Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Профильное обучение: опыт и перспективы реализации»
Выпуск №41 Июнь 2012 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(5) Юлий Григорьевич Шихваргер,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии НГПУ

Тема ХОЛОКОСТА в школьных музеях города Новосибирска

Введение в ЕГЭ вопросов по холокосту – значительный вклад в объективную оценку результатов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. для России и всего мира.

Воспитание толерантности в школе, семье не простая проблема, а отношение к холокосту это отношение к антисемитизму, причина которого уходит в века.

В связи с государственными стандартами второго поколения дополнительное образование должно совместно со школой решать образовательные вопросы.

Школьный музей предоставляет ученику и учителю практическую деятельность по исследованию, поисковой работе, разработке проектов. Руководитель школьного музея имеет возможность работать индивидуально, с малыми группами и организовывать массовые мероприятия. Все это может дополнить работу предметника по вопросам холокоста.

Вместо эпиграфа

 

«Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист. Потом они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ. Потом они пришли за профсоюзными деятелями, я молчал, я же не член профсоюза. Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей.

А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог протестовать». Мартин Фридрих Густав Эмиль Нимёллер, протестантский богослов, пастор протестантской евангелической церкви, один из самых известных в Германии противников нацизма, президент Всемирного Совета церквей, Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1967).

Преднамеренное и планомерное истребление евреев фашистами в Германии задача, которая стояла у фашистов на первом месте. Очень важно дать ответ почему?

Ответ на этот вопрос уходит в древность, в эпоху выделения православной, а потом мусульманской религии из иудаизма. Инакомыслие преследовалось. История человечества насчитывает много войн на религиозной основе. Утверждение того, что новая религия лучше – это самоутверждение религии. Религиозные иерархи до настоящего времени скрывают происхождение религий из иудаизма. Образ инакомыслящего врага – сознательная религиозная политика, позволяющая на этой основе утверждать свою власть над душами простых верующих.  

А если учесть экономическое состояние Германии в 1933 г. и пропаганду фашистов, что все места рабочие заняли евреи и во всех других грехах виноваты они же, то понятна та ненависть, которую воспитали фашистские пропагандисты и следствие результаты холокоста.

«Тема холокоста после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. замалчивалась и остается как белые пятна войны. Лишь в одной из четырех нот о зверствах захватчиков на советской территории народного комиссара иностранных дел В.М. Молотова (от 6 января 1942 г.) специально говорится о жертвах Холокоста. Целый абзац в ней посвящен трагедии Бабьего Яра и гибели 52 тысяч евреев Киева.

Нo эта самая массовая на тот период времени расправа с мирным населением занимает весьма скромное место при перечислении преступлений оккупантов.

«На наш взгляд, не личный антисемитизм Сталина и отдельных людей из кремлевского руководства определял политику властей по отношению к Холокосту. Его замалчивание и неприятие действенных мер по спасению евреев были лишь частным проявлением изменения национальной политики, ростом великодержавного шовинизма, который в условиях войны был замаскирован как «русский патриотизм», полным пренебрежением к ценности человеческих жизней при решении стратегических задач военного времени».

Очень важно для себя и для обучающихся объяснить резкое изменение понятия «патриотизм». В России после 1990 г. для этого можно выделить три временных периода: до войны, во время войны и после войны.

 

Период

Состояние патриотической работы

До войны

Построение социализма, электрификация, индустриализация. Успешное воспевание поэтами, писателями, композиторами революции, экономических успехов. Школа с пионерскими и комсомольскими организациями. Все это объединяло народ и были воспитаны патриоты: советское – самое лучшее.

Во время войны

Имея такую патриотическую базу во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г. народ под лозунгами «За Родину, за Сталина» поднялся против фашистской заразы. Несмотря на огромные потери и лишения победил. Это время проверки патриотизма советского народа. Победа над фашизмом – доказательство высокого патриотизма.

После войны

Победители – носители советского патриотизма. Время восстановления страны из руин. Подрастающее поколение жило среди патриотически настроенных отцов и матерей. Этот период длился до 1990 г. Постепенно уходят участники войны. Их внуки и правнуки живут в стране с новым экономическим укладом. Утеряны патриотические символы, изжиты институты (партия, пионерия, комсомол), формирующие патриотические начала. Любовь к Родине заменена любовью к деньгам. Фальсифицируется итоги Победы советского народа, в том числе и такие явления фашизма как холокост.

 

Противоречия, которые надо преодолевать:

 

Противоречия

Решение противоречий

Ожидаемые результаты понимания холокоста и реальная практика воспитательной работы.  

Система учебной и воспитательной работы по холокосту не соответствует потребностям. Выполнению получения результатов.

Возрастающий интерес к решению воспитательных проблем по холокосту и методическими разработками.

Издание методических пособий по холокосту.

Противопоставление иудаизма другим религиям и возникновение на этой почве национализма.

В религиоведческих разделах смелее вводить и пропагандировать все то, что объединяет религии.

Четкое представление о результатах воспитательного процесс и необходимость в объективной оценке.

Потребность в новых подходах к оцениванию результатов образовательного процесса.

 

Школьный музей – живой организм, а не только хранилище экспонатов. Школьный музей позволяет предоставить возможность и ученику, и учителю заниматься исследовательской и поисковой работой.

Фомы работы:

– встречи, беседы;

– выпуск книг;

– создание фильмов, фиксация бесед с участниками войны и холокоста;

– массовые городские мероприятия: День Победы, Международный день узника и др.

Результат работы: в школе № 192, где в системе проводится эта работа, ребята знают, что холокост это не клей для обоев, а систематическое уничтожение евреев.

Эта модель образовательного процесса универсальна и применима для изучения модуля по теме холокоста и в школе.

1. Руководитель школьного музея, ставя перед собой задачу воспитания толерантности, предусматривает определенное количество часов и разрабатывает программу по воспитанию толерантности и в том числе предусматривает изучение темы холокоста, дополняя ее изучение в школе практическими умениями (исследования, поисковая работа, подготовка проектов и др.).

2. Центральное место этой программы – постановка цели. Глобальная цель: патриотическое воспитание, конкретная – воспитание толерантности, и в рамках этой конкретной цели изучение темы холокоста. Это одна из главных составляющих фашистской идеологии, не потерявшей значения и в наше время.

3. Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

– создание педагогической базы для работы с обучающимися (лекции, фильмы, фотографии и др.).

– подготовка учителя. Эта подготовка включает и теоретическую часть, а самое главное подготовить убежденного преподавателя, т. к. холокост – это оселок, на котором проверяется антисемитизм.

– профилактика возможных негативных проявлений.

4. Разрабатывая программу по холокосту, необходимо иметь в виду ожидания субъектов образовательного процесса:

– школьные музеи: практика исследовательской работы, поисковая работа, подготовка проектов по теме;

– школа: расширение знаний по теме холокоста и практическая работа обучающихся;

– родители: практика толерантного поведения своих детей;

– учителя: овладение знаниями по теме для выполнения требований государственных стандартов.

5. Направления изучения раздела по холокосту:

– применение образовательного ресурса разных предметов по теме холокоста (история, литература, музыка, в целом искусство);

– обучение толерантности на практике взаимоотношений в группе и разных ситуациях (поход, отдых и др.);

– использовать современные информационные технологии (Интернет), фильмы, музыкальные записи, встречи с живыми участниками войны, холокоста.

6. Любая цель и задача предполагает результаты.

Педагогические результаты – это наблюдение продолжительное время, применение специальных методик для анализа, в конечном счете, это воспитание толерантного поведения, т. е. достижение положительных ожиданий.

Школьный музей пополняется экспонатами, разработанными проектами, поисковыми материалами.

Один из принципов работы с подрастающим поколением по холокосту – это рассмотрение этого явления на примере одного человека, одной семьи. Стивен Спилберг в своем фильме о Бабьем Яре успешно это делает. Пока живы последние свидетели этой трагедии, бывшие малолетние узники фашизма, их нужно использовать для встреч и бесед. Необходимо учитывать психологию бывшего малолетнего узника фашизма и его возраста, т. к., когда они вспоминают прошлое, они о нем могут говорить часами, переживая трагедию. Почему желательно рассматривая явление холокоста не ограничиваться общей проблемой и цифрами погибших. Наше поколение воспитано на боевиках, где десятками гибнут люди. И ребята адаптировались к массовым расстрелам и гибели.

Особое место в этой трагедии занимают малолетние узники фашистских концлагерей. Из 6 млн. замученных евреев было уничтожено 1 млн. детей.

Город Новосибирск имеет опыт патриотического воспитания средствами музеев, в том числе и работы с последними свидетелями холокоста. Новосибирский Союз бывших малолетних узников фашистских концлагерей (НСБМУ) создан 23 апреля 1994 г. Юридический статус городской общественной организации получил 21 ноября 1997 г.

НСБМУ насчитывает 310 человек. Это жители нашего города и области старше 60 лет, испытавшие в детстве муки и страдания фашистской неволи, потерю родных и близких. Нелегкие послевоенные годы не сломили их волю, и все они достойно отдали силы на благо нашей Родины.

Основной целью Союза является военно-патриотическая работа с молодежью. В школе № 192 Кировского района создан и работает музей им. Н. Симакова, нашего земляка, руководителя русского подполья в концлагере Бухенвальд. По нашей инициативе на доме, где он жил, установлена мемориальная доска, его могила обустроена, 6 мая 2002 г. на территории школы был открыт памятник жертвам фашистским репрессий – бывшим узникам фашизма.

Эта общественная организация объединяет людей, чье детство прошло за колючей проволокой фашистских концлагерей, на чью долю выпали суровые жизненные испытания. Несмотря на это, они сохранили силы, энтузиазм и желание рассказать подрастающему поколению о той трагедии и опасности, которую несет с собой фашизм, стремление пробудить в детских душах чувство добра, сострадания и человечности.

В течение 5 лет, с 1997 года, НСМБУ тесно сотрудничает со школой № 192 Кировского района. При их непосредственном содействии и участии в школе создан уникальный, единственный за Уралом музей, посвященный малолетним жертвам фашизма. За годы работы в музее собраны материалы о фашистских концлагерях и гетто на территории Европы и нашей страны, воспоминания бывших малолетних узников, реликвии, сохранившиеся у бывших малолетних узников и переданные в дар музею.

Материалы, экспозиции музея имеют огромную историческую ценность, играют важную роль в воспитании подрастающего поколения. В школе действует Совет музея, состоящий из членов НСБМУ, педагогов, учащихся школы. Ведется большая поисковая, экскурсионная работа, пополняются музейные фонды. Учащиеся старших классов на материалах музея и воспоминаниях бывших узников делают исследовательские работы, рефераты, которые находят достойную оценку на школьных, районных и городских научно-практических конференциях. Ведется переписка с бывшими узниками и борцами сопротивления, проживающими в разных регионах нашей страны.

Особое внимание в деятельности музея уделяется истории движения Сопротивления в концлагере «Бухенвальд», работе русского подпольного центра, который возглавил наш земляк - Николай Семенович Симаков, чье имя носит музей. Учащиеся собрали уникальный материал о подготовке знаменитого восстания 11 апреля 1945 года, наших земляках, участниках сопротивления в «Бухенвальде», о Н.С. Симакове. Огромную помощь и поддержку во всех делах и проектах музея оказывают члены НСБМУ. Вся работа ведется на средства учителей школы, энтузиастов и активистов НСБМУ.

Регулярно проводятся встречи учащихся школы с бывшими малолетними узниками на классных часах, Уроках Мужества. Для учеников нашей школы это прикосновение к страшным страницам живой истории, уроки стойкости, человечности. Традиционными в школе стали День Памяти Н.С.Симакова, День узника, Вахта Памяти 9 мая.

По инициативе членов НСБМУ на территории школы создается Аллея Памяти малолетних жертв фашизма, открыт памятник бывшим малолетним узникам.

Учитывая огромное значение деятельности НСБМУ в деле воспитания подрастающего поколения, просим оказать всяческое содействие проекту, представленному НСБМУ.

Деятельностью организации руководит Совет, состоящий их 14 человек. Председатель Совета Волк Самуил Рафаилович. Заместители: Будасов А.Г., узник концлагеря Бухенвальд, Шихваргер Г.А.., узник гетто, секретарь Карлова Л П., узница концлагеря Дахау. Остальные члены Совета представлены от каждого района города.

Волк С.Р. – участник ВОВ 1941-1945 гг., полковник в отставке. До 1986 г. служил в армии на разных должностях и за добросовестное выполнение воинского долга награжден 13 правительственными наградами, Почетными грамотами и благодарностями командования. Самуил Рафаилович, бывший малолетний узник Минского гетто, воспитанник партизанского отряда, сын полка войсковой части № 15222 второго Белорусского фронта. В 1997 г. избран председателем общественного объединения.

Малолетние узники не герои. А последние свидетели трагедии Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Небольшая часть малолетних узников, как Волк С.Р., принимали посильное участие в войне после освобождения из концлагерей, гетто. Но мы чтим нашего Новосибирского героя Николая Симакова, который был узником Бухенвальда и принимал участие как член комитета международного подполья в самоосвобождении.

НСБМУ работая в школе № 192, накопил определенный опыт. В школе знают, что такое холокост. Этот опыт показывает, что позитивные ожидания от воспитательной работы по холокосту оправдываются.

Приложение

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 504)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела