Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Инновационный менеджмент в управлении образовательным учреждением»
Выпуск №40 Апрель 2012 | Статей в выпуске: 129


Лариса Алексеевна Монкевич,
учитель литературы высшей квалификационной категории МАОУ Информационно-экономический лицей Ленинского района г. Новосибирска

Уроки мужества

Уроки мужества

Духовно-нравственное воспитание является неоспоримой и важнейшей целью нашего общества. К сожалению, мы часто видим, что дети не знают народных традиций, не интересуются историей Отчизны, не видят разницы между добром и злом. Причины этому лежат в смене ценностей общества. Нравственные изменения, произошедшие с нашим обществом, оказывают негативное влияние и на подростков. Как воспитывать их? Чем наполнить их душу, чтобы они могли отличать добро от зла, чтобы смогли противостоять агрессии и безнравственности?

Конечно, нравственной силой, способной вернуть человека в исконное человеческое состояние, являются уроки литературы. В русской национальной культуре и традициях гуманитарного образования художественная литература всегда составляла важный компонент духовного развития народа. Прививая любовь к литературе, учитель помогает ребенку осознать себя частью страны, почувствовать себя ответственным за происходящее вокруг.

Второй год в рамках реализации программы классного коллектива «Духовно-нравственное воспитание» мной проводятся уроки внеклассного чтения в 10-11 классах. Мы читаем и изучаем произведения Б. Васильева, В. Быкова, В. Кондратьева, В. Некрасова, А. Приставкина; знакомимся с поэзией периода Великой Отечественной войны; проводим литературно-музыкальные вечера; беседуем об Афганистане и Чечне. И в итоге – война воспринимается как проверка на человечность, а книги заставляют гордиться страной, своим народом, искать свое место в жизни, по-доброму относиться к окружающим; помогают осознать значение каждого человека в жизни. Несколько необычным оказалось обсуждение рассказа Ф.А. Искандера о войне в Абхазии «Мальчик и война». Почему взрослые, умудренные жизненным опытом люди, так легко хватаются за оружие? Неужели человечество не мудреет? С этим трагическим вопросом и обращается Фазиль Искандер к своим читателям. Этот трагический вопрос, надеюсь, призвана решить наша молодежь.

Итоговыми работами в прошлом учебном году стали уроки мужества… День памяти воинов-интернационалистов… Ребята подготовили презентацию и рассказали  об истории этого дня, о воинах-интернационалистах, об интернациональных бригадах, о Чеченском конфликте 1994-1996 годов, о войне в Афганистане. Как трудно было им осознать размах и жестокость происходящего ранее! Говорили мы и о том, как важно помнить тех, кто не вернулся с этих ужасных войн. Поэтому чтим мы память нашего выпускника Александра Андреевича Гараничева, погибшего при выполнении воинского долга в республике Чечня.

После таких уроков ребята взрослеют, разговор о судьбах таких же молодых ребят подталкивают их к раздумьям о своих собственных целях и заботах, и о судьбе одной-единственной для них родины – России.  «А мы ведь отвечаем за будущее страны», – произнес один из учеников. Не эта ли фраза есть цель нашей работы?..

В мае 2011 года мы провели урок мужества «Великой Победе посвящается».

Этот урок – дань уважения тем, кто погиб во время войны, кто работал в тылу, кто прошел те страшные 1418 дней и ночей, кто верил и ждал. Ребята читали письма тех, кто навеки остался молодыми, пели военные песни, рассказывали о родственниках – участниках войны. А ветераны Великой Отечественной войны делились своими воспоминаниями.

Не осталось ни одного равнодушного в классе; девочки и мальчики, вмиг повзрослевшие, плакали, когда выступали ветераны, плакали, когда звучали строки из писем, так и не вернувшихся с войны…«Я не хочу умирать… Я ведь пригожусь для жизни. Ведь это смешно – убивать человека, который ничего не успел совершить... я все пройду». Страшны эти строки сегодня, но нужны и важны для подрастающего поколения.

Память нужна не только тем, кто выстоял, ещё нужнее она молодым, чтобы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир и какой ценой достигается свобода, счастье, мир. Если эта встреча заставила кого-то задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут нас, значит, время не напрасно прошло. Память нужна не только тем, кто отдал свои жизни за нас, не только последним ветеранам, уходящим от нас, но и подрастающему поколению, чтобы знали и помнили. Эта память, как сказали мои ребята однажды, обращена в будущее. А в будущем – все мы…

 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 738)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела