Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Инновационный менеджмент в управлении образовательным учреждением»
Выпуск №40 Апрель 2012 | Статей в выпуске: 129


Все статьи автора(2) Маргарита Анатольевна Когтева,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории НОУ специализированный лицей «ОР Авнер» Дзержинского района г. Новосибирска

Внедрение ФГОС в начальной школе

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Внедрение стандартов нового поколения предполагает развитие учительского потенциала, уровень их квалификации, непрерывность профессионального развития. В марте 2011 года я прошла в НИПКиПРО курсы «Развитие начального образования в условиях реализации ФГОС», приняла участие в научно-практической  конференции учителей начальных классов НСО «Особенности образовательного процесса и профессиональной деятельности в контексте ФГОС НОО».

Для внедрения ФГОС в нашем лицее был составлен план, в котором одним из пунктов стоит ознакомление с теоретической частью ФГОС и документами, обеспечивающими функционирование стандарта:

  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.
  • Планируемые результаты начального общего образования. Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе Система заданий: в 2 ч. Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Под ред. А.Г. Амосова.
  • Проекты в начальной школе.
  • Мои достижения. Итоговые комплексные работы. Под ред. О.Б. Логиновой.
  • Теория обучения в информационном обществе. Под ред. Ивановой Е.О., Осмоловской И.М.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Школе предстоит сформировать у учащихся систему умений – учиться и способность к организации своей деятельности, а также умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

При выборе УМК «Школа России» были учтены следующие моменты:

  • содержание новых учебников рассчитано в одинаковой мере и на сильного ученика, и на слабого, то есть является дифференцированным;
  • содержание учебников ориентировано на развитие личности ребенка и носит деятельностный характер;
  • учебники способствуют развитию познавательного интереса у детей; развивают творческие способности, самостоятельность учащихся;
  • наличие электронного образовательного ресурса.

На заседании МО учителей начальных классов была утверждена Основная образовательная программа начального общего образования, составлены рабочие программы по отдельным предметам и по внеурочной деятельности для первого класса.

Была создана материально-техническая база. Кабинет, в котором я работаю, укомплектован учебной мебелью, интерактивной доской Smart Bord, компьютером, мультимедийным проектором, многофункциональным устройством Canon, подключен Интернет. 

Использование на уроках возможностей современных педагогических технологий позволяет обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека:

• информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

• коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

• самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

• самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Опыт первых месяцев внедрения ФГОС позволил сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения давно назрело. Первоклассники плавно и безболезненно адаптируются в условиях новой образовательной среды. Во главу угла нами поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Уроки ведутся по 35 минут, проводится динамическая пауза. Каждая минута, проведённая в лицее, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Наш лицей расположен рядом с ПКиО «Берёзовая роща», поэтому во время прогулок дети имеют возможность собирать природный материал для поделок, вести наблюдения, говорить об охране природы и способах её сохранения. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом – в классе сложились доброжелательные взаимоотношения, что является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды. Они охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, учатся рассуждать, ставить перед собой учебные задачи, делать выводы, обосновывать своё мнение.

Проведён ряд родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности – творческие работы учеников, выступали психолог и логопед. Проводимые в течение года диагностики позволяют мне разносторонне проследить развитие ребёнка: освоение учебного материала, умение работать в группе, умение контролировать себя в деятельности. Результаты, достигнутые обучающимися в учебной и других видах деятельности, накапливаются в рабочем Портфолио каждого ученика.

В заключение хочу привести высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 60)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Внедрение инновационной системы менеджмента качества (PDCA) в Аэрокосмическом лицее им. Ю.В. Кондратюка
2. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и рынка труда
3. Внедрение инновационной системы менеджмента качества
4. Управление качеством образования в рамках деятельности предметного объединения учителей английского языка: проблемы, достижения, перспективы
5. Интеграция основного и дополнительного языкового образования как средство повышения качества образования
6. Технология подготовки образовательного учреждения к сертификации Системы менеджмента качества образования и к участию в конкурсе на премию в области качества
7. Применение инновационных дидактических пособий при изучении литературных произведений в школе для неслышащих
8. Внедрение ФГОС в начальной школе
9. Учимся думать
10. «Время. Образ. Стиль»
11. Роль пословиц в обучении понимания текста
12. Правописание –Н-НН- в суффиксах прилагательных
13. Внеурочная работа с книжкой-раскраской как один из способов привития интереса к изучению истории родины
14. Методическая разработка урока по химии на тему:
«Физические и химические явления»

15. Конкурсно-развлекательная программа в детском доме «Солнышко»
16. Литературное краеведение, или незабываемые встречи в «Библиотеке им. братьев Гримм»