Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Профильное обучение: опыт и перспективы реализации»
Выпуск №41 Июнь 2012 | Статей в выпуске: 108


Алла Алексеевна Горшкова,
заместитель заведующей по ВМР МБДОУ «Детский сад № 132» Куйбышевского района г. Новокузнецка

Организация адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное учреждение

Если бы мне дали выбирать:

населить землю такими святыми,

каких я только могу вообразить себе,

но чтобы тогда не было детей,

или такими людьми, как теперь,

но с детьми, – я бы выбрал последнее.

Л.Н. Толстой

 

Анализ массовой педагогической практики показал, что основной причиной эмоционального стресса родителей и детей раннего возраста является период адаптации (Д.Б.Эльконин).

Совместная подготовка ребенка к посещению детского сада – залог успешной адаптации. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, который приводит или к позитивным, или к негативным результатам. Позитивный результат – адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики; негативный – стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возрастов ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Малышам присущи повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Возраст ребенка с 1 до 2-2,5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

Общая задача педагогов и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

ВЫВОД. Организованная деятельность по адаптации детей в раннем возрасте должна представлять собой целостную модель, включающую всех участников этого процесса: и педагогов, и родителей, и детей. Построение целостной модели адаптационного периода обуславливает успешность вхождения ребенка в детский сад.

Цель построения модели: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи.

Задачи:

– помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению;

– использовать новые организационные способы привлечения родителей неорганизованных детей к сотрудничеству с детским садом;

– обучить воспитателей методам взаимодействия с родителями и проведения групповых занятий в адаптационный период;

– познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с коллективом, с оснащением и оборудованием детского сада;

– оказывать консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду.

Сроки реализации: поэтапно.

1 этап – это прогноз адаптации.

2 этап – взаимодействие педагога-психолога с воспитателями групп раннего возраста в виде лекций-консультаций.

3 этап – дети вместе с родителями посещают семейную адаптационную группу кратковременного пребывания.

4 этап – малыши переходят в группу с обычным режимом  в соответствии с разработанными нами алгоритмами постепенного вхождения в детский сад.

5 этап – проведение занятий по адаптации с детским коллективом.

Тематический план

Название раздела, темы

Сроки

 

 

Раздел I. Прогноз адаптации

 

март

1.1.

 

Прямой контакт с ребенком (задания)

апрель

1.2.

 

Анкетирование родителей

 

 

 

Раздел II. Работа с педагогами

 

апрель

 

2.1

«Что такое адаптация?»

 

2.2

«Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет»

 

2.3

«Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?»

 

2.4

«Здравствуйте, я пришел!»

 

 

Раздел III. Встреча воспитателей с родителями и малышом

май

3.1

«В детский сад с мамой»

июнь

3.2

«Режим дня детей раннего возраста. Питание»

 

3.3

«Какие игрушки нужны вашим детям?»

 

3.4

«В гостях у зайчихи Ляли»

 

3.5

«Кот и мышата»

 

3.6

«Прогулка в лес»

 

3.7

«Курочка и цыплята»

 

3.8

«Солнышко»

 

 

Раздел IV Алгоритм вхождения ребенка в детский сад (7 шагов)

июль

 

Раздел V Занятия по адаптации с детским коллективом

 

5.1

«Божья коровка»

сентябрь

5.2

«Листопад»

 

5.3

«Зайка»

октябрь

5.4

«Мишка»

 

5.5

«Котята»

ноябрь

Рекомендации по использованию

1. Воспитывающие взрослые, психолог, воспитатели, родители, должны являться непосредственными активными участниками – заряжать детей своими положительными эмоциями, вызывать желание принять участие в игре, задавать образцы выполнения действий.

2. Не стоит настаивать на активном участии всех детей. Нормально, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за происходящим в группе.

3. Наполняемость адаптационной группы не должна превышать 10-12 детей и одного родителя каждого ребенка (желательно мама).

4. Нежелательно прерывать и пропускать без уважительных причин ни одного из этапов модели организации адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

 

Список литературы

  1. Глебова В.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2005.
  2. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. – М.: Айрис-Пресс, 2005.
  3. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа: психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2011.
  4. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2004.
  5. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела