Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Профильное обучение: опыт и перспективы реализации»
Выпуск №41 Июнь 2012 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(3) Елена Леонидовна Приходько,

воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ № 388 «Малышка»
Калининского района г. Новосибирска

Чарующий мир поэзии…

Пишу – значит люблю.

М. Пришвин.

«Мама, почитай мне книжку!» – часто просит меня об этом дочь. И это понятно, т.к. рассказы, сказки и стихи бывают серьёзные и весёлые, поучительные и развлекательные. Их герои то и дело попадают в драматические ситуации, встречаются с опасностями, преодолевают трудности и препятствия. Литературные произведения вызывают у каждого, кто их читает, будь то ребёнок или взрослый, самые добрые чувства. Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Необходимо прививать детям любовь к художественному слову, развивать словесное творчество детей, уважение к книге. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.

Известно, что дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Читательский кругозор дошкольника необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров: сказка, рассказ, стихотворение, басня, былина… Под словесным творчеством подразумевается деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в сознании устных сочинений – рассказов, сказок, стихов и т. д. В целом, развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие словотворчества, которое может проявляться у ребёнка в самых разнообразных жанрах – сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

Чтобы погрузить детей в волшебный, чарующий мир поэзии, необходимо воздействовать на душу ребёнка, на его чувства и эмоции, чтобы развивать способности не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать, чтобы ребёнок мог почувствовать гармонию звуков и красок, всего живого и неживого в природе. Воспитывать в детях сострадательность, учить любить не только себя, но и других людей, животных, птиц, чтобы в будущем он смог сказать словами поэта. В группе необходимо создать такую развивающую среду, такое творческое общение, при котором дети сами бы захотели слушать, запоминать, а впоследствии, писать свои стихи.

Чтобы сочинять стихи, нужно уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, умение подмечать краски, узоры, красоту и необычность окружающего мира. Поэтический слух – способность улавливать, выделять из поэтической речи необычное, умение выбирать выразительные слова и выражения. Развивать тонкий эстетический вкус, эмоции детей. Необходимо развивать выразительные интонационные средства голоса: способность использовать различный тон при чтении стихов разной эмоциональной окраски, умение моделировать высоту, тембр голоса, овладение мелодикой речи, главное, надо видеть и уметь рифмовать. И пусть маленькие «вдохновенные рифмоплеты» не станут великими поэтами (хотя, как знать!), но зато они будут получать огромное удовольствие от самого процесса творчества, от радости создания собственного стихотворения. А какими необычными и образными могут быть стихи, написанные ребенком! Не зря же Корней Чуковский говорил: «В начале жизни мы все – стихотворцы и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой».

Читая, мы с раннего детства открываем для ребенка красоту и мелодику родной речи, прививаем любовь к слову, учим понимать рифму и размер. Слушая музыку перед чтением стихотворения, во время чтения, после прочтения стихотворения, учимся сравнивать музыку и стихотворение по эмоциональной окраске. Рисуем стихотворение во время слушания стихов без установки на пересказ и темы рисования. Развиваем умение показывать мимикой, жестами, пантомимикой характер героя стихотворения, его действия. Выполнение творческих заданий оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словотворчества детей.

Приведу пример одного из занятий по ознакомлению детей с поэзией.

«Мы – поэты»

Цель: Продолжать знакомить детей с поэзией. Довести до сведения детей отличие прозаической речи от стихотворной. Воспитывать поэтические чувства, умение определять интонацию стихотворения. Познакомить детей с рифмой, развивать умение рифмовать слова, составлять несложные стихи, учить критически относиться к предложенным вариантам. Активизировать словарь детей, развивать фонематическое восприятие, поэтический слух. Поддерживать интерес к поэтической деятельности. Создать положительный эмоциональный климат в группе между детьми и между воспитателем и детьми.

  1. Звучит спокойная музыка.

– Ребята, я прочитаю вам два литературных произведения (рассказ «Настоящий друг – бабуля» и стихотворение «Про дружбу»). А вы внимательно послушайте и скажите, что их объединяет (эти произведения о дружбе).

– Ребята, а мы с вами дружные?

Психологический тренинг «Прикосновение» под спокойную музыку.

– А теперь скажите, чем эти произведения отличаются друг от друга? (рассказ и стихотворение).

– А как вы догадались, что это рассказ? Правильно, ребята. Рассказ написан прозой, т.е. разговорной речью.

А почему вы решили, что это стихотворение? Стихотворение написано поэтическим языком. Нестихотворный текст мы называем – проза, а стихотворный – стихотворение.

– Ребята, а как называют человека, который пишет рассказ? (писатель). А кто пишет стихи? (поэт). А как вы думаете, стихи писать легко? Каких поэтов вы знаете? А кто знает, чем отличаются стихи от прозы? Главное в стихотворной речи – ритм. Ритм создаётся благодаря рифмам, паузам и интонациям.

– Ребята, а кто знает, что такое рифма? (это слова, похожие по звучанию и они заканчиваются похожими звуками). Послушайте, пожалуйста, ещё раз стихотворение и найдите в нём рифму. (Читаю стихотворение «Про дружбу»). Рифмы: ветерок – цветок, с травою – с тобою и т.д. Молодцы!

– Ребята, стихи бывают какие? (весёлые, грустные, торжественные…), поэтому их читают с разной интонацией. Это стихотворение какое? (читаю стихотворение С.Есенина «Поёт зима, аукает»). Ответы детей.

А вот это? (стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок»). Весёлое. В этом стихотворении вы услышали рифму? Назовите её. (роста – просто, паука – бока, рассердился – повалился).

Знакомимся с жанрами литературы

 

2. Ребята, а вы хотите сами придумывать рифмы? Предлагаю отправиться в клуб «Рифмушечка – говорушечка». А отправимся мы туда с вами на поезде, я – локомотив, а вы – вагончики. Я называю слово, а вы на последний звук придумываете новое слово и цепляетесь друг за другом.  После того, как все вагончики в сборе, едем под песню «Поезд».

Вот мы и приехали. Ребята, зачем мы сюда приехали? (сочинять рифмы).

Задание № 1: ГОВОРИ – НЕ ТОРОПИСЬ И СМОТРИ – НЕ ОШИБИСЬ.

– Ча-ча-ча, мы были у врача.

– Жа-жа-жа, в лесу нашли ежа.

– От-от-от, мурлычет рыжий кот.

– Ра-ра-ра, на дворе у нас гора.

– Рю-рю-рю, как я много говорю.

Задание № 2: БУДЬ СМЕЛЕЕ, НЕ ЗЕВАЙ, БЫСТРО РИФМУ НАЗЫВАЙ.

Дидактическая игра «Поймай рифму», игра с мячом. Вы бросаете малышу мячик и называете слово, а он должен вернуть вам мячик и ответить рифмой: часы-усы, белка-тарелка и т.д. Можно перебрасываться мячиком и рифмовать одно слово, составляя цепочку: кошка – мошка – ложка – брошка – окрошка и т.д. И не беда, что получится не сразу. Немножко тренировки, и появятся замечательные и необычные рифмы:

зайка – стайка – шайка, подружки – хохотушки, ветка – клетка, клён – слон, песок – носок, цветочки – листочки, горка – норка, коза – глаза, корова – здорова, мишка – шишка, день – тень, идём – упадём, пчёлка – чёлка, детишки – шалунишки, булка – шкатулка.

Задание № 3: Работа с картинками: называем картинки, выставляем их на доску; затем находим рифму.

«Будь смелее, не зевай, быстро рифму называй»

«Мастерская книжек-малышек»

 

Задание № 4: Ребята, а из этих слов давайте попробуем составить небольшое, шутливое стихотворение. (Каждое стихотворение разрезано по отдельным словам в разных конвертах)

– Носит крошка- носорог

Хоть и маленький, но рог.

– До чего же сладко спать,

Когда в воздухе кровать.

Составляем стихи по мнемотаблице

 

Задание № 5: Ребята, а сейчас я буду произносить первую строку, а вы постарайтесь придумать вторую.

– На кормушку села птичка (желтогрудая синичка).

– Заяц плакал на опушке (у него замёрзли ушки).

–Выпал беленький снежок (и покрыл он весь лужок, дворок).

– Здравствуй лес, зимний лес (полный сказок и чудес, самый лучший в мире лес).

Задание № 6: Дидактическая игра «Буриме» (от франц. bout – конец, rime – рифма) – это веселая игра, стихотворная задача, где нужно писать стихотворения на заданные заранее рифмы. И это не просто развлечение, а полезное занятие, развивающее творчество, чувство юмора, расширяющее словарный запас. Рифмы для буриме должны быть неожиданными и немного странными. Главное требование к будущему стихотворению: здравый смысл и юмор. Вот что может получиться:

По тропинке мы идём

Ни за что не упадём

Над цветком летает пчёлка

Мне смотреть мешает чёлка.

В нашей группе ребятишки

Все такие шалунишки

На прогулку вышли дети

Нет дружней ребят на свете (группы нет дружней на свете).

– Ну, что, ребята, пора нам возвращаться в детский сад, садимся в поезд и едем в группу. Релаксация.

– Ребята, где мы сегодня побывали? Что мы там делали? Вам понравилось такое путешествие?

«Краски в руки мы возьмём – рисовать стихи начнём!»

 

Детям очень нравится быть поэтами и сочинять небольшие стихи по концовке. Каждая творческая работа – результат самовыражения в слове, который не может быть ровным и гладким. Большая часть из этих работ не лишена недостатков, но это, к счастью, не главное. Важно то, что сквозь все эти изъяны пробивается живое детское чувство, оригинальность мысли.

Мы с детьми проводим поэтические вечера, чтение стихов при свечах, посиделки с привлечением родителей, когда стихи читают не только дети, но и родители. В нашей группе оформлена библиотека с нашими работами: авторские книжки-малышки каждого ребёнка, общие альбомы в которых оформлены рассказы, сказки, стихи, загадки, придуманные детьми, оформление отдельных сказок, сочинённых вместе с родителями и старшими братьями и сёстрами.

«Книжки-малышки»

 Очень важно, чтобы ребенок понял: его речевое творчество во многом зависит от настроения, чувств, интонации, фантазии. И в заключение хочется отметить тот факт, что использование приемов работы по овладению навыков сочинительской деятельности не только способствуют развитию творческих способностей дошкольников, но и положительно влияют на качество развития и воспитания.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела