Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Инновационный менеджмент в управлении образовательным учреждением»
Выпуск №40 Апрель 2012 | Статей в выпуске: 129


Светлана Юрьевна Бабушкина,
учитель ОРКСЭ высшей квалификационной категории МАОУ Лицей № 9 Железнодорожного района г. Новосибирска

«Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»

В августе 2009 г. по итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент Российской Федерации дал поручение о проведении в 2010 году в ряде регионов апробации учебного курса, знакомящего школьников с культурой религий и основами светской этики.

В связи со снижением гражданской активности  молодежи возникла необходимость усиления направленности образования в соответствии с характером национального воспитательного идеала; целей и задач духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи.

Особое внимание для развития чувства патриотизма необходимо уделять внимание национальному характеру обучения, создавать условия для проживания учащимися чувства гордости за своё государство. Одним из действенных способов являются уроки путешествия, исследования, проекты курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Проблема религиозного образования, воспитания толерантности и идентификации подрастающего поколения являются основой предмета ОРКСЭ.

Разработка урока по курсу «Светская этика». 

Тема. Добро и зло.

Краткая аннотация.

Данный урок позволит ученику познакомиться с понятиями добро и зло, формировать умение действовать слаженно в группе, согласно морально-этическим нормам общества. Принять нравственно-этические нормы общества, учиться уважать личность каждого через его поступки. Обратить внимание, что поступки каждого человека оставляют свой индивидуальный  путь в истории. Обобщить ранее полученные знания в рамках модуля «Основы светской этики» и дополнить эти знания собственными творческими работами по теме «Галерея хороших поступков семьи». В ходе выполнения домашнего задания у учащихся появится возможность познакомиться с личностными поступками членов семьи.

При подготовке урока необходимо обратить внимание на блок примеров «добрые» и «злые» личности.

Цель урока – воспитывать внимание к людям и желание совершать добрые дела и поступки; прививать навыки вежливого отношения с окружающими.

Задачи

  1. Изучить теоретический материал по теме. 
  2. Развивать у учащихся аналитические умения и навыки при работе с текстовым материалом, иллюстрацией, умение решать ситуационные задачи.
  3. Воспитывать терпимость и коммуникативные качества личности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: игра-практикум.

Компетентности, формируемые у учащихся:

  1. Формирование компетентности по приобретению знаний из различных источников информации.
  2. Формирование компетентности самостоятельной творческой деятельности.
  3. Развитие коммуникативных навыков.

Основные понятия: Добро, зло, нравственный поступок, личность, милосердие, забота, бескорыстие.

Оборудование урока:

  1. Smart-доска;
  2. Фоторяд;
  3. Текст китайской притчи;
  4. Толковые словари;
  5. Ряд пословиц;
  6. Фрагменты цветка (ромашка);
  7. Фломастеры;
  8. Мультфильм «Просто так».

Место проведения.  Классный кабинет.

Требуемая предварительная подготовка

  1. Подобрать ряд пословиц.
  2. Проанализировать мультипликационный фильм «Просто так».
  3. Сформировать ассоциативный фоторяд «Добро» и «Зло».
  4. Найти китайскую народную сказку о добром поступке.
  5. Заготовить для групп элементы для дидактической игры «Ромашка».

План урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Постановка и реализация темы урока.

IV. Закрепление изученной темы.

V. Творческое задание.

VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, деление класса на группы. На доске цитата: «Добро выше практической нужды!» Дмитрий Сергеевич Лихачев

II. Актуализация знаний.

Внимательно послушайте сказку и продолжите:

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый царь Матвей….»

v    Это строки из какого произведения, кто автор?

v    Назовите добрых и злых персонажей данной сказки.

v    Вспомните других добрых и злых героев сказок, их имена внесите в таблицу, не более 5-6 персонажей.

В течение 5 минут группы учащихся заполняют таблицу.

Добрые герои

Злые герои

 

 

Чем отличаются поступки добрых и злых героев?

На кого вы хотите быть похожим?

III. Постановка и реализация темы урока.

Ребята попробуйте сформулировать тему урока, опираясь на предыдущее задание.

Правильно, урок будет посвящен теме: Добро и зло. Как вы понимаете данные понятия? Ответы учащихся.

Предлагаю оценить поступки   окружающих людей. (Группы получают задания с описанием конкретной жизненной ситуации.)

Задание: выработайте свою позицию, как бы поступили.

Сформулируйте группой значение слов:

  •  Добро
  • Зло

Давайте сравним полученные значения со значениями, данными в толковом словаре.

Из каких источников мы можем узнать о добре и зле? Ответы детей.

Что говорит о добре и зле народная мудрость, мы узнаем, соединив слова I и II столбика.

После выполнение необходимо объяснить смысл пословиц.

Добро помни, а

пожнешь

За добро

Зло забывай

Что посеешь, то  и

Добра не делает никому

Худо тому, кто

Добром платят

Как вы считаете, любой ли поступок будет добрым? Послушайте древнюю китайскую сказку.

Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют их из рогаток, и объявил:

- Кто принесёт во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:

- Зачем столько птиц?

Император ответил:

-У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

Кто же кормит птенцов?- поинтересовался мудрец.

– Каких птенцов?- спросил император.

-У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

- Об этом я не думал,- признался император.

Тогда мудрец сказал:

-У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принёс столько зла, сколько вы. Все гнёзда в ваших лесах наполнены сейчас мёртвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!

- Ах, как трудно быть добрым!- воскликнул огорчённый император.

На это мудрец сказал:

- И добро надо делать с умом.

Ум без добра - плохо.

Но и добро без ума - не лучше.

Работа с текстом (осмысление).

  • Поделитесь своим впечатлением от прочитанного.
  • Действительно ли император был добрым?
  • Как вел себя император  по отношению к птицам?
  •  Как  вы понимаете значение слова  «забота»?
  • Почему добрые намерения причинили непоправимое зло?

IV. Закрепление изученной темы.

Подумайте и вспомните, были ли в вашей жизни поступки, совершенные из добрых побуждений, о которых впоследствии пришлось пожалеть.

 Почему мы так поступаем?

Давайте выучим одну древнюю мудрость, которая поможет удержаться нам от совершения таких поступков.

«В начале хорошо подумай, потом сделай доброе дело».

Показ мультфильма «Просто так»

  • Посмотрите мультфильм, где показаны примеры творения добра.
  • После просмотра расскажите, что вы почувствовали?
  • Почему так поступали герои мультфильма?
  • Что получали взамен персонажи мультфильма?
  • «Человек рожден для того, чтобы творить добро». Как вы понимаете слова Д.С. Лихачева?

Внимательно посмотрите на галерею фотографий, что вы видите «добро» или «зло»?

Поделитесь своими чувствами и переживаниями.

V. Творческое задание.

Давайте проведем игру «Ромашка».

Учащиеся по группам получают листок с сердечком от ромашки, где написано (добрый человек, злой человек, положительные поступки, отрицательные поступки).

Задание: Проанализировав сегодняшний урок и применив свой жизненный опыт, на лепестках ромашки напишите:

1группа – качества, которые присущи доброму человеку.

2 группа – качества, которые присущи злому человеку.

3 группа – положительные поступки, которые совершает человек.

4 группа – отрицательные поступки, которые совершает человек.

Учащиеся вспоминают и записывают, приклеивают  лепестки к сердечку, а полученный цветок закрепляют на доске.

Каждая группа отчитывается о выполненном задании.

VI. Итог урока.

Вопросы учителя:

  1. Что на уроке сегодня понравилось больше всего?
  2. Что узнали нового интересного и чем хочется поделиться с родителями?
  3. Какие поступки необходимо совершать?

VIII.            Домашнее задание.

  1. Продолжите составление словаря терминов.
  2. Расспросите родителей о совершенных ими добрых делах и хороших поступках, начните создавать семейный дневник «Галерея хороших поступков семьи».

Тема урока. Род и семья – исток нравственных поступков.

В работе с учащимися использую разного направления проекты: социально-значимые, познавательные, волонтерские и т.д.

Проекты исследования учащихся.

Творческий проект «Моя семья».

«Человеку важно знать свои корни – отдельному  человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым  мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни».

Цель проекта: изучение истории своей семьи через более глубокое и прочное освоение темы «Моя родословная», через умение работать с дополнительной литературой, правильный выбор источников дополнительной информации.

Прогнозируемый результат: Ответы на вопросы: Что такое «родословная»? Кто такие «предки»? Что такое «поколение»? Что такое «семья»?

Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства

Пословицы о семье

  • Не нужен клад, когда в семье лад.
  • Дом вести – не бородой трясти. 
  • Каково на дому – таково и самому.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Когда семья вместе, и сердце на месте.
  • Красна изба не углами, красна пирогами.
  • В родной семье и каша гуще.
  • Согласную семью и горе не берет.
  • В семье любовь да совет, так и нужды нет.
  • Дружная семья и землю превращает в золото.
  • Дети не в тягость, а в радость.

Традиции семьи:

  • Есть у нас замечательная семейная традиция – хранить память о своих предках.
  •  Есть такая добрая традиция в нашей семье – гостеприимство, угощение.
  • А еще у нас есть в семье традиция – отдыхать всей семьей.

Правила, которые введены в обиход нашей семьи:

  • Родители контролируют школьные дела детей. 
  • Каждый член семьи имеет свои обязанности. 
  • При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи вносит свое посильное участие.
  • Родители обязаны знать, чем занимаются дети в свое свободное от занятий время.
  • Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними

Проба пера. «Больше всего на свете я люблю свою семью»

О ней я хочу сейчас рассказать. Моя милая мама ласковая, добрая и очень красивая! Она работает балериной в Театре Оперы и Балета. Я стараюсь во всем помогать маме: убираюсь дома, помогаю готовить, ведь у мамы очень важная и ответственная работа, она отнимает очень много времени. Мой папа – мужественный и справедливый человек. Я учусь в пятом классе, я хорошист, посещаю  Спортивную секцию. Моя сестра красивая, активная, умная, добрая. Она учится в восьмом классе. Мы всегда делимся друг с другом своими радостями и проблемами, все вместе принимаем важные решения. Вот такая замечательная у меня семья, которую я люблю больше всего на  свете!

Заключение

В процессе работы над данным проектом я хорошо разобрался в таких понятиях как: «род», «предок», «поколение», «семья». Я учился проводить опрос, работать с дополнительной литературой, правильно выбирать источники дополнительной информации, обрабатывать информацию и представлять. Все мои родственники были вовлечены в эту работу, я рад, что сумел вызвать общий интерес к истории своей семьи. Выполняя данный проект, я постарался проявить все свое творчество и еще написал сочинение о своей семье. Было составлено родословное древо нашей семьи и фотогалерея.

Для современных подростков такой курс просто необходим. Особенно в плане воспитания. Наши родители зачастую забывают о нравственных ценностях!

Список литературы

  1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Чимитдоржиев В.Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 15)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела