Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Профильное обучение: опыт и перспективы реализации»
Выпуск №41 Июнь 2012 | Статей в выпуске: 108


Олеся Петровна Перминова,

воспитатель МКДОУ № 457 Дзержинского района г. Новосибирска

Игра как средство воспитания дошкольников

Мы, педагоги дошкольного образования, прекрасно знаем, что ведущий видом деятельности дошкольника является игра. Именно в ней во взаимодействии с воспитателем формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.

Можно сказать, что игра – это работа детей, так как в ходе игры малыши всерьез заняты овладением новыми для них сенсорными и моторными навыками. Игра также расширяет познания ребенка о себе и о мире, дает ему ощущение господства над тем, что его окружает, затрагивает глубинные эмоциональные переживания.

Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития, но это происходит тогда, когда она при незаметном и профессиональном руководстве воспитателя включается в организуемый и управляемый им педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания, игра не переделывание ребенка, а проживание ситуации при помощи взрослого.

Руководствуясь требованиями «Программы воспитания в детском саду», я тщательно отбираю и планирую программное содержание, которое должно быть усвоено детьми в играх, четко определяю дидактические и игровые задачи, действия и правила, предполагаемый результат. Он как бы проектирует весь ход игры, не разрушая ее своеобразия и самодеятельного характера.

Включая игру в педагогический процесс, я учу детей играть, создавать, по словам А. С. Макаренко, «хорошую игру». Для такой игры, на мой взгляд, характерны следующие качества: воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правильность отражаемых представлений; целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий; подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих; целенаправленное использование игрушек и игровых материалов; доброжелательность отношений и радостный настрой детей.

В процессе игры я считаю необходимым воздействовать на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использую ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания, очень часто уточняю и углубляю знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенку нужно свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость в их пополнении. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей на которые мне необходимо ответить, внимательно прислушиваюсь к их разговорам во время игры, помогаю играющим найти взаимопонимание, договоренность.

Получается, что игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под моим руководством овладевают новыми знаниями.

В процессе игры происходит воздействие на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. Становясь участником игры, дети сталкиваются с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняться правилам, которые устанавливаются в игре.

Качество дошкольного воспитания в значительной мере зависит как от правильно составленной системы развивающих задач, так и от адекватной стратегии общения, взаимодействия взрослого с детьми. Развертывая общение с детьми, я считаю, что необходимо учитывать и их возрастные особенности, и индивидуальные склонности и интересы, и специфику того вида деятельности, в котором взрослый взаимодействует с детьми.

Именно в игре устанавливаются с ребенком личностные контакты. Это путь к личностно-ориентированному взаимодействию с ребенком. Это педагогический профессионализм.

Детская игра включает в себя два основных вида: сюжетную игру и игру с правилами. Специфика сюжетной игры заключена в условном, замещающем характере действий. Такие игры позволяют ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события.

Игры с правилами существенно отличаются от сюжетной. Это достаточно жесткая деятельность – где определены обязательные для участников правила (игры подвижные, дидактические).

Дополняя друг друга, оба вида игры оказываются весьма эффективным развивающим средством, которое трудно заменить другими формами активности. Эмоциональный комфорт ребенка зависит не только от его взаимоотношений с близкими взрослыми, но и от взаимоотношений со сверстниками.

Положительное отношение сверстников, их благоприятные оценки во многом определяются тем, насколько свободно ребенок вступает в контакты, умеет ли развернуть интересную совместную игру. Сначала воспитатель, развертывая игру с ребенком, поясняет все игровые действия, объясняет правила и стимулирует к этому ребенка. Среди педагогов-практиков бытует представление о том, что маленькие дети не могут играть вместе. Разумеется, в младшем возрасте взаимодействие дошкольников еще очень кратковременно и должно поддерживаться взрослыми. Вместе с тем, пояснять друг другу игровые замыслы, согласовывать друг с другом – задача сложная даже для старших дошкольников. Поэтому надо отчетливо понимать, что совместная самостоятельная игра детей может развернуться только в небольших микрогруппах (3-4 человека), с помощью взрослых создаются в помещении игровые пространства, где дети могут играть, не мешая друг другу.

Может ли воспитатель так выстроить занятия, чтоб его дети смогли продолжить в самостоятельной игровой деятельности?

К тому же имея дело с большой группой детей (фронтальные занятия, которые до сих пор практикуются в ДОУ), педагогу неизбежно приходится сталкиваться с ситуациями, когда необходимо упорядочить поведение детей, снять их излишнее возбуждение, а порой напряжение и усталость. А оно (возбуждение) неизбежно при неправильной организации деятельности детей в течение дня.

Тогда на помощь необходимы рекомендации педагогам ДОУ по организации игровой деятельности:

– создание гибкого режима дня с учетом здоровья детей, их интересов, творческих запросов, индивидуальных особенностей развития;

– переориентирование педагогов ДОУ с репродуктивных методов взаимодействия с детьми в игре, на продуктивные;

– создание условий развивающей среды (по интересам детей);

– понимание педагогического взаимодействия взрослого и ребенка в игре как одного из самых лучших профессиональных качеств воспитателя;

– использование игровых приемов в процессе обучения;

– признание в ДОУ приоритетной самостоятельной игровой деятельности, направленной на творческую, созидательную, познавательную активность дошкольника.

Игра возникает в результате определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослые способствуют распространению детской игры с помощью сообщения детям новой информации, специально созданных условий (игрушек, игровых пространств, где ребенок может играть, игровой техники и т.д.), которые передаются из поколения в поколение, превращая игру в часть культуры общества. В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от впечатлений, складывающейся системы ценностей.

Игровая деятельность, как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Н.Е. Михайленко, не изобретается ребенком и задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомить с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа, выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться игровым правилам и т.п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает его развивающий эффект.

Таким образом, игра является средством всестороннего воспитания и развития детей.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела