Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Профильное обучение: опыт и перспективы реализации»
Выпуск №41 Июнь 2012 | Статей в выпуске: 108


Надежда Станиславовна Дергилева,
директор МБОУ лицей № 200 Заельцовского района г. Новосибирска

Ольга Дмитриевна Шушунова,
педагог-психолог МБОУ лицей № 200 Заельцовского района г. Новосибирска

Профильное обучение. Реалии сегодняшнего дня

Одно из важнейших изменений в образовательной политике современной России связано с углублением дифференциации обучения. Выдвинутый еще Я.А. Коменским тезис «учить всех и всему» уступает место новой доктрине: школа должна вооружать учащихся знаниями, максимально соответствующими их способностям и возможностям. Возводимая сегодня в стране конструкция профильного образования на старшем этапе обучения в школе призвана дать ребенку то, чего он был еще недавно лишен, –подготовку к своей будущей профессии, к жизненной борьбе, к конкуренции, в которую он вступит по выходу из школы.  

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет засчет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимися индивидуальной образовательной траектории.

Эксперимент по введению профильного образования начался в России с 2003 года, в рамках Федеральной целевой программы повсеместный переход на профильное образование в старшей школе должен был быть завершен к 2010 году.

Лицей № 200 имеет свою историю на этом пути. Вот некоторые факты и события:

1992 г. – Созданы первые специализированные классы (химико-биологический, медицинский, гуманитарный). Школа начала сотрудничество с тремя ВУЗами: медицинским, педагогическим, институтом железнодорожного транспорта, с 1996 г. – с НГТУ.

1999 г. – Введено профильное обучение.

2001 г. – Лицею № 200 выдан «Сертификат доверия» НГТУ, по которому выпускники классов технической направленности поступают в технический университет на льготных условиях.

2005 г. – Лицей получил статус базовой экспериментальной площадки по информатизации образования. Начинает работу предпрофильная подготовка: разрабатываются программы элективных курсов в рамках данной подготовки в 9-х классах.

2007 г. – Победитель конкурса образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы.

На сегодняшний день лицей – многопрофильное образовательное  учреждение: физико-математический, естественнонаучный, социально-гуманитарный, социально-экономический классы, каждый из которых имеет свой учебный план, свою учебную нагрузку.

Профильное обучение в лицее – система организации среднего образования, при котором в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов, в то же время это условие эффективного профессионального самоопределения школьников. Так же мы смотрим на профилизацию обучения как на средство самореализации и социализации учащихся, позволяющее дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения в соответствии с индивидуальными особенностями старшеклассников.

Создание профильного класса – дело не одного дня. В лицее существует алгоритм формирования профильного класса, в основе которого лежит длительное ведение (сопровождение) ребенка, начиная с начальной школы. Перед психолого-педагогическим сопровождением стоят задачи развития навыков самопознания и рефлексии, т.е. анализа относительно условий собственной успешности в определенном профиле обучения в соответствии со своими способностями и интересами. Основной постулат предпрофильной подготовки: «Ученик – личность, с присущими только ему индивидуальными особенностями».

Выбор профессии происходит не мгновенно, а в течение длительного периода, поэтому важно начинать проводить работу, направленную на профессиональное самоопроделение, уже в подростковом возрасте, осуществляя более важную задачу – принятие ответственности за выбор самим подростком. Новообразованием подросткового возраста является так называемое чувство взрослости, которое вызывает стремление к самоутверждению. Предполагается, что к возрасту 14-15 лет подросток готов самостоятельно либо при помощи ближайшего окружения и специалистов оценить свои способности и интересы, осуществить предварительный профессиональный выбор, спрогнозировать последствия своих решений и затем заняться планомерной целенаправленной деятельностью в соответствии с поставленными образовательными целями.

 Важность предпрофильной подготовки для нас – бесспорна, так как в этот период у  учащихся есть возможность попробовать себя в научно-практической, проектной деятельности: начальное звено – конкурсы, конференции, игры, олимпиады; в среднем звене добавляются элективы, спецкурсы по выбору; таким образом, в 9-м классе  для ученика наступает ответственный этап: к педагогической подготовке присоединяется психологический компонент: учащийся, совершая первый профессиональный выбор, приобретает ценный личностный опыт, формируются необходимые навыки и умения, связанные с преодолением трудностей, умение соотнести собственные возможности и требования будущей профессии, умение принимать решения, способность анализировать свои действия, поступки, ценности, развиваются навыки рефлексии.

Алгоритм формирования профильного класса:

– психолого-педагогический мониторинг интересов и склонностей учащихся;

– презентация профилей на классных часах, уроках психологии, родительских собраниях (с приглашением представителей вузов);

– анкетирование детей, родителей с целью выявления востребованных профилей;

–психолого-педагогический консилиум по формированию профильных классов;

– экзамены с выбором предметов, необходимых для подтверждения профиля;

– собеседование, зачисление в профильный класс при обязательном присутствии родителей.

Выше представленная работа дает свои результаты. Так, данные, полученные в период адаптации 10-тиклассников, на протяжении трех лет демонстрируют устойчивый положительный результат относительно правильно выбранного профиля: 90% – комфортно ощущают себя в новом классе, имеют выраженную предметную мотивацию, в том числе и относительно спецкурсов, нацелены на получение высшего образования в соответствии с выбранным профилем.

Высок интерес учащихся профильных классов к спецкурсам, часть из которых ведется преподавателями высшей школы. Цель спецкурсов – подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их информационной культуры. Результатом деятельности учащихся часто становятся работы, представленные на научно-практической конференции.

Имеет смысл привести данные по результатам поступления выпускников 2010-2011 учебного года в высшие учебные заведения относительно профиля обучения:

– общий процент поступления в вузы – 99%;

– химико-биологическое направление – 100% поступление в соответствии с профилем (большая часть – на бюджетные места);

– физико-математическое направление – 99%;

– социально-экономический профиль – 98%;

– социально-гуманитарный профиль – 100%.

Выпускники 2011-12 г. в итоговой анкете на вопрос «Доволен ли ты выбором профиля?» ответили в 90% утвердительно.

В перспективе работы лицея – профессиональная деятельность педагогического коллектива, направленная на дальнейшее развитие условий взросления и успешной реализации своих выпускников.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела