Если бы мне дали выбирать:
населить землю такими святыми,
каких я только могу вообразить себе,
но чтобы тогда не было детей,
или такими людьми, как теперь,
но с детьми, – я бы выбрал последнее.
Л.Н. Толстой
Анализ массовой педагогической практики показал, что основной причиной эмоционального стресса родителей и детей раннего возраста является период адаптации (Д.Б.Эльконин).
Совместная подготовка ребенка к посещению детского сада – залог успешной адаптации. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, который приводит или к позитивным, или к негативным результатам. Позитивный результат – адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики; негативный – стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возрастов ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Малышам присущи повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Возраст ребенка с 1 до 2-2,5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.
Общая задача педагогов и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
ВЫВОД. Организованная деятельность по адаптации детей в раннем возрасте должна представлять собой целостную модель, включающую всех участников этого процесса: и педагогов, и родителей, и детей. Построение целостной модели адаптационного периода обуславливает успешность вхождения ребенка в детский сад.
Цель построения модели: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи.
Задачи:
– помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению;
– использовать новые организационные способы привлечения родителей неорганизованных детей к сотрудничеству с детским садом;
– обучить воспитателей методам взаимодействия с родителями и проведения групповых занятий в адаптационный период;
– познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с коллективом, с оснащением и оборудованием детского сада;
– оказывать консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду.
Сроки реализации: поэтапно.
1 этап – это прогноз адаптации.
2 этап – взаимодействие педагога-психолога с воспитателями групп раннего возраста в виде лекций-консультаций.
3 этап – дети вместе с родителями посещают семейную адаптационную группу кратковременного пребывания.
4 этап – малыши переходят в группу с обычным режимом в соответствии с разработанными нами алгоритмами постепенного вхождения в детский сад.
5 этап – проведение занятий по адаптации с детским коллективом.
Тематический план
№ | Название раздела, темы | Сроки |
| Раздел I. Прогноз адаптации | март |
1.1. | Прямой контакт с ребенком (задания) | апрель |
1.2. | Анкетирование родителей | |
| Раздел II. Работа с педагогами | апрель |
2.1 | «Что такое адаптация?» | |
2.2 | «Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет» | |
2.3 | «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?» | |
2.4 | «Здравствуйте, я пришел!» | |
| Раздел III. Встреча воспитателей с родителями и малышом | май |
3.1 | «В детский сад с мамой» | июнь |
3.2 | «Режим дня детей раннего возраста. Питание» | |
3.3 | «Какие игрушки нужны вашим детям?» | |
3.4 | «В гостях у зайчихи Ляли» | |
3.5 | «Кот и мышата» | |
3.6 | «Прогулка в лес» | |
3.7 | «Курочка и цыплята» | |
3.8 | «Солнышко» | |
| Раздел IV Алгоритм вхождения ребенка в детский сад (7 шагов) | июль |
| Раздел V Занятия по адаптации с детским коллективом | |
5.1 | «Божья коровка» | сентябрь |
5.2 | «Листопад» | |
5.3 | «Зайка» | октябрь |
5.4 | «Мишка» | |
5.5 | «Котята» | ноябрь |
Рекомендации по использованию
1. Воспитывающие взрослые, психолог, воспитатели, родители, должны являться непосредственными активными участниками – заряжать детей своими положительными эмоциями, вызывать желание принять участие в игре, задавать образцы выполнения действий.
2. Не стоит настаивать на активном участии всех детей. Нормально, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за происходящим в группе.
3. Наполняемость адаптационной группы не должна превышать 10-12 детей и одного родителя каждого ребенка (желательно мама).
4. Нежелательно прерывать и пропускать без уважительных причин ни одного из этапов модели организации адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.
Список литературы
- Глебова В.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2005.
- Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. – М.: Айрис-Пресс, 2005.
- Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа: психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2004.
- Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.