Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Инновационный менеджмент в управлении образовательным учреждением»
Выпуск №40 Апрель 2012 | Статей в выпуске: 129


Все статьи автора(5) Марина Львовна Мерзлякова,

руководитель СП «Центр истории развития Ленинского района»

МКОУ ДОД ЦГПВ «Пост № 1»,

учитель истории МБОУ СОШ №40 Ленинского района г. Новосибирска

«Короли извоза»

Краткий пересказ исследований о крупнейших транспортных конторах в Сибири

  

«Новониколаевск с необычайной торопливостью стремился в будущее. Облик молодого города определяла не только его внутренняя жизнь, но и внешние контакты со всей страной. Даже ночью, когда казалось, город засыпал, слышались приглушенные гудки и людской говор. Широкая Обь и железнодорожное полотно, лежавшие у его подножия, светились огоньками сновавших судов и поездов. И ночью эти две артерии питали жизненными соками Новониколаевск, бережно выращивая свое беспокойное детище, становившееся экономическим центром огромного сибирского края».

Цитата из книги «Новосибирск в историческом прошлом»

(Л.М. Горюшкин, Г.А. Бочанова, Л.Н. Цепляев)

 

Сибирские предприниматели «энергичные и догадливые» хорошо понимали значение развития транспорта для «приумножения капиталов». В Новониколаевске перевозкой грузов в начале 20 века занимались более 10 транспортных контор: «Братья Каменские», «Ив. Любимов», «Российское транспортное общество», «Гергард и Гей», «Гартог и Станг», «Административное богословское Горное общество», конторы страховых обществ «Саламандра», «Россия» и другие. Новониколаевск являлся крупным транспортным узлом и распределительным центром самых разнообразных грузов.

Большое количество грузов поступало и отправлялось водным путем. Новониколаевская пристань была самой оживленной на Оби после Омской и относилась к числу перворазрядных. В среднем в первое десятилетие XX века пристань ежегодно принимала и отправляла по 113000 пассажиров, огромное количество разнообразных грузов: муку, соль, бакалейные и мануфактурные товары. В Новониколаевске по подсчетам историков обосновалось более 12 частных судовладельческих фирм. Наиболее крупными из них были пароходства Е.И. Мельниковой, Г.И. Фуксмана, И.Н. Корнилова.

Предприниматели, так или иначе связанные с транспортными перевозками были всегда на виду, и, по всеобщему мнению, отличались от остальных склонностью к рисковым предприятиям. О них самих, происхождении их капиталов всегда ходило много слухов. Больше всего общество любило обсуждать новые пароходы, которые заказывал Дмитрий Иванович Тецков, владелец крупнейшего в Сибири пароходства. «Богатство его» составляли: три парохода, шесть барж, нескольких лодок и три пристани с пакгаузами. Кроме того, в начале 70-х годов купец 1-й гильдии Д.И. Тецков имел в Томске маслобойный и дуботолочный завод с паровым двигателем, четыре лавки, три каменных и один деревянный дом. В одном из принадлежавших ему домов, по некоторым данным, была гостиница «Сибирское подворье».

Дмитрий Тецков с ранних лет помогал отцу в торговых делах, а затем сменил его в этой деятельности. В 1840 году из мещанского сословия был причислен к купечеству сначала 3-й гильдии и объявил свой капитал в 2400 рублей. В том же году он стал представителем Российско-Американской компании, занимавшейся – при поддержке правительства – освоением островов в Тихом Океане и Русской Америки. Его деятельность – доставка и закупка товаров принесла ему первые «хорошие» деньги.

Когда компания распалась, Тецкову при разделе ее имущества по жребию достался пароход «Иртыш», он стал действовать самостоятельно. В том же году в Тюмени для него был построен шестидесятисильный пароход «Дмитрий». Вместе с тремя иногородними купцами он создал пароходную компанию для перевозки грузов между Томском и Тюменью. В Бельгии был заказан железный пароход мощностью в 100 лошадиных сил, получивший название «Ермак». «Ермак» делал за навигацию 4-5 рейсов между Тюменью и Томском, перевозя до двух тысяч пудов груза. Интересно название его транспортной конторы: первоначально она носила название «Опыт», в дальнейшем была переименована в «Пользу». Одно время она практически монополизировала все транспортные перевозки. В 1860 году годовой оборот пароходства составлял уже 90 тысяч рублей.

Дмитрий Иванович пользовался большим авторитетом и даже популярностью в Томске. Неоднократно он избирался на различные должности в городском управлении, что свидетельствовало не только о значимости его личности, но и значении дела его жизни для развития сибирского транспорта.

Тем не менее, несмотря на большие обороты водных транспортных путей важнейшей сферой сибирского предпринимательства (до строительства Транссибирской железнодорожной магистрали) была сухопутная транспортировка грузов. Поэтому, вероятно имя купца Кухтерина – владельца транспортной конторы, обсуждалось с большим жаром.

Семейство томских купцов Кухтериных было не самым богатым, но самым известным в Сибири. Основателем династии стал тюменским ямщик Николай Кухтерин, происходивший из особого сословия государственных ямщиков, селившихся при Борисе Годунове в Сибири. В 1834 году у него родился сын Евграф, получивший в наследство деловую сноровку и немалые деньги. В народе долго ходили слухи о происхождении кухтеринских капиталов, намекали, что деньги «грязные», «награбленные» на дорогах. Ни одна экскурсия в Томске не обходится без истории о  «кухтеринском кладе», золотых червонцах, замурованных в стены. И о том, «клады эти, спрятанные во время бегства купцов после революции 17 года и до сих пор ждут своего хозяина». Не забудут упомянуть также о проклятии, связанном с несметными богатствами этой семьи.

Большинство же исследователей сибирской истории убеждены, что Кухтерин пришел к богатству постепенно – возил грузы сам, потом стал нанимать одного-двух ямщиков, потом больше и так далее.

Как бы то ни было, когда Евграф появился в Томске, он сумел организовать «извозное дело» – транспортную контору, причем имел среди постоянных клиентов репутацию абсолютно порядочного партнера, что с легендой о «грабежах на большой дороге» не вязалось.

Вспоминали его с особенной теплотой, говоря о том, что «хоть хозяин и строг был», но любил погулять не только с купцами, но и с «простыми ямщиками». От заказов на перевозки «у него отбою не было» и часто к нему обращались тогда, когда груз был особо ценным или опасным. О размахе дела говорит тот факт, что зимой 1887 года его транспортная контора перевезла 750 тысяч пудов кладей. Для чего понадобился труд трех тысяч ямщиков, которые управляли 15 тысячами возов, а всего в тот год через Томск прошло около 70 тысяч возов.

Называли его «королем извоза» не зря, одно имя его гарантировало высокое качество транспортных услуг: безопасность обозов на сибирских трактах и сохранность перевозимых им грузов.

В томских архивных фондах сохранилось множество контрактов, которые Кухтерин заключал с разными фирмами о доставке в Москву, Тюмень, Ирбит, Нижний Новгород, Казань, Иркутск, Кяхту, на прииски грузов. Они дают представление об объемах и многообразии грузов, перевозимых транспортной конторой: так,  в 1890 году среди множества других грузов, транспортная контора Кухтериных их доставила в Томск 675 пудов динамита.

В декабре 1880 года Кухтерин получил очень важный заказ на перевозку груза из Томска в Москву. Груз принадлежал известному сибирскому золотопромышленнику Игнатию Кытманову: «В числе грузов было: 21 тюк кости мамонтовой весом с тарою 144 пуда, пять тюков песцов рослых счетом 1765 штук, весом 23 пуда 32 фунта, 2 куля клея осетрового весом 3 пуда 8 фунтов и другие ценные предметы».

При транспортировке предусматривалось соблюдение обширных и строгих условий, но и плата за провоз была выше обычной.

К концу жизни «король извоза» владел 3500 лошадьми, на него постоянно работало не менее 1500 ямщиков, и столько же он мог в короткий срок набрать дополнительно для выполнения срочных заказов.

В дальнейшем рамки извоза становятся для капиталов Кухтериных узкими, и они начинают вкладывать капиталы в другие отрасли хозяйства. Начало этому положил Е.Н. Кухтерин, который перед своей смертью основал торговый дом «Евграф Кухтерин и сыновья», передав в торговый дом все свое имущество и капитал в сумме 300 тысяч рублей. Спустя полтора месяца после учреждения торгового дома Евграф Николаевич скончался.

В некрологе газеты «Сибирский вестник» было выражено искренние сожаление многих томичей: «Покойный был обязан своим крупным состоянием личной энергии, сметке и настойчивости. До самой кончины покойный оставался совершенно простым человеком, но его разговор и беседа с ним давали всегда много поучительного и характерного для изучения ныне вымирающего уже типа доставщиков и сибирских землепроходцев. Смерть Евграфа Николаевича составит целое событие всей сибирской мелкоты – доставщиков, которых покойный всегда поддерживал, давал им возможность питаться».

Братья Кухтерины унаследовали от отца деловую хватку и «коммерческие таланты».

Не зря уже пять лет спустя после смерти Евграфа Николаевича в местной печати появился такой отзыв: «Громадный капитал, прекрасная администрация, три молодых работника в лице нынешних членов торгового дома, настойчивость и деловитость – качества, присущие персоналу и делам торгового дома «Е. Кухтерин».

Строительство Сибирской железной дороги разорило много торговых и транспортных фирм в Томске.

Но Кухтерины выстояли и возили грузы в течение еще десяти лет после сооружения дороги. В то время как другие разорялись со скандалами, присущими банкротству, Кухтерины красиво и достойно ушли из транспортного бизнеса. Осенью 1907 года в томских газетах появилось объявление о прекращении ими транспортирования кладей с 1 января будущего года. Кухтерины благодарили «господ грузоотправителей за оказанное доверие в течение многих лет».

Все изменилось с началом строительства Сибирской железной дороги. Новая дорога с ее 26 железнодорожными мастерскими и депо, сотнями станций, разъездов и различных сооружений стала самым крупным промышленно-транспортным предприятием в Сибири. Железнодорожная магистраль сыграла значительную роль в экономическом оживлении края. На рынке транспортных услуг появились новые персонажи и новые истории.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 74)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела