Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Инновационный менеджмент в управлении образовательным учреждением»
Выпуск №40 Апрель 2012 | Статей в выпуске: 129


Все статьи автора(3) Наталья Александровна Рябухина,
методист МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида»,
тьютор программы Intel® «Путь к успеху»

«Облачные» технологии в образовании. Новые компетенции в сфере ИКТ

«Открытость» является неотъемлемой характеристикой образования как социальной системы. Результаты образования важны для государства, общественности, работодателей. Все заинтересованы в высоком качестве образования.

Открытость образовательной системы позволяет учитывать и согласовывать разнообразные и изменяющиеся требования и запросы социума.

Открытость школы социуму проявляется во взаимодействии школы с различными социальными институтами и сообществом для использования их возможностей (ресурсов) в деятельности образовательного учреждения, в том числе, в повышении профессиональной ИКТ-компетентности педагогов.

С декабря 2011 года по март 2012 года центр «Эгида» проводил обучение педагогов кафедры начального образования лицея № 130 им. академика М.А. Лаврентьева работе с сетевыми сервисами в рамках проекта «Подготовка и переподготовка профильных специалистов на базе центров образования и разработок в сфере информационных технологий в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах» («ИКТ-компетентность учителя»), реализуемого НГУ.

 

Нужно почаще говорить другим о том, что вы сделали. Конечно, не надо навязывать это, быть самодовольным или фанатеть от себя – это лишь отпугнёт людей. И всё-таки не стоит стесняться в подходящий момент сообщить другим о том, что вы сделали.

Стив Джобс

 

Нашей целью являлось создание сайта, рассчитанного на широкую аудиторию – это и родители и учащиеся, педагоги, администрация и пр., то есть представить информацию о деятельности кафедры для разных категорий социума. Стояла задача представить информацию о предстоящих событиях, публиковать новостные заметки, фотоотчеты о проведенных мероприятиях, информацию о проекте текущего учебного года, представлять план воспитательной работы и методические материалы кафедры, публиковать информацию для родителей, накапливать важные и интересные ресурсы (полезные ссылки), опубликовать историю кафедры начальной школы лицея № 130.

Важно было выбрать технологию, которая обеспечивает создание и сопровождение сайта, наполнением которого будет заниматься сообщество педагогов кафедры начального образования; сайта, который будет использоваться для публикации, хранения документов, предоставления к ним общего доступа. А благодаря тому, что вся система размещена в Сети и доступна через интернет, общий доступ, управление версиями, совместное редактирование становятся гораздо проще, чем когда приложения и данные размещены на пользовательских компьютерах. Данный функционал предоставляют сервисы Веб 2.0, основными принципами которых являются: интерактивность – Веб 2.0 – это платформа, то есть технология наполнения сайта содержанием самими пользователями, а не только разработчиками, то есть посетители, активно формируют сайт; синдикация (mash-up) – полное или частичное использование в качестве источников информации других сервисов Интернет; социализация – использование технологий, которые позволяют создавать сообщества.[1]

В качестве площадки создания и наполнения сайта была выбрана открытая образовательная среда города Новосибирска – НовоВики (http://wiki.nios.ru/), созданная в январе 2010 года на сервере ГУО мэрии Новосибирска. Курирует среду Городской центр информатизации «Эгида».

НовоВики – это единая образовательная среда учителей, методистов, школьников, это эффективное средство формирования педагогического сетевого сообщества, где каждый желающий может разместить материалы сетевых проектов, провести семинары, тренинги или конференции, принять участие в конкурсах. Сейчас на сайте размещено более 900 портфолио проектов.

В 2011 году на сайте НовоВики появляются новые разделы такие, как «Сообщество», где постепенно наполняются страницы, созданные районными методистами и руководителями РМО, позже – раздел «Библиотека сибирского краеведения», страницы городских методических сообществ.

НовоВики – это отражение своих результатов и достижений, отражение актуальных проблем и задач образования, отражение педагогического опыта и инноваций, в том числе и в сфере информатизации, отражение проектной деятельности, возможность публикации дидактических и методических материалов.

На НовоВики любое образовательное учреждение может создать свою страницу и размещать необходимые материалы, использовать НовоВики как площадку для организации проектной деятельности школьников. И так как цели ресурса и кафедры начального образования лицея № 130 совпадают, то сайт кафедры и был создан в данной среде.

С педагогами было проведено несколько занятий, в течение которых сначала осваивались сервисы Google (облачные технологии), которые оказались наиболее эффективными для реализации идей: коллективная разработка, хранение, структуризация текста, гипертекста, файлов, мультимедия; затем осваивался инструментарий вики-среды, возможности вики-технологий: работа с текстом, таблицами, нумерованными и маркированными списками, публикация файлов, публикации галереи изображений, работа с внешними и внутренними ссылками. После чего приступили к созданию и наполнению вики-страниц кафедры, которые были созданы в открытой образовательной среде города Новосибирска – НовоВики (http://wiki.nios.ru/).

 

Дизайн – это не то, как предмет выглядит, а то, как он работает.

Стив Джобс

 

Использование технологий позволило в дизайне применить следующее: добавить больше визуальной информации, позволить пользователям ресурса «сразу увидеть» содержание публикуемых презентаций и других материалов, с использованием сервисов Google, которые легко интегрируются в вики-страницы. Также был освоен и успешно применен сервис по работе с изображениями – Веб-альбомы Picasa. Теперь можно достаточно быстро и легко создать фотоотчет о проведенном мероприятии.

30 марта 2012 года на педагогическом совете лицея был представлен продукт, созданный педагогами, – вики-площадка кафедры начально образования.

Таким образом, итогом взаимодействия стало:

  1. Педагоги кафедры начального образования лицея № 130 повысили профессиональную ИКТ-компетентность.
  2. Приобрели навыки работы с современными интернет-технологиями (сервисы Веб 2.0.).
  3. Освоили принципы организации совместной деятельности.
  4. Создали рабочий продукт (сайт) для представления деятельности кафедры в открытой образовательной среде города Новосибирска – НовоВики, то есть представить свое образовательное учреждение, свою кафедру на уровне нашего города.

По завершении проекта педагогам были вручены сертификаты, подтверждающие повышение квалификации по программе «Интернет-технологии в деятельности учителя-предметника».

Обучение завершено, но в планах у педагогов продолжить работу по наполнению вики-площадки кафедры, которая носит символическое название «Начало». Ведь теперь в руках у педагогов мощный инструмент для создания эффективной образовательной информационной среды на базе технологии Вики позволяющий:

-    осуществлять эффективное информационное взаимодействие;

-    обеспечивать доступ к информационным ресурсам всем участникам образовательного процесса;

-    организовывать эффективное управление и педагогическое наблюдение;

-    формировать сетевые сообщества обучающихся, для которых характерно: интенсивный обмен знаниями, высокая мотивация в постижении нового, взаимная поддержка, обмен опытом, самоорганизация.

В заключение статьи хотелось призвать новосибирских педагогов к более активному сотрудничеству в рамках среды Ново-Вики.

Дерзайте, создавайте новые интересные проекты и информационные ресурсы, а мы Вам поможем в этом интересном для всего городского сообщества деле.



[1] «Что такое ВЕБ-2.0? Принципы.. Образование: взгляд педагога», Александр Гольдин. – «Журнал «Компьютерра» (Режим доступа: http://www.slideshare.net/mbuhar2009/web-2-0-in-edu?from=ss_embed)

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 183)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела