Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Профильное обучение: опыт и перспективы реализации»
Выпуск №41 Июнь 2012 | Статей в выпуске: 108


Татьяна Васильевна Кильдишова,
учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБВ(С)ОУ О(С)ОШ № 10 Ленинского района г. Новосибирска

Мораль и нравственность – основной принцип в становлении личности

(классный час для учащихся 11 классов)

 

В вечерней (сменной) общеобразовательной школе № 10 обучаются школьники, имеющие низкий уровень учебных возможностей. Доминируют подростки до 18 лет. Несформированность учебных навыков, низкий уровень общеучебных умений и отсутствие мотивации к учёбе – всё это характерно для учащихся.

Важно, чтобы каждый подросток был вовлечён в познавательный процесс. Урочная и внеурочная работа обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка.

Поэтому системный характер носит проведение классных часов в 11 классе «А», где я являюсь классным руководителем.

Они способствуют формированию у учащихся гражданской ответственности, становлению нравственных качеств, содействуют развитию и проявлению творческого мышления, развивают чувства коллективизма.

Я считаю, что мораль и нравственность – основной принцип в становлении личности.

Подготовительная работа для проведения классного часа:

  • Подготовить литературу, необходимую для проведения классного часа.
  • Продумать оформление доски: высказывания Сухомлинского В.А.
  • Подготовить учащихся для выступления.

«Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим собой. Истинная человеческая сущность выражается в нем тогда, когда его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть». В.А. Сухомлинский 

«Чувство вины - благородное чувство воспитанного человека. Не переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда». В.А. Сухомлинский

Давайте с вами вспомним строчки С.Я. Маршака:

Крошка сын к отцу пришел,

И спросила кроха:

Что такое хорошо?

А что такое плохо?

У меня секретов нет,

Слушайте детишки,

Папы этого ответ

Помещаю в книжке.

Продолжение чтения стихотворения по строчкам.

Мы заслушали с вами детское стихотворение, в котором очень много смысла не только для детей, но и для взрослых.

В чем смысл этого стихотворения? Давайте подойдем с вами к ответам с позиции взрослого человека.

Заслушать выступления учащихся.

Сейчас мы с вами побывали в детстве. Давайте вместе перекинем мостик во взрослую жизнь, в современный мир и в современное общество.

Как мы можем их охарактеризовать?

1-й учащийся. Каковы ценности, таковы и общество, и личность. Не случайно, что проблема ценностей всегда выступает на первое место в переходные периоды общественного развития. Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией личности. Все это находит свое выражение в процессе переоценке ценностей. При этом следует иметь в виду, что за отрицанием старых ценностей скрывается отрицание старых форм жизни общества и личности.

2-й учащийся. Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности.

3-й учащийся. К высшим ценностям в сегодняшнем мире мы можем отнести такие как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина.

Учитель. В чем смысл жизни? Кто ответит? В любви, желаниях иль в детях? В том, что живем, иль существуем на этой планете? Сегодня мы вместе с вами постараемся ответить на все наши вопросы. В первую очередь мы определим достоинства и недостатки, которые присутствуют в человеке.

В природе невозможно встретить двух совершенно одинаковых людей. Даже близнецы имеют различия и во внешности, и в характере, и в поведении. А попытки создать такое общество были.

Один художник в начале перестройки нарисовал такой плакат: человек в военном френче с усами и трубкой в зубах стреляет из пулемета. А в патронной ленте вместо патронов – люди во френчах с одинаковыми причесанными и улыбающимися головами вместо пуль.

Как вы понимаете идею плаката?

Как прекрасна жизнь, расцвеченная многими красками! Как хорошо, что все люди разные! Как замечательно, что все люди думают неодинаково! Тогда хорошие люди сразу становятся заметны. Легче увидеть и плохих людей. Правда, мы часто ошибаемся в людях. Да и как разобраться, что такое хороший или плохой человек? И чтобы реже ошибаться в людях, нужно отличать достоинства от недостатков.

В одной из школ учился одиннадцатиклассник Сергей. Очень любил помогать младшим. Одного защитит, другому одолжит, третьему посоветует. Если кому грустно - развеселит. Предложит, например, на чердаке подышать какой-нибудь гадостью из пластикового пакета. Сиди и смотри себе «мультики». А потом через пару дней даст нюхнуть чего-либо. Кайф! Очень добрый парень! Правда потом он объяснял, что все это - не бесплатно. А если денег нет, то он знает одно место, где можно деньги достать. О чем эта подлинная история? Как она могла завершиться? Ну, так как, хороший человек Сергей?

Некоторые мудрые люди утверждают, что, прежде всего, нужно уважать самого себя. А другие мудрые люди говорят, что нужно научиться уважать других. Видимо, правда, где-то посерединке. Нужно уважать себя, но при этом уважать окружающих.

Нарцисс, влюбленный в себя.

В греческой мифологии есть миф о юноше Нарциссе. В него (имя Нарцисса) влюбилась красавица нимфа по имени Эхо. Но Нарцисс отверг ее любовь. Богиня любви и красоты Афродита наказала за это Нарцисса: заставила его влюбиться в собственное отражение в воде. Но ответной любви ему было ждать не от кого - он любил самого себя. И от неразделенной любви Нарцисс умер. А боги превратили его в цветок. Так древние греки выразили свое отношение к самовлюбленным.

Встречали ли вы людей, похожих на него? Можно ли рассчитывать на помощь такого человека? Какова, на ваш взгляд, может быть судьба его родителей на старости лет?

А вот еще один пример.

Познакомьтесь с судьбой Александра, о которой он написал в письме. «Я преступником-то стал из-за собственной лени. Все учились, а я развлекался. Все занимались спортом - я покуривал в подъезде. Все на экскурсию - я в подворотню. Смеялся над теми, кто в музей или в библиотеку ходил. Друзей порядочных совсем не было. Зато такая жизнь никаких усилий не требовала – одно тупое ничегонеделание. Вот и докатился. Когда вижу бывших одноклассников, понимаю, что делом заняты. Живут как люди»

Как вы понимаете выражение: твоя судьба в твоих руках?

Познай людей и самого себя.

Постарайтесь определить достоинства и недостатки человека:

 

мужество

зависть

лицемерие

эгоизм

милосердие

справедливость

хвастливость

честность

сдержанность

скромность

трусость

тактичность

малодушие

угодничество

правдивость

честь

жадность

выдержка

приспособленчество

безответственность

заносчивость

праздность

болтливость

искренность

совесть

стыдливость

бестактность

жестокость

хитрость

 

тщеславие

простота

 

уважительность

лживость

 

 

Из всех перечисленных достоинств и недостатков человека мы выделили главные положительные черты. Хочу обратить ваше внимание на слова честь, честность.

Честь – это очень высокое слово! Это высшее человеческое достоинство. Его можно изучать на каждом уроке и все равно времени не хватит. Слишком много у него различных оттенков и цветов.

В одном кинофильме есть такой эпизод. Предавший Родину солдат стал работать на фашистскую разведку. Его забросили в тыл советской армии. Там он идет по улице, а навстречу ему – воинский патруль. Он козыряет ему, то есть, отдает честь. Получается, что он отдал то, чего у него не было.

Великий немецкий писатель Фридрих Шиллер писал: «Честь дороже жизни». Многие люди предпочитали умереть, но сохранить свою честь. Например, в старину, стремясь избежать позорного плена, воины бросались на собственные копья. А во время войны честь человека проверялась в открытом бою. Если против чести человека выступает обыкновенная сплетня, клевета или очевидная ложь? В былые времена такие вопросы решались дуэлью. Лжецов вызывали на дуэль и нередко от этого погибали, но честь свою спасали. Ведь эти люди жили в обществе, и мнение общества о человеке было чуть ли не самым главным.

Пушкин вызывал на дуэль Дантеса, когда все вокруг говорили о возможной супружеской измене его жены – красавицы Натали. До сих пор идут споры, а была ли измена. Но тогда у Пушкина не было другого выхода.

Любой бесчестный поступок может привести к потере чести. Это и ложь, и клевета, и воровство, и предательство. И еще многое другое, что не одобряется обществом. Как это происходит? Иногда очень просто. О бесчестном поступке или преступлении становится известно окружающим – и честь потеряна. Некоторые люди этому не придают значения: честь руками не потрогаешь, она – не деньги, на нее ничего не купишь. Да и как можно потерять то, чего не видно? Это очень опасное заблуждение. Не случайно существует старинная поговорка: «Дорожи честью смолоду, а платьем с нову».

Определите, какое значение слова «честь» наибольшим образом соответствует следующим действиям:

Трусость на поле боя, нарушение купцом своего слова, потеря полкового знамени, зависть к чужим успехам, невыполнение просьбы, предательство интересов друга, обман учителя, легкомысленное поведение девушки.

Говоря о человеческой чести, о чести личности, о чести человека, Владимир Даль в своем знаменитом словаре называл ее «внутренним нравственным достоинством человека, доблестью, честностью, благородством души и чистой совестью». А немецкий философ Артур Шопенгауер считал, что «честь - это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь».

Когтистым зверем, скребущим сердце, называл совесть А.С. Пушкин. Сколько мук испытали совестливые люди после совершения поступка, который принес кому-то ущерб, кого-то унизил! Эти муки называются угрызениями совести. Зачем человеку совесть?

Для того чтобы комфортно чувствовать себя в обществе людей. Хотя иногда люди говорят, что человек без совести – это счастливый человек, потому что ему легко живется. Мол, ни за что не переживает.

На самом деле человеку бессовестному живется очень трудно. Он совершает поступки, которые не нравятся другим людям. Но сам он этого не замечает. Люди относятся к нему все хуже и хуже. А он делает вид, что не обращает внимания на чужое мнение. Так постепенно человек превращается в циника.

Цинизм – это отрицательное отношение к общепринятым нормам нравственности.

Люди не любят циничных людей. Порядочный человек с циником общаться не будет. Значит, у циника есть возможность общаться с такими же, как он.

Опасность стать циниками подстерегает многих. И это происходит незаметно. Для того чтобы этого не случилось, нужно почаще задавать себе простые вопросы: А прав ли я? Так ли поступают честные люди? А если бы так обошлись со мной?

Тогда быть может совесть не дремала, она бы стала тем внутренним судьей, внутренним законом, который вовремя подсказывает: можно – нельзя, делай – не делай, твое – не твое; «не обидь!», «защити!». И даже «спаси!».

В лесном озере барахтался человек. Подвыпивший мужчина с берега наблюдал эту картину. И улыбался. Ему было смешно, что его товарищ вдруг полез купаться. Голова скрылась под водой, но он ничего не сделал. После следствия ему предъявили обвинение в преступлении, которое называется «Оставление в опасности». За него предусмотрены наказания вплоть до ареста на срок до трех месяцев. Обвиняемый на суде все время повторял, что он ничего не совершал и судить его не за что.

Как вы считаете, не действие, а бездействие быть преступлением? Приведите примеры, когда угрызения совести могут мучить человека не за то, что он сделал. А за то, что он не сделал.

Первый раз в жизни мама не выдержала, схватилась за ремень. Она сносила его занудливые выклянчивания денег на мороженое и на кино, когда до зарплаты еще целая неделя. Она убирала за ним постель, помогала выполнять домашние задания. И  еще она делала очень многое из того, без чего ее жизнь была даже приятной. А тут не выдержала, обнаружив дикий беспорядок на столе. Это после пятого-то напоминания! В сердцах легонько хлестанула. Полные слез, широко раскрытые глаза сына... Юный деспот демонстративно и не спеша оделся. Не реагируя на вопрос «ты куда?», бросился на улицу. - Ничего, пусть помучается. Узнает как руки распускать, наслаждаясь местью думал сынок.  Она еще пожалеет... Когда уже окончательно стемнело, что-то его остановило. С трудом, сдерживая рыдания, мальчишка рванулся к дому. В груди что-то ныло, и сердце рвалось на части. Перед глазами была мама, обезумевшая от страха за него. –Какой же я болван! Как я мог! Из-за чего??? Сам развел грязь, а она убирает! Да еще помалкивай спасибо, мол, сын... Ремень? Да за это убить мало. Мать из кожи вон лезет...

Обсуждение услышанного рассказа. Что остановило парня? Потерян ли он для своей семьи, для общества?

В приведенных ниже пословицах и поговорках пропущено одно слово. Все эти пропущенные слова означают поступки и качества человека.

... глаза колит.

... дружбой, а служба службой.

За.., за честь хоть голову спеешь.

Где хотенье, там и...

Старый ... лучше новых двух.

...и труд все перетрут.

Не дорог подарок, дорого ...

Труд человека кормит, а ... портит.

... города берет.

Худой ... лучше доброй ссоры.

Подведем итоги нашей беседы.

Мы очень часто говорим «это аморально» или «это безнравственно». О чем идет речь. Можем ли мы сказать, что такое мораль, нравственность. Что стоит за всем этим?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель. Я хочу закончить наш классный час словами:

Успехи, Утехи.

Не стоят ни гроша.

Ты прав иль нет,

Пусть даст ответ

Тебе твоя душа.

Роберт Берне (великий шотландец о смысле жизни)

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела