Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Инновационный менеджмент в управлении образовательным учреждением»
Выпуск №40 Апрель 2012 | Статей в выпуске: 129


Все статьи автора(6) Ольга Константиновна Костина,

учитель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории,

библиотекарь МБОУ СОШ № 94 Ленинского района
г. Новосибирска

Краеведческое направление в работе музеев школы

Вы заметили, коллеги, что в последние годы возросла роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это, прежде всего, относится, конечно, к учебным дисциплинам – тот самый региональный компонент в истории, естествознании, биологии, в области искусства.

Что уж говорить о краеведческой работе школьных музеев. Многие музеи имеют основное направление своей работы – это краеведческое направление. И призвано оно воспитывать любовь и гордость к нашей большой стране через чувство любви и гордости к малой Родине.

Какими путями мы, как руководители музеев, с вами работаем в этом направлении?

Во-первых, рассказываем учащимися «готовые» знаний о районе, городе, полученные из различных книг, пособий, из сообщений средств массовой информации.

Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, когда музейщики в процессе какого-нибудь исследования делают открытия для себя, то есть фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни, нам, взрослым людям, хорошо знакомые и понятные. Источниками таких знаний могут быть и материалы школьных и государственных музеев, и ресурсы Интернета.

Третий уровень – изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес не только для самого ученика. В этом случае ребята фактически выступают в роли юных ученых-исследователей, с которыми необходимо внимательно работать, не упустить их интерес к какой-то тематике, помочь в выборе правильного пути поиска, и в оформлении результатов поиска в конце проделанной работы.

Сегодня мы хотим вам рассказать о нескольких интересных исследовательских проектах краеведческого характера, выполненных членами советов наших музеев.

Первой такой работой была работа «Коллективизация. Как это было?», тогда еще, 4 года назад, выполненная ученицей 10 класса Марией Болтик по материалам музея «Памяти жертв политических репрессий», руководитель Шадрина В.В.

Мария пишет: «Меня интересовала в первую очередь работа по истории коллективизации в нашем крае. Во время работы по сбору материалов об этом я заинтересовалась «Делом о коченевских «крестьянах-повстанцах». В феврале 1930 года с подачи чекистов милицией было арестовано более сотни жителей Коченевского района. Всем им предъявили обвинение в участии в террористической организации. Дело сфабриковали на основании единственной бумажки – первичной агентурной сводки (из следственного дела ее впоследствии изъяли), где приводилось некое «антисоветское высказывание». Чекисты, практически не заботясь даже о внешнем правдоподобии, расписали, как возникла «тайная контрреволюционная организация», пытавшаяся подготовить восстание.  19-21 марта 1930 года было расстреляно 59 человек. Справок близким никаких не выдавали, а вскоре многих из них также арестовали и отправили в Нарым. Тем, уцелевшим, кто избежал расстрела и получил срок, также ничего не объясняли, приговор не объявляли, а просто отправили в лагеря».

В заключение Мария делает вывод:

«В государстве, называющим себя народным, народ оказался на положении бедного родственника. Коллективизация сибирской деревни приняла особенно жестокие формы и имела разрушительные последствия. В нашем крае была особенно широкая база для произвола в отношении крестьян. Ведь в глазах приезжего уполномоченного грамотные сибиряки, имевшие несколько лошадей и крепкий дом, сплошь были кулаками». 

А началось все с изучения в музее воспоминаний Николаенко (Мамоновой) Татьяны Федоровны, долгие годы проработавшей учителем в школе № 67 города Новосибирска. Документы из Гос. архива Новосибирской области  она передала в дар музея «Памяти» вместе со своими бесценными воспоминаниями.

Работа 2009  г. ученицы 10 класса Благодаровой Кристины «История улицы – этапы городского строительства (история застройки улицы им. К.С. Станиславского)», руководитель Костина О.К., выполнена по фотоматериалам, которые Кристина сделала сама, заинтересовавшись историей улицы, на которой проживала. Работа получилась интересная во всех смыслах – в историческом, в художественном, в познавательном. Недаром она получила признание и на Городской научно-практической конференции школьников, став Лауреатом конференции.

Два работы Васильковой Дарьи (2009 и 2010 г) посвящены Первым космонавтам Земли – Юрию Алексеевичу Гагарину и Герману Степановичу Титову, руководитель работ Костина О.К. Работая с музейной  коллекцией фотографий-открыток, посвященных Юрию Гагарину, Даша задала вопрос – А интересно, наверное, хороший человек был Гагарин, такие фотографии все добрые… И я ей предложила сделать о Гагарине работу, найти материал в воспоминаниях друзей и родных о нем как о человеке. Уже когда была почти сделана эта работа, мы, случайно проходя по переулкам Пархоменко, увидели красивый ухоженный сквер. Остановились, разглядывая, а проходившая мимо пожилая женщина с гордостью пояснила, что это не что иное, как Сквер имени Гагарина. Вот так и получила эта Дашина работа неожиданно краеведческое направление.

А затем была Дашина работа по истории улицы им. Германа Титова, которая тоже нас привела к интересным открытиям. И даже оказалось, что у ее деда сохранилась уникальная фотография Трамвайной улицы, где он специально сфотографировался на фоне трамвая – в середине 20 века трамвай у нас в Левобережье был сравним с ракетой.

Вот так разработка истории возникновения и застройки близких к школе территориально улиц привела нас к интересным краеведческим открытиям.

Работа Бучневой Евгении в 2010 году о мостах Новосибирска, руководитель Шадрина В.В. Начало свое работа взяла с копии фотографии в музее «ВМЕСТЕ», где изображена переправа через реку Обь. Материал, который был собран в этой работе, по истории всех мостов Новосибирска оказался настолько интересным, что нашел свое место в уроках истории по краеведению, и уж теперь наши ребятишки точно знают, сколько мостов в городе, почему они уникальны и какой новый мост скоро соединит два берега Оби.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 451)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела