ, который является публичной декларацией. В приложении приводится конечная версия, которая выложена на сайте лицея.

Менеджмент – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией. Классический вариант модели управления образовательным учреждением рассматривается с точки зрения функционального подхода. Современный взгляд на систему управления основывается на процессном подходе.

Лицей, как сложная динамическая система, состоит из многих компонентов, включает в себя ряд происходящих процессов. Для успешного функционирования и развития лицея руководителю необходимо знать роль и назначение, целесообразность и эффективность всех компонентов, и их влияние на качество образования.

Современная система менеджмента качества строится на процессном подходе и методологии «всеобщего управления качеством» (TQM – Total-Quality-Management). Это понятие согласно международным стандартам интерпретируется следующим образом:

  • «общее» означает: организация со всеми функциональными подразделениями и всеми сотрудниками без исключения должны участвовать в процессе улучшения качества;
  • функции управления, определяющие политику в области качества, осуществляются с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение и улучшение качества.

Процессный подход при разработке системы менеджмента качества предполагает:

  • выделение и идентификацию процессов, необходимых для СМК, определение их последовательности и взаимодействия;
  • определение критериев и методов, обеспечивающих результативность процессов;
  • обеспечение наличия ресурсов и информации, необходимой для поддержания деятельности и мониторинга процессов;
  • проведение мониторинга, измерения и анализа этих процессов, направленных на их постоянное улучшение, для достижения запланированных результатов.

Основу современной методологии управления качеством составляет модель деятельности, получившая название цикла «Деминга» или «Цикла PDCA» — планирование (Plan). Действие (Do), контроль (Check), анализ и корректировка (Act).

В основе системы менеджмента качества лицейского образования лежат следующие принципы: ориентация на потребителя; лидерство руководителя; вовлечение работников; процессный подход; системное управление процессами; нацеленность на постоянное совершенствование; принятие решений, основанное на фактах; установление партнёрских взаимоотношений с потребителями образовательных услуг.

Следующим значимым шагом в формировании системы менеджмента качества образования является выделение основных и вспомогательных процессов и определение характера их взаимодействия. В описании основных процессов использовали карту процесса и методологическую инструкцию на процесс.

В процессе анализа были выделены:

основные процессы:

вспомогательные процессы:

  • управления;
  • обучения;
  • воспитания; 
  • инновационной и экспериментальной деятельности.

 

  • менеджмент персонала;
  • менеджмент ресурсов;
  • инфраструктура;
  • производственная среда;
  • взаимодействие с внешними партнерами;
  • закупки.

 

На примере процесса управления составлена карта процесса.

Ресурсы:

  • кадровое обеспечение;
  • инфраструктура;
  • производственная среда;
  • информационное обеспечение;
  • финансовые ресурсы.

Входы:

Нормативно-правовые документы федерального уровня.

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1 (с последующими изменениями);
  • Национальная доктрина образования в РФ, утвержденная постановлением  Правительства РФ от 04. 10.2000 № 751;
  • Национальная стратегическая инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г.;
  • Предложения по формированию проекта концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы;
  • Программа модернизации педагогического образования, утвержденная приказом МО РФ 01.04.2003 года № 1313;
  • Распоряжение Правительства РФ о реализации национальных проектов;
  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.

Нормативно-правовые документы регионального уровня.

  • Аккредитационные показатели, региональная модель управления качеством образования.

Нормативно-правовые документы муниципального уровня.

Нормативно-правовые документы лицейского уровня.

  • Устав лицея;
  • Программа развития лицея;
  • Концепция качества лицейского образования;
  • Лицейская модель оценки качества образования.

Выходы:

  • аккредитация ОУ;
  • публичный доклад;
  • публикации;
  • репликация педагогического опыта;
  • аналитические материалы, результаты мониторинга;
  • достижения и награды учащихся и педагогов.

 

Ниже приводится методологическая инструкция на процесс управления.

Значимым для системы менеджмента качества образования является характер взаимодействия основных процессов жизненного цикла продукции.

Все принципы управления качеством в производстве и предоставлении услуг сохраняются и для управления качеством образования. Сферу образования можно рассматривать и как производство требуемых продуктов (социальные ценности, правила поведения, развитие личности, образовательные результаты – компетенции, информация, сведения, жизненные навыки), и как сферу образовательных услуг, предоставляемых заказчику.

 

Схема взаимодействия процессов жизненного цикла продукции


Социальный заказ на образование.

Противоречивым моментом в системе управления качеством образования является соблюдение основного принципа «ориентация на потребителя». Продукция (образовательные результаты) или образовательные услуги должны соответствовать ожиданиям, потребностям потребителей этих результатов (социальный заказ). Заказ общества на образовательные результаты выпускника формулируется в виде ключевых компетенций.

Механизм определения социального заказа на образование включает в себя:

  • следование тенденциям развития мирового сообщества;
  • определение тенденций развития социально-экономической системы;
  • учет мировых тенденций развития образования;
  • определение потребностей потребителей в результатах обучения;
  • определение компетенций, обеспечивающих эти потребности;
  • «договоренность» между заинтересованными сторонами относительно требований к образовательным результатам. Это могут быть учащиеся и их родители, учителя, работодатели, академическое сообщество, гражданские институты;
  • оценка уровня достижения требуемых компетенций – результаты национальных и международных исследований типа PISA, TIMSS.

 

Заключение

Хорошо организованные и хорошо управляемые организации обладают способностью поставлять для потребителя продукцию и услуги требуемого качества. Высокое качество образовательного процесса может быть обеспечено только при качественном и эффективном функционировании всей системы лицея. Мерой качества деятельности учебного заведения является гарантия того, что оказанная образовательная услуга будет точно соответствовать запросам потребителя: учащихся, родителей, вузов. Следовательно, система менеджмента качества образования лицея открывает новые возможности для обеспечения высокой результативности деятельности лицея в интересах наиболее полного удовлетворения запросов потребителей.

Приложение

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ ИМ. Ю.В КОНДРАТЮКА

Аэрокосмический лицей им. Ю.В. Кондратюка – уникальное образовательное учреждение аэрокосмического профиля, единственное в Сибири, выпускники которого успешно обучаются в вузах России, а специалисты работают в НИИ и на предприятиях аэрокосмического профиля.

Основным результатом деятельности лицея является подготовка выпускников, ориентированных на получение высшего образования технического и естественнонаучного профиля, воспитание будущей научной и инженерной элиты.

Стратегические цели:

  • качественное образование, позволяющее выпускникам быть конкурентоспособными в образовательном пространстве России;
  • воспитание гражданской ответственности, формирование социально адаптированной личности, обладающей высокой коммуникативной культурой.

Пути достижения цели:

  • созданы условия для получения качественного образования через реализацию модели лицейского аэрокосмического образования;
  • высокий уровень профессиональной компетенции педагогов;
  • создание управленческой команды профессионалов;
  • современной комфортной образовательной среды и безопасного пространства для развития индивидуальных способностей и самореализации лицеистов.

Обязательства высшего руководства.

  1. Администрация лицея обязуется обеспечить высокое качество образовательного процесса в соответствие с запросами потребителя и требованиями ГОС.
  2. Совершенствовать систему управления качеством образования через внедрение современной модели системы менеджмента качества (СМК).
  3. Выполнять социальный заказ на образование с использованием современных педагогических инноваций.

Я, Тумаева Татьяна Мироновна, директор лицея, обязуюсь поддерживать престиж лицея и информировать образовательное сообщество Новосибирска о качестве реализации политики.

 

Список литературы

 

  1. С.В. Егорышев, Х.М. Ахмадуллина, Л.В. Фархутдинова, Н.Г. Хахалкина, С.С. Хабирзянова. «Современные подходы к формированию системы менеджмента качества образования» // Вестник ВЭГУ. № 1 (33).
  2. Д.А. Иванов. Управление качеством образования в ОУ 2009 г.
  3. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Международный стандарт ISO 9000// Москва, 2006 г.
  4. Системы менеджмента качества. Требования. Международный стандарт ISO 9001 // Москва, 2009 г.
  5. Д.О. Крюков. Система менеджмента качества образования: понятие, актуальность, основные модели и мировые тенденции // Вестник Санкт-Петербургского Университета, 2009 г.
  6. Г.И. Скворцова. Рекомендации по внутришкольному управлению качеством образования // Справочник заместителя директора школы, 2009, № 2, № 3.
  7. http://www.websib.ru/new_detail_print.php?new_id=6998 // Качеством образования можно управлять – интервью с Каменщиковой Л.А., зав. кафедры управления образовательными учреждениями НИПКиПРО, к.п.н. профессор, Заслуженный учитель России


Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 11)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Внедрение инновационной системы менеджмента качества (PDCA) в Аэрокосмическом лицее им. Ю.В. Кондратюка
2. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и рынка труда
3. Внедрение инновационной системы менеджмента качества
4. Управление качеством образования в рамках деятельности предметного объединения учителей английского языка: проблемы, достижения, перспективы
5. Интеграция основного и дополнительного языкового образования как средство повышения качества образования
6. Технология подготовки образовательного учреждения к сертификации Системы менеджмента качества образования и к участию в конкурсе на премию в области качества
7. Применение инновационных дидактических пособий при изучении литературных произведений в школе для неслышащих
8. Внедрение ФГОС в начальной школе
9. Учимся думать
10. «Время. Образ. Стиль»
11. Роль пословиц в обучении понимания текста
12. Правописание –Н-НН- в суффиксах прилагательных
13. Внеурочная работа с книжкой-раскраской как один из способов привития интереса к изучению истории родины
14. Методическая разработка урока по химии на тему:
«Физические и химические явления»

15. Конкурсно-развлекательная программа в детском доме «Солнышко»
16. Литературное краеведение, или незабываемые встречи в «Библиотеке им. братьев Гримм»