Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Профильное обучение: опыт и перспективы реализации»
Выпуск №41 Июнь 2012 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(8) Елена Владимировна Сиротина,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 82 Дзержинского района г. Новосибирска

Вся правда о курении

Тип воспитательного занятия: урок Здоровья в 4 классе.

Продолжительность воспитательного занятия: 45 минут.

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) и задачи воспитательного занятия:

Образовательная:

  • Предоставить учащимся объективную информацию  об отрицательном воздействии  табакокурения  на здоровье человека.
  • Формировать чувства ответственности за сохранение и укрепление  своего здоро­вья и здоровья окружающих.
  • Пропагандировать здоровый образ жизни.
  • Познакомить детей с опытом и памяткой «Как бросить курить».

Развивающая: 

  • Развивать интеллект учащихся.
  • Развивать внимание, память, интерес и любознательность, умение работать со справочной литературой.
  • Развивать силу воли.

Воспитательная:

  • Воспитывать негативное отношение учащихся к вредной привычке, выработка умения сказать «НЕТ!».
  •  Повышать уровень жизни учащихся. 
  • Формировать коммуникативные навыки учащихся: умение работать в минигруппе, при этом прислушиваться к мнению одноклассников.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, картинки с изображением вредных и полезных привычек, материал для практического опыта (сигарета, вата, спиртовка, спички, пробирки, держатель для пробирок), презентация Power Point «Вся правда о курении», памятки для учащихся и их родителей «Как бросить курить», «Как отказаться от сигареты».

 

Ход учебного занятия:

 

1 этап занятия. Организационный момент. 10 минут.

Дорогие ребята! Традиционно на занятиях, посвящённых здоровому образу жизни, говорю вам «здравствуйте!».

Сегодня наше занятие предлагаю вам начать с игры «Да или нет». На доске прикреплены иллюстрации привычек:

  • девочка ест конфету
  • мальчик выполняет физзарядку
  • подросток курит
  • девочка чистит зубы
  • дети смотрят телевизор на близком расстоянии
  • дети загорают и плавают в реке
  • ребёнок умывается
  • дети гуляют по лесу
  • ребята играют в футбол

Распределите привычки на два столбика (каждый ученик имеет листок бумаги, ручку). Тем привычкам, которые помогают человеку сохранить здоровье на долгие годы, скажите – ДА, а вредным привычкам, скажите – НЕТ.

Какими вредными привычками человек сам себе укорачивает  жизнь, ухудшает состояние своего здоровья и здоровье близких, любимых людей? А какими укрепляет своё здоровье? Перечислите.

Вспомните, что такое «здоровье»? (А вот определение философа В.Г. Спиркина «Здоровье – это состояние организма человека, личности, которое обеспечивает полнокровное выполнение всех жизненных функций и форм деятельности»).

По мнению ученых, здоровье человека на  60 % зависит от его стиля жизни и поведения; на 10 % – от здоровья родителей (т. е. наследст­венности); на 10 % от здравоохранения и еще на 20 % – от условий,  в которых живёт человек. Поэтому необходимо с детства вырабатывать в себе «здоровые привычки», чтобы не стать рабом «вредных привычек».

«Человек должен знать, как помочь себе самому в болезни, имея в виду, что здоровье есть высочайшее богатство человека». Гиппократ

Все полезные и вредные привычки человек формирует в себе сам. Только полезные привычки требуют особой тренировки, силы воли, а вот вредные привычки очень легко «прилипают» к людям. Самое интересное, что люди сами себе наносят непоправимый вред и иногда ничего поделать с собой не могут.

Сегодня Вы узнаете, как можно спасти своих близких от одной из вредных привычек – это курение. Тема занятия «Вся правда о курении».

2 этап занятия. 15 минут.

Практическая работа (проводят учитель и ученик-помощник).

Сейчас вы увидите опыт, наглядно показывающий вред курения. Внимание!

Показ опыта.

Описание опыта: возьмём 1 см сигареты, положим его в пустую пробирку, заткнём пробирку ватой, зажжём спиртовку и начнём нагревать пробирку на спиртовке, через несколько минут мы увидим  дым, исходящий от кусочка сигареты, после появятся вещества (гарь, смола), которые осядут на стенках спиртовки в виде коричневого налета. Одновременно от пробирки будет исходить неприятный запах.

Ваши впечатления? (Учащиеся делятся мнениями о том, что увидели).

Как вы думаете, если от 1 см сигареты образовалось столько вредных веществ, то сколько их осядет в лёгких курильщика? А пассивного курильщика?

Больше половины  детей ежедневно подвергаются вопиющему нару­шению своих прав. Как вы думаете, каким образом это происходит?  (курят родители и родственники, а дети вынуждены не по своей воле вдыхать табачный дым).

Решающим фактором, влияющим на здоровье человека, является его образ жизни, образ жизни его семьи. 

Что мы можем подразумевать под понятием «образ жизни»?

(Под образом жизни мы понимаем и режим, и характер питания, и занятия физкультурой, и водные процедуры, и, что очень важно, отсут­ствие потребления таких вредных веществ, как алкоголь, табак, наркотики).

Образ жизни, казалось бы, легче всего поменять, ведь он зависит только от нас. А на образ жизни ребенка больше всего влияют его родители.

Сейчас вы узнаете, как влияет на детское здоровье курение матери или отца? Сообщения ребят (заранее подготовленные).

  1. У курящих родителей средняя масса новорожденных на 200-250 граммов ниже, смертность – на 40 % выше.
  2.  Курение родителей повышает риск того, что ребенок начнет ку­рить в очень юном возрасте, чем поставит свою жизнь под еще большую угрозу.
  3.  Курение родителей по­вышает риск внезапной смерти младенца в первые месяцы жизни. Курение родителей повышает риск того, что ребенок заболеет астмой, сердечнососудистыми заболеваниями, будет чаще болеть простудными забо­леваниями, кариесом.

4. В целом курение приносит организму такой вред, что продолжительность жизни у курящих сокращается примерно на 8 лет. По результатам исследований: в среднем на курение в день уходит 1 час. В год 365 часов.

Как вы думаете, чем полезным можно было бы занять это время? Работа в парах. (Можно заниматься спортом, научиться рисовать, играть на гитаре, ходить  в кино, театр, посещать выставки и музеи, просто гулять по улице с друзьями…)

ФИЗМИНУТКА 1. Гимнастические упражнения.

3 этап занятия.

Ранее подготовленный ученик представляет презентацию. 10 минут.

Влияние курения на организм человека

Широкое распространение курения связано со способностью содержащегося в табаке вещества – никотина – оказывать на центральную нервную систему человека своеобразное эйфорическое действие, которое сводится к ощущению приятно­го возбуждения, какого-то душевного подъема, легкости.

В первую очередь курение наносит вред сердечно-сосудистой системе и органам дыхания. Под влиянием никотина происходит спазм сосудов и ухудшение кровотока в теле. Далее это ведет к инфаркту.

Смерть при отравлении никотином наступает от паралича дыхания.

Среди эффектов никотина отмечу  спазм  желудка, нарушение прохождения пищи, приводящие к гастриту и язвен­ной болезни желудка.

Страдают от курения и сосуды, расположенные непосредственно под кожей. Это приводит к нарушению питания, преждевременному старению, потере кожей нормального здорового вида. Одновременно кожа приобретает характерную желтоватую окраску, связанную с отравляющим действием содержащихся в табаке веществ.

Неблагоприятное воздействие курения на органы дыхания связано с поражением голоса. Голосовые связки воспаляются, они утолщаются, становят­ся  грубыми, что ведет к изменению тембра голоса.

В легких курильщиков происходит ослабление иммунитета: у курящих  легко развивается воспаление легких, увели­чивается их склонность к туберкулезу. У курящих подростков объем грудной клет­ки отстает на 25 % от показателей некурящих.

4 этап занятия. Фронтальная беседа. 10 минут.

  • Что происходит с организмом человека?
  • Как вы думаете, чем обусловлена такая реакция организма?
  •  Как вы думаете, какие в первую очередь органы страдают от сигаретного дыма?
  • Что происходит с внутренними органами?
  • Нужно ли вам курение?

Сегодня я предлагаю вам посмотреть на проблему курения другими глазами…

Ребята, сейчас вы поработаете мини-группами (по 5-6 человек). Задание 1 группе – составьте памятку «Плюсы и минусы курения», 2-ой группе – составьте памятку «Как бросить курить», вам поможет увиденная презентация, 3-й группе – придумайте несколько способов отказа от курения.   

Анализ составленных памяток:

1 группа «Плюсы и минусы курения».

Плюсы:

– можно отвлечься от проблем;

– приятное возбуждение и душевный подъём;

– возможность за сигаретой пообщаться с друзьями, познакомиться с новыми людьми.

Минусы:

– ухудшение общего здоровья курильщика и людей его окружающих;

– подрыв здоровья будущих детей;

– неприятный запах от одежды и изо рта курящего;

– желтизна зубов и кожи;

– одышка;

– огрубление голоса;

– снижение иммунитета;

– трата бесценного времени и денег (сигареты дорого стоят) и т.д.

Чего больше от курения вреда или пользы? Какой вывод вы сделаете? (Курение приносит больше вреда и курящему, и людям, находящимся рядом.)

2 группа Памятка «Как бросить курить».

– не докуривать сигарету до конца, оставляя последнюю треть, ведь там находятся самые вредные компоненты табака;

– не затягиваться сигаретой;

– стараться ежедневно сокращать количество выкуренных сигарет на 1-2;

– не курить на пустой желудок;

– никогда не курить за компанию;

– при возникновении острого желания покурить постараться отвлечь себя (покурю через 10 минут, семечки, леденцы).

Какой вывод можете сделать вы? (Наша группа распечатает эту памятку и раздаст её знакомым курящим людям.)

3 группа «Как отказаться от сигареты?».

– заменить курение конфетами, семечками.

– научиться отвлекать себя от курения: покурю через 15 минут и т.д.

На вопрос: «Ты что, слабак?» подросток может ответить, предложив альтернативу:

– у меня аллергия на табачный дым. Давай покатаемся на велосипедах.

– я уже пробовал, мне не понравилось. Решил ходить  в бассейн. Пойдём со мной.

– меня пригласили на свидание, не хочу пахнуть пепельницей.

– я курю только после еды.

– а ты слушал последний сингл…, видел матч..., клип…(отвлечь собеседника встречным вопросом).

Итак, сейчас подведём итог.

К какому выводу вы пришли? (Курение – это очень опасная и вредная привычка. Дышать табачным дымом опасно для нашего здоровья. С курением необходимо бороться.)

У человека, который начал курить, появляется более серьезная зависимость от сигарет, точнее от веществ, содержащихся в табаке, он теряет власть над собой и своими поступками. Желание закурить отвлекает от других дел, не позволяет сосредоточиться, резко изме­няет образ жизни.

Помните, ребята, что здоровье – это главная ценность человека. Здоровье не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты. Будьте здоровы!

Спасибо! До новых встреч!

 

Список литературы

1. Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек.

2. Литвинова Л.С., Дендебер С.В., Жиренко О.Е. Пойми язык природы. Экологическое воспитание.

3. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников.

4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья.

5. Ягодинский В.Н. О вреде никотина и алкоголя.

6. www.google.ru, www.rambler.ru, www.gif.10000.ru, www.gifpark.ru, www.yandex.ru 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела