Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Профильное обучение: опыт и перспективы реализации»
Выпуск №41 Июнь 2012 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(2) Ольга Станиславовна Чабанова,
руководитель музея МКДОУ детского сада № 11 Первомайского района г. Новосибирска

Деятельность музея в образовательном процессе детского сада

Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. В постоянном беге человек забывает заповеди, данные ему свыше. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлеченными понятиями, а слово «предки» стало употребляться в уничижительном смысле. Зачастую люди  перестали задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего. А будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви к своим родным, дому и Родине.  В этом заключается одна из главных миссий педагогов и родителей.

 

Музей как хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры. В апреле 1996 г. было принято решение создать на базе ДОУ музей. Принятию этого решения способствовала многолетняя (начиная с 1984 г.) активная работа педагогического коллектива по русскому фольклору. Основатель музея Доронина Татьяна Васильевна. Паспортизацию музей прошел 2 сентября 2009 г.

 

Все активно включились в работу по сбору экспонатов. Пополнили музей из личных коллекций вещами старины воспитатели Полунова Е.А., Доронина Т.В., Кузина Е.Н., родители и жители Первомайского района.

 

 

Статус музея – этнографический. Назначение музея: комплектование музейных фондов, хранение, изучение, реставрация и популяризация памятников материальной и духовной культуры, предметов искусства; проведение культурно-просветительской, экспозиционно-выставочной, экскурсионной работы, проведение массовых мероприятий, организация публикаций в местных СМИ, хранение культурного наследия.

Музей дошкольного учреждения самостоятелен в осуществлении своей творческой, экономической деятельности.

Главной задачей при организации работы в музее, мы считаем – построение диалогического взаимодействия между участниками образовательно-воспитательного процесса в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности

Наш музей – это «лаборатория», «театр», «игровое пространство».

Тематическая структура музея включает в себя четыре основные экспозиции:

  1. Красный угол.
  2. Бабий кут.
  3. Хозяйский кут.
  4. Русская печь.

 

Основной фонд музея на сегодняшний день состоит из 48 экспонатов. К ним относятся подлинные предметы быта (сундук, люлька и т. д.), предметы кухонной утвари и др., различные подлинные старинные вещи (швейная машинка, настенные часы «Павла Буре», гармонь и т.д.), оборудование и инструменты для рукоделия (прялка, веретено), одежда и рукоделия (самотканая скатерть 19 века, рушники украшенные вышивкой).

Немаловажное значение имеет и вспомогательный фонд, включающий в себя книги, фотоматериалы, видео- и аудиозаписи, различные пособия, схемы, макеты, репродукции,      кукол в народных костюмах, обрядовых и обереговых кукол, обереги. А также костюмы и оборудование для обрядовых календарных праздников для взрослых и детей.

Вспомогательный фонд состоит из 55 экспонатов и постоянно пополняется.

В детском саду разработан и реализуется проект «Музейная педагогика как средство воспитания духовно-нравственных качеств личности ребенка».

Музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка.

Сегодня задачи формирования духовной культуры человека, его познавательных потребностей становятся не менее важными, чем задачи образовательные, потому что при успешном решении первых, эффективно реализуются вторые условия.

Значительную роль в этом процессе играет  музей. Ведь с точки зрения музейной педагогики «подлинная встреча» с культурными наследиями помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности, сформировать суждения и оценки.

В реализации проекта принимают участие творческие группы ДОУ, в основе взаимодействия которых лежит принцип  тесной интеграции, что не только соответствует ФГТ, но и повы шает эффективность работы.

       Познавательная и практическая деятельность в музее  организована с помощью разных форм работы. Вот некоторые из них…

Мастер-классы для детей. Они способствуют развитию мелкой моторики у детей и обогащают трудовой опыт. Мастер-классы для педагогов – это консультации-практикумы. Необходимы мастер-классы и для родителей. Родители на мастер-классах не только получают  дополнительные знания и навыки, но и  массу положительных эмоций.

 

Устный журнал как форма заочного общения с родителями и педагогами, разнообразием и простотой подачи материала способен удовлетворить самых любознательных  читателей.

Выставки являются неотъемлемой частью работы музея. Благодаря этой форме работы дети и взрослые могут заглянуть в прошлое вещей, игрушек и даже в детство своих родителей, бабушек и дедушек и окунуться в мир русских народных сказок, с неповторимым колоритом его героев.

Родители всегда являются активными участниками, помощниками и посредниками между педагогами и детьми. Донося, сохраняя, воспитывая и поддерживая совместные начинания и  многолетние традиции между семьей и ДОУ.

 

Особое место в воспитании любви к малой Родине принадлежит экскурсиям.

Экскурсии с использованием возможностей микро- и макросоциума обогащают и расширяют кругозор детей.

Войди в природу другом! Так можно назвать традиционные осенние экскурсии в лес, цель которых не только оздоровительный поход, но и знакомство с жизнью Инского железнодорожного узла, а так же расширение знаний о природе, природных явлениях, воспитание понимания всего живого и желание сохранить его.

Мы активно сотрудничаем с Музеем истории Первомайского района и библиотекой им. К.И. Чуковского. Посещая предложенные ими мероприятия, выставки, дети получают знания о нашем районе и городе, обогащаются знаниями о труде людей, их жизни. Постигая новое, дети начинают активно общаться между собой и с взрослыми. Активно наш детский сад сотрудничает со школой № 140, организуем взаимопосещение музеев. Педагоги ДОУ в совместной деятельности с детьми активно используют такую форму работы, когда дети сами могут побыть в роли экскурсоводов.

Благодаря реализации мини-проекта «Моя родословная» в семье складывается особая эмоционально-нравственная атмосфера, возникает потребность в духовном общении, а общие интересы и умения способствуют созданию семейных родословных.

Мама – самое дорогое слово. Стало доброй традицией проводить «День матери» в нашем детском саду и дарить мамам различные поздравления. Есть в этом празднике что-то особенное, отличающее этот день от традиционного весеннего праздника.

Папы тоже не остаются без внимания.

Именно встречи с ветеранами в рамках патриотического воспитания как нельзя лучше, глубже, полнее помогают донести до детей тяготы военных лет, способствуют развитию неж ных и бережных чувств к ветеранам ВОВ и просто пожилым людям, воспитывают дань уважения к тем, кто ценой своей жизни отстоял для нас мир.

А недавно наш музей пополнился новым экспонатом – это динамический радиоприемник «Балтика». Подарила его нам Карасева Татьяна. Уникальность экспоната в том, что куплен он в 1937 г. По нему услышали известие о начале ВОВ. Долгих четыре года слушали вести с фронтов. И радостное известие о Победе над фашисткой Германией. Он и сейчас находится в рабочем состоянии.

Для организации планомерной, систематической работы музея ДОУ составлено расписание посещений и  специально организованной деятельности.

Мини-проект «Чудесные предметы» включает в себя комплекс мероприятий по ознакомлению детей  старшего дошкольного возраста с предметами русского быта.

В помощь реализации  проекта «Чудесные предметы» оформлены дополнительные пособия.

При проведении календарно-обрядовых праздников дети получаю т знания о культуре русского народа, песенном и танцевальном творчестве, о народных музыкальных инструментах.

Одним из лучших средств также является игровая деятельность.

Народные игры – своеобразная школа для детей. В них удовлетворяется жажда действия, содержится пища для работы ума и воображения, воспитываются умения преодолевать неудачи, переживать неуспех, посто ять за себя и за справедливость.

Русские народные игры еще несут в себе все разнообразие жизни нашего народа и богатейший опыт жизненных и нравственных отношений. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представления о повседневной жизни наших предков. А игры на свежем воздухе еще и способствуют укреплению здоровья детей.

<

По итогам анкетирования, опросов можно сделать вывод, что поставленные задачи успешно реализуются среди всех категорий участников проекта, о чем говорят цифры.

Так мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников в сравнении возрастов и времени работы по данному направлению показывает, что уровень знаний детей к концу второго года вырастает, но и есть вопросы, над которыми надо углубленно работать. И искать новые формы для доступного изложения и закрепления познаваемого материала.

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов. Национальные отличия должны сохраняться во все времена, а для этого необходимо не только передавать знания, но и заниматься воспитанием души. Мы делаем для этого все возможное…

 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела