Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Инновационный менеджмент в управлении образовательным учреждением»
Выпуск №40 Апрель 2012 | Статей в выпуске: 129


Ведущая рубрики
Все статьи автора(37) Людмила Анатольевна Кузменкина,
методист МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

У каждого учреждения свой путь развития

Гимназия № 12 давно уже на слуху у педагогической общественности. Многочисленные награды, победы в региональных и общероссийских конкурсах, инновационные проекты, новые методы и технологии обучения… Этот список можно продолжать и дальше.

Недавно  гимназия стала победителем межрегионального конкурса «Предприятие года», а также получила малую золотую медаль Сибирской ярмарки «Учсиб-2012» за разработку модели управления качеством образования.

Но самое главное, что дает гимназия своим ученикам – это качественные знания, которые являются основой для их дальнейшей счастливой и успешной жизни.

Об уникальности учебного заведения, об умении управлять качеством образования в современной школе мы поговорили с директором гимназии № 12, руководителем и преподавателем высшей квалификационной категории, победителем конкурса ПНПО «Лучшие учителя России» Юлией Алексеевной Фауст.

– Многие сейчас говорят, что советская система образования была лучше, чем современная система? Можно ли их сравнивать?

– Наша школа была основана в 1953 году, и, несмотря на свой возраст, нам удалось сохранить все те прекрасные традиции, которые существовали ранее. Сегодня в ее стенах обучается 1136 человек. 

Советская система образования очень хорошая система, и мы от нее не отошли. Но в советской школе самым главным транслятором новых знаний был учитель. Сейчас задача педагога несколько изменилась. Она состоит в том, чтобы не выдавать готовый материал, а научить ребенка учиться и самостоятельно добывать знания. Современный учитель должен давать детям различные задания творческого характера.

В 2011 году нашей гимназии было присвоено почетное звание «образцовая школа SMAPT», потому что наши педагоги владеют современными информационными технологиями и активно внедряют их в образовательный процесс.

Наши ученики высоко оценили интерактивные доски, которые позволяют  не только на них писать, но и просматривать  видеофильмы, проводить презентации, работать в интерактивном режиме и многое другое.

Но внедрение информационных технологий должно быть грамотным, от учителя требуется большая подготовка.

– Ваша школа известна всему городу как учебное заведение, которое активно внедряет инновационные образовательные программы. В чем секрет успеха? Как заинтересовали педагогов заниматься инновационной деятельностью?

–  У нас очень хороший творческий коллектив. В этом большая заслуга и предыдущего директора – Старцевой Валентины Себостьяновны.  Педагогический коллектив нашей гимназии более 70 человек, из них большая часть занимается инновационной деятельностью: участвует в различных конкурсах и проектах, причем очень успешно. Но как это часто бывает,  не все педагоги сразу поняли и приняли проект «Модель управления качеством образования». Вначале работает творческая группа, потом она с каждым разом расширяется, и педагоги  добровольно включаются в  процесс апробации и внедрения  проекта. Для нас очень важно,  чтобы учитель  сам  стал участвовать  в этом проекте.

Мощным стимулом  является и переход на новую  систему оплаты труда, когда стимулирующая часть выдается  учителю не за то, что он ведет уроки, а за то, что он занимается инновационной деятельностью, показывает высокие результаты, транслирует свой опыт.

В гимназии разработана система не только материального, но и морального стимулирования. Например, есть значок «Заслуженный учитель гимназии». По итогам учебного года  почетное звание присваивается одному-двум учителям.

– Какие основные направления инновационной деятельности существуют в гимназии?

– Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса и образовательного учреждения. В нашей гимназии инновационная деятельность ведется по следующим направлениям: изменение содержания и качества образования, экспериментальная деятельность, научно-исследовательская деятельность, работа с одаренными детьми, формирование творческого  коллектива учителей, совершенствование системы управления.

Мы являемся городской экспериментальной  площадкой  по информатизации, по иностранным языкам, по государственно-общественному управлению. Кроме того, гимназия является экспериментальной площадкой НИПКиПРО (Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования) и ежемесячно проводит региональные семинары для учителей начальных классов, учителей литературы, биологии, географии, физики по проблеме использования ИКТ в образовательном процессе. Семинары проводятся под руководством научного руководителя Анны Викторовны Молоковой. Когда учитель выступает на региональном семинаре, он профессионально растет.

Сейчас нам поступило предложение стать экспериментальной площадкой Федерального государственного научного учреждения «Институт проблем непрерывного образования» Российской академии образования (ФГНУ ИПНО РАО).

В этом году гимназия № 12 стала победителем регионального конкурса «Дистанционная школа». Началось все с того, что мы стали обучать дистанционно детей, находящихся на домашнем обучении, закупив необходимое оборудование. Педагогами гимназии разработаны дистанционные курсы  по биологии,  экономике, информатике, по русскому языку.  Наши дети изучают отдельные темы дистанционно.

– Каковы современные научные подходы к инновационному менеджменту в образовательном учреждении?

– Ориентация на потребителя, лидерство, процессный подход, системный подход, непрерывное улучшение, подход к принятию решений на основе фактов, взаимовыгодные отношения участников образовательного процесса.

В настоящее время  всё больше говорят о стратегическом управлении человеческими ресурсами, поэтому одной из важнейших стратегических задач гимназии является повышение квалификации персонала. Сегодня  невозможно учителю работать, если он проходит курсы повышения квалификации один раз в пять лет. Учиться нужно постоянно. Мы предоставляем возможность профессионального роста нашим  педагогам,  приглашая в гимназию представителей высшей научной школы, городского центра информатизации «Эгида».

– Каковы на сегодня запросы общества к качеству образования? Из каких компонентов оно складывается?

–– Современные подходы к образовательным учреждениям стали соответствовать требованиям экономики: от нас  ожидают изменений, связанных в первую очередь с гарантией качества. Таким образом, исполнитель (гимназия) должен быть способен предоставить требуемое качество. 

Ребенку должно быть комфортно в школе. Он успешен в учебном процессе, занимается в различных кружках, секциях. В нашей гимназии пять театральных коллективов, четыре спортивных секции, есть уникальный туристический кружок, кружок лозоплетения. Более 50% наших детей охвачены системой дополнительного образования, причем все оно бесплатное.

Руководителями  кружков являются творческие и талантливые люди. Школьный юношеский театр под руководством Людмилы Федоровны Братищевой в 2010 году стал победителем Всероссийского конкурса «Школьный театр. Театр глазами ребенка», в этом году гимназисты будут выступать на сцене театра «Глобус».

 У нас есть уникальный  театр моды «Стиль». Наши дети являются победителями всех престижных конкурсов образования не только в Новосибирске, но и в области, регионе. Два года подряд они были победителями и лауреатами международного конкурса «Надежда Европы» в Сочи. Летом их пригласили в Испанию. 

Только творческий учитель сможет воспитать творческую личность – это наш девиз.

Качество образования складывается из разных компонентов. Раньше были приняты высокие результаты обучения. Но сейчас этого недостаточно. Это, прежде всего, удовлетворенность потребителей, потому что имидж образовательного учреждения зависит от того, насколько оно авторитетно в районе, в городе.

В качество образования мы вкладываем и такое понятие, как кадровый потенциал. Потому что, если в образовательном учреждении нет высококвалифицированных специалистов, то кто будет выдавать качественный материал, кто будет качественно обучать детей. Удовлетворенность потребителей зависит и от того, какие педагоги работают в образовательном учреждении.

– Что дает вашей гимназии участие в региональном проекте «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области»?

– Созданы две программы «Модель управления качеством образования». Первая модель была реализована еще в 2010 году, тогда мы стали победителями городского конкурса проектов «Модель управления качеством образования». Затем появился второй проект, и наша гимназия стала победителем уже регионального конкурса.

 Разработана «Политика в области качества МАОУ гимназии №12». Целью этой политики является: создание условий для организации образовательного процесса, в котором максимально раскрывается индивидуальность ребенка, создаются условия для физического, нравственного, интеллектуального, творческого развития, формирования компетенций, обеспечиваются здоровье и успешность в настоящее время и в будущем, с опорой на высокий потенциал педагогического коллектива, авторитет руководства, открытость для заинтересованных сторон.

Для этого в гимназии создается и совершенствуется менеджмент качества образования, внедряются имеющиеся и разрабатываются новые методы и технологии обучения детей, проводятся научные исследования по изучению и разработке критериев оценки уровня здоровья, удовлетворенности, компетентности обучающих и обучающихся, проводится мониторинг удовлетворенности участников образовательного процесса и т. д.

Создана творческая группа, которая работает по этому направлению. Проведено несколько  педагогических советов и совещаний по этой тематике. Привлекаются научные сотрудники высшей школы, которые помогают разобраться в теоретических вопросах.

– Какими показателями регулируется качество образования? Есть ли система оценки? Как Вы оцениваете труд учителя?

– Есть несколько показателей. У нас разработано Положение о стимулировании за участие в проекте: за  разработку документации по СМК, участие в проектах и мероприятиях, способствующих повышению имиджа гимназии.

Так, Галина Владимировна Качура в этом году стала лауреатом Всероссийского конкурса учителей «От призвания к признанию».

Мы приветствуем развитие научно-познавательной деятельности гимназистов, активное участие в реализации инновационных программ гимназии, разработку, описание, внедрение новых эффективных методик форм обучения, разработку и внедрение авторской учебно-методической литературы, обобщение и предъявление своего опыта (активное участие в научно-практических конференциях).

– Гимназия получила статус стажировочной площадки в августе прошлого года. Что он под собой подразумевает?

– Прежде всего, это определенная доля ответственности. Как стажировочная площадка мы регулярно проводим семинары для пилотных площадок.  Показываем свои наработки, делимся опытом, консультируем, но ни в коем случае не заставляем их работать по тому пути, которым идем мы. У каждого образовательного учреждения должен быть свой путь развития, в том числе и в системе менеджменте качества.

– Как взаимодействуете с пилотными площадками? Какова роль вашей гимназии в этом процессе? С какими школами работаете? Как оцениваете свои результаты?

– На самом деле важна не столько наша роль, сколько наше сотрудничество: мы находим вместе конструктивные решения. Когда мы проводим семинары для пилотных площадок, то сначала выдаем теоретический материал для того, чтобы пилотные площадки вошли в тему, понимали терминологию. Затем мы переходим к практической части. Это, прежде всего, описание процессов, потому что в системе управления качеством это очень важный момент.

Нами разработано Руководство по качеству. Мы всегда делимся своими наработками с пилотными площадками, а семинары проводятся в рамках круглого стола, где обязательно происходит обмен мнениями.

Наша гимназия сотрудничаем со Здвинской СОШ  № 1, Кыштовской СОШ  № 1, Кольцовской СОШ  № 5 с углубленным изучением английского языка, школой-интернатом с углубленным изучением предметов спортивного профиля. С пилотным площадками мы общаемся и дистанционно.

– Что надеетесь получить в результате участия в проекте «Внедрение модели системы управления качеством образования…»? Ваша конечная цель?

– Получить сертификат по управлению  качеством образования. Есть сертификат международного уровня, есть всероссийского, но получить его не так просто, как кажется.

–Ваши планы на будущее?

– Участие в программе Международного бакалавриата. Активно разрабатываем программу «Повышение профессионального мастерства педагога», которая включала бы стажировки педагогов за пределами Новосибирской области. У нас такой опыт уже имеется: Юлия Александровна Бондаренко прошла стажировку в США. В этом году Ирина Павловна Даткулова, учитель французского языка, выиграла бесплатную стажировку во Францию. Причем из всей России взяли только семь учителей.

Надеемся, что Политика в области качества образования принесет свои плоды, и наши ученики  и дальше будут показывать хорошие результаты во всех видах деятельности.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 31)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)