Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Инновационный менеджмент в управлении образовательным учреждением»
Выпуск №40 Апрель 2012 | Статей в выпуске: 129


Татьяна Ивановна Орлова,
заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей №136» Ленинского района г. Новосибирска

Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и рынка труда

(в рамках реализации регионального проекта «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области»)

 

Необходимость разработки данного направления работы продиктована несколькими причинами: во-первых, изменениями социально-экономического устройства российского общества, утверждающимися рыночными отношениями, которые во многом сегодня, если не во всем, определяют новые подходы к образованию и его субъектам; во-вторых, лицей является «пилотной» площадкой (приказ №1452 от 23.08.2011 года Минобрнауки Новосибирской области) по реализации регионального проекта «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях на территории Новосибирской области» (маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и рынка труда – один из основных процессов жизнедеятельности образовательного учреждения); в-третьих, потребностью лицея быть активным участником рынка образовательных услуг среди статусных образовательных учреждений, т.к. статус лицея был присвоен всего год назад и в лицее реализуется Инновационная программа становления лицея (2011-2015 гг.). В стратегическом плане важно понимание того факта, что успех работы прямо пропорционален тому, как образовательное учреждение будет заниматься маркетинговой деятельностью с целью создания жизнеспособного и конкурентоспособного образовательного пространства. Конкурентоспособность лицея определяет важность его развития и представляет собой состояние, при котором наше учебное заведение будет иметь высокие результаты обучения, будет пользоваться повышенным спросом у родителей и иметь постоянную потребность в развитии. Таким образом, Инновационная программа становления лицея (концепция, план реализации, аналитическая деятельность) должна включать изучение внешней среды, потребности в образовательных услугах, планирование и стимулирование спроса на образование и его удовлетворение, т.е. проведение маркетинговых исследований. Для организации работы в данном направлении создана творческая группа под руководством директора лицея Соломеевой Г.И., заслуженного учителя РФ, в состав которой вошли руководитель научно-методического совета лицея Зуева Н.А. и учитель английского языка Воробьева Е.Ю. Творческой группой разработан профессиональный проект.

 

Цель проекта

  • создание конкурентоспособной образовательной среды для потребителей лицея.

 

Задачи 

  • выяснить основные потребительские предпочтения на рынке образовательных услуг и рынке труда и степень удовлетворенности потребителей предоставляемой образовательной услугой лицея;
  • совершенствовать имеющиеся образовательные программы и разработать программы дополнительных услуг;
  •  организовать рекламу образовательной деятельности лицея, работающего в инновационном режиме;
  • скорректировать имидж лицея на основе проведения PR-акций (связь с СМИ, выпуск брошюр, публичное проведение открытых занятий, разработка фирменного стиля и пр.);
  • организовать поиск партнеров для оказания общественной поддержки деятельности лицея.

Ресурсы проекта

  •  современная материально-техническая база лицея (все учебные кабинеты оснащены компьютерной и мультимедийной техникой с доступом к сетям Интернет (10 Мб/сек), создан информационно-библиотечный центр, сайт ОУ, лицей подключен к оптоволоконной связи);
  • высокопрофессиональный педагогический коллектив (творческая группа учителей по проведению маркетинговых исследований, классные руководители, психолог, преподаватели курса «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда Новосибирской области», системный администратор);
  • финансовые ресурсы (фонд поддержки и развития МБОУ «Лицей №136»);
  • инфраструктура маркетингового процесса – СМИ, Интернет, общественные организации, партнеры;
  • введение электронного документооборота;
  • 10 лет работы в инновационном режиме (трижды ОУ присваивался статус «Областной экспериментальной площадки», победа в ПНП «Образование»);
  • участие в реализации регионального проекта «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области» в статусе «пилотной» площадки;
  • мотивация педагогического коллектива на создание конкурентоспособной образовательной среды в лицее.

 

Методы реализации проекта

Исходя из концепции экономического маркетинга (Л. Грейсон, К.Одел, Ф. Котлер), образовательные структуры должны производить то, что пользу­ется спросом, т.е. выполнять социальный и экономический заказ общества. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и рынка труда – это деятельность, направленная на изучение и расширение рынка спроса на образовательные услуги, создание соответствующей образовательной среды и стимулирование заказа на созданную образовательную среду.       Основываясь на изучении данных о маркетинговой деятельности, настоящий процесс предполагает два ориентира в развитии образовательной территории лицея, базирующихся на двух типах маркетинга:

• маркетинг, ориентированный на образовательную услугу (деятельность лицея нацелена на создание новых образовательных услуг или усовершенствование имеющихся);

• маркетинг, ориентированный на потребителя (деятельность лицея нацелена на удовлетворение потребностей, исходящих от рынка, обусловливает изучение рыночной «ниши»).

Такой подход позволяет выделить четыре направления деятельности: менеджмент процесса маркетинговых исследований; изучение внутренней среды образовательного учреждения; изучение внешней среды; работа по созданию привлекательного имиджа образовательного учреждения.

Менеджмент процесса маркетинговых исследований включает следующее: разработку политики процесса; назначение владельца и администратора процесса; планирование проведения маркетинговых исследований; анализ полученных результатов, измерения и коррекцию.

Изучение внутренней среды ОУ будет проводиться по наиболее важным направлениям деятельности: изучение удовлетворенности всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов, выпускников); востребованность выпускников нашего ОУ (% поступивших в высшие учебные заведения, % поступивших на бюджет, % поступивших в технические вузы); изучение причин оттока учащихся из ОУ (% оттока по причине неудовлетворенности образовательной услугой); мониторинг численности обучающихся (% соотношения количества обучающихся к максимально возможному); мониторинг общественного мнения о лицее (% положительных по отношению к отрицательным); мониторинг сменяемости кадрового состава (стабильность, отсутствие отрицательной динамики); мониторинг конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса(% положительного разрешения конфликтных ситуаций внутри ОУ, скорость реагирования на неудовлетворенность).

Для определения индекса удовлетворенности участников образовательного процесса можно использовать методики: «Проведение независимой экспертной оценки удовлетворенности педагогов, учащихся, родителей работой школы» (М.И. Лукъянова, Н.В. Калинина); «Комплексная методика изучения удовлетворенности родителей образовательным учреждением» (А.А. Андреев).

Для исследования внешней среды необходимо изучение потребностей государства как социального заказчика; изучение предпочтений родителей как социальных заказчиков при выборе образовательного учреждения; изучение возможных конкурентов; изучение партнеров, маркетинговых посредников и контактных аудиторий; работу по созданию привлекательного имиджа образовательного учреждения; изучение количества и разнообразия образовательных услуг (степень их популярности у потребителя); создание бренда (значок лицеиста, единая форма, гимн, сайт лицея); рекламу ОУ и продвижение на рынке образовательных услуг (участие в профессиональных конкурсах, связь со СМИ, выпуск брошюр, информационных и презентационных буклетов, публичное проведение открытых занятий, разработка фирменного стиля и пр.).

В лицее разработан план проведения маркетинговых исследований рынка образовательных услуг и рынка труда на 2012 год.

 

Ожидаемые результаты реализации проекта

  • в лицее будет создана конкурентоспособная образовательная среда (лицей найдет свою «нишу» среди статусных образовательных учреждений);
  •  будут разработаны новые критерии оценки качества образовательной услуги;
  • на основе выявленных потребительских предпочтений будут разработаны программы дополнительных образовательных услуг;
  • индекс удовлетворенности потребителей образовательным процессом будет не ниже 70 процентов. Степень различия между показателями удовлетворенности образовательным процессом учеников и учителей будет низкой, что будет свидетельствовать о нацеленности педагогической деятельности коллектива лицея на удовлетворение образовательных потребностей тех, ради кого она и осуществляется, т.е. на учащихся;
  • возрастет уровень популярности лицея в районе и городе (по рейтинговой оценке);
  • расширится круг партнеров образовательного учреждения;
  • произойдет приток учащихся, заинтересованных в результатах обучения, с других микроучастков и районов города;
  • будет разработан фирменный стиль лицея.

         Мы предполагаем, что развитие лицея будет идти по спирали: приток заинтересованных в результатах обучения учащихся будет повышать качество знаний, уровень сформированности навыков и умений, развивать способности и создавать условия для развития личности выпускников, а это, в свою очередь, будет повышать спрос на услуги образовательного учреждения. В итоге лицей будет пополняться все более и более способными учениками, «выращивать» их на своей территории, что станет дополнительным стимулом для развития образовательного учреждения и повышения уровня его конкурентоспособности.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Внедрение инновационной системы менеджмента качества (PDCA) в Аэрокосмическом лицее им. Ю.В. Кондратюка
2. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и рынка труда
3. Внедрение инновационной системы менеджмента качества
4. Управление качеством образования в рамках деятельности предметного объединения учителей английского языка: проблемы, достижения, перспективы
5. Интеграция основного и дополнительного языкового образования как средство повышения качества образования
6. Технология подготовки образовательного учреждения к сертификации Системы менеджмента качества образования и к участию в конкурсе на премию в области качества
7. Применение инновационных дидактических пособий при изучении литературных произведений в школе для неслышащих
8. Внедрение ФГОС в начальной школе
9. Учимся думать
10. «Время. Образ. Стиль»
11. Роль пословиц в обучении понимания текста
12. Правописание –Н-НН- в суффиксах прилагательных
13. Внеурочная работа с книжкой-раскраской как один из способов привития интереса к изучению истории родины
14. Методическая разработка урока по химии на тему:
«Физические и химические явления»

15. Конкурсно-развлекательная программа в детском доме «Солнышко»
16. Литературное краеведение, или незабываемые встречи в «Библиотеке им. братьев Гримм»