Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Профильное обучение: опыт и перспективы реализации»
Выпуск №41 Июнь 2012 | Статей в выпуске: 108


Ведущая рубрики
Все статьи автора(37) Людмила Анатольевна Кузменкина,
методист МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

«Основное предназначение физмат-школы – дать дорогу в успешное будущее»

Раньше это привилегированное учебное заведение для одаренных, талантливых детей называли просто ФМШ, а его учеников ласково – «фмшата». Сегодня полное название школы - специализированный учебно-научный  центр Новосибирского государственного университета (СУНЦ НГУ) имени М.А. Лаврентьева физико-математического и химико-биологического профиля.

Физмат-школа была создана в 1963 году по инициативе выдающегося академика Михаила Алексеевича Лаврентьева. Всего в Советском Союзе в 60-годы появилось четыре таких школы. В следующем году ФМШ – СУНЦ НГУ отметит полувековой юбилей. За эти годы ее окончило более 13 тысяч учеников. Выпускники ФМШ – СУНЦ НГУ в общей сложности получили 50 золотых и 354 серебряных медали.

О роли в обществе школы для одаренных детей и сегодняшнем дне этого учебного заведения  мы поговорили с его директором – профессором, доктором физико-математических наук Николаем Ивановичем Яворским.

 

«Учить должны – лучшие»

– Если обратиться к истории, какую роль преследовал академик Лаврентьев, создавая физико-математическую школу?

– Для чего впервые в мировой практике создавался Академгородок, с его научно-исследовательскими институтами, университетом? Стране нужны были новые разработки, идеи для реализации их в промышленности и народном хозяйстве. А для того, чтобы это делать, требовались высокоинтеллектуальные кадры. Для их подготовки необходим был новый подход к системе образования и, в частности, система отбора. В этом году исполняется 50 лет, как родилась эта  система отбора. Речь идет о том, чтобы талантливых детей отбирать при помощи Всесибирской олимпиады, привозить в Академгородок, в то место, где делается наука, где есть высококвалифицированные ученые, преподаватели, профессура Новосибирского государственного университета и погружать их в эту среду. Главная задача, которую ставил при подготовке кадров Михаил Алексеевич Лаврентьев, – учить должны лучшие. Если в НГУ начинались занятия на первом курсе, то лекции читали лучшие ученые Академгородка. Такая же идея  реализовывалась и в ФМШ. Дети должны были чувствовать, что такое наука не в пересказе, а из первых рук. Главная идея – приобщить талантливых ребят к науке и производительной деятельности.  Ведь раньше в ФМШ подразумевалась не только наука, а были и технические классы (до конца 70-х годов). Но уровень, который ставился математикам и тем ребятам, которые обучались на техническом отделении, оказался разным. Дело в том, что у тех, кто что-то делает своими руками и тех, кто занимается абстрактной наукой,  по-разному устроены каналы восприятия. А у нас подход вузовский и канал восприятия организован один. Поэтому не все смогли вписаться в эту систему. Естественно, результат выпуска этих классов не соответствовал уровню остальных классов, хотя в смысле технической направленности было все замечательно.

Следует сказать, что помимо научно-исследовательской работы в институтах Академии наук, М.А. Лаврентьев много внимания уделял практической деятельности. Клуб Юных Техников – было одно из лучших изобретений Лаврентьева, он не мыслил развития интереса к науке и техническому знанию без КЮТа. Будучи математиком, механиком, теоретиком, Михаил Алексеевич прекрасно понимал, насколько важен именно этот вид деятельности

И еще очень важный момент – в одном месте были собраны те, кому интересно одно и то же. В обычной школе дети разные. Там наблюдается разнонаправленный вектор интересов. Он не движет вперед. А если в одном месте собрать талантливых детей, что делал Лаврентьев, то результат был очень сильным. Дело даже не в том, что их обучают хорошие учителя, а что они сами обучают друг друга, общаясь между собой. Плюс интернат. Происходило полное погружение.

 – Николай Иванович, по вашему мнению, нужны ли школы для одаренных детей, чтобы взращивать талант, или талантливый ребенок сам пробьет себе дорогу наверх?

– На этот вопрос есть разные полярные точки зрения. Те позиции, которые отстаивают разные группы ученых, педагогов, наверное, обоснованы. В свое время ведущие ученые Советского Союза сильно возражали против возникновения физмат-школы. Они говорили о том, что собирая лучших учеников в одном месте, мы потеряем лучших. Потому что, если одаренный ребенок один в классе, ему уделяется больше внимания. Есть закон, что в любом социуме будет распределение: есть хорошие и есть плохие. А те ребята, которые были хорошими, могут стать плохими, поэтому неизбежны  большие потери. Надо сказать, что все это имеет место быть, но потери можно минимизировать. Если вы переносите талантливых детей в другую среду, допустим, в физмат-школу, это совсем другое дело. Здесь университет с новейшим лабораторным оборудованием, академические институты, где можно работать, действующие ученые в качестве преподавателей. Или ребенок остается в обычной школе, где преподает учитель со стажем, закончивший пединститут давным-давно. Разница есть. Поэтому потери в этом смысле не потери. И даже есть аспекты воспитательного характера, в частности, социализация. В обычной школе ее нет. Наоборот, там ребенок может оказаться во враждебной обстановке – «заукана надо бить по очкам». А тут все «батаны» и все хорошие.

– СУНЦ НГУ – школа для одаренных детей. Что вы вкладываете в понятие одаренность?

– Есть понимание, какой уровень нам нужен, поэтому мы берем тех, кто с этим справится. Когда принимали в Новосибирский государственный университет, никто не говорил про талантливых детей. Есть программа НГУ и надо принять тех абитуриентов, которые справятся с этой программой. Так и мы поступаем. Для одаренности, талантливости есть много разных измерений, в частности, психологические тесты, определение уровня IQ, но это не имеет отношения к тому, что мы хотим. А мы хотим, чтобы из этих ребят получился хороший специалист. А какой у него IQ – это второй вопрос. Есть очень успешные люди, крупные бизнесмены с очень низким IQ. Дело в том, что этот тест придуман под определенный трафарет. Там где задействованы другие каналы восприятия, не только логические, а, например, интуиция, IQ не тестирует. Мы тоже многие вещи не тестируем. Когда ребята приезжают в Летнюю школу, мы проверяем: могут ли они жить в условиях интерната. Это очень важно. Если не могут, то, какие бы они талантливые и отличники не были, лучше им  продолжить обучение дома. Потому что у нас очень серьезная социализация – интернат со всеми вытекающими.

 

«Очень важно, чтобы талантливый человек нес ответственность за свой талант»

– В связи с сегодняшним днем, изменилось ли предназначение физмат-школы? Каковы цели и задачи СУНЦ НГУ сегодня?

– В основном, все осталось по-прежнему, какая идея была заложена изначально, такая и есть. Мы стараемся довести  наших ребят до уровня, чтобы они могли учиться в ведущих университетах России и мира и получили потом достойную специальность. И это, в общем- то, удается.

– В чем заключается уникальный опыт вашего специализированного учебно-научного центра по обучению и воспитанию  талантливых детей, которые добиваются в жизни больших успехов?

– Опыт уникален в том, что он первый, даже среди физмат-школ. Мы начали обучение 21 января 1963 года, а только 23 августа вышло постановление Правительства СССР, и все остальные школы начали работать в ноябре-декабре 1963 года. А у нас уже второй набор пошел. Мы были первопроходцами, но идея эта, конечно, была со многими неизвестными. За 50 лет многих неизвестных  уже нет – результаты говорят сами за себя. Наши первые ученики уже пенсионеры. Закончился полный цикл. Поэтому можем ответственно сказать, к чему это приводит. Но есть много проблем, которые надо иметь в виду всем тем, кто вступает на путь отбора и обучения талантливых ребят. Они до сих пор есть и никуда их не денешь. Чем лучше вы подготовите ученика в школе, тем легче ему будет на первых порах в вузе и тем больше опасность сорваться. Чем больше созданы тепличные условия, т.е. много внимания уделено ребенку, тем больше опасность неадекватной его социализации.

– А в СУНЦ НГУ есть тепличные условия?

– В интернате? Тут как раз все не так. Нет их. На самом деле, это серьезная проблема: здесь собираются ребята из разных социальных групп, с разных территорий (Сибирь, Дальний Восток, Казахстан), живут в одной комнате и общаются между собой. Они должны мыть по очереди пол, выносить мусор, дежурить, чего чаще всего не делают дома. В этом плюсы интерната. Есть, конечно, и минусы: нет  рядом родителей и персональной опеки. У нас есть воспитатель, но он один на класс. Правда, обязательно круглосуточно работает  дежурная служба, которая включает и медицинское обслуживание, и психологическое сопровождение.

– Какая психологическая помощь оказывается одаренным детям в вашем учебном заведении?

На этот вопрос ответила психолог СУНЦ НГУ Светлана Михайловна Пащенко:

– У нас есть время дежурства психологов, и ребенок может подойти к ним и поговорить, либо записаться на беседу в удобное для него время. Мы можем провести встречу с классом по заявке воспитателя, либо раскрыть какую-то тему по просьбе детей, например, поговорить о профориентации, разобрать конфликтные ситуации со сверстниками, либо затянувшиеся конфликты с родителями. Часто у детей нет культуры решения конфликтов между собой, на это оказывает влияние не только принадлежность к разным социальным слоям, но и разное количество детей в семье. У нас многие мероприятия направлены на адаптацию детей: проводятся встречи с классом, чтобы ребята  могли познакомиться друг с другом, умели представить себя. В учебном центре есть специальная комната, где мы смотрим фильмы, обсуждаем их.

 – Как строится учебный процесс? По примеру специализированных классов: одни специализируются на химии, другие на математике или общая программа для всех?

В СУНЦ НГУ учится 500 учащихся, все они проживают в условиях интерната. Их обучают более 260 высококвалифицированных преподавателей, которые объединены в 9 кафедр, в их числе 21профессор, 21 доктор наук, 81 кандидат наук, 72 доцента. Более половины преподавателей – ученые Сибирского отделения РАН, преподаватели Новосибирского государственного университета.

Программа у нас для всех общая, но в последнее время появилось два потока: физико-математический и химико-биологический. А вначале было четыре профиля. Сейчас это невозможно, у детей большая перегрузка. Программа построена по вузовскому образцу, т.е. имеются лекции, семинары, лабораторные практикумы и, поэтому, ребята, перейдя в высшую школу, хорошо знакомы с этой системой. Содержание программы – уникальное. Курсы, которые у нас читают преподаватели по разным предметам – авторские, потому что их читают известные ученые, настоящие личности. С 1963 года работой СУНЦ НГУ руководит Ученый Совет. Члены Ученого совета – профессура НГУ, ученые новосибирского Академгородка, ведущие директора и, даже председатель президиума СО РАН тоже член нашего совета. Это сообщество высокого уровня, которое решает принципиальные вопросы школы, понимающее широкие перспективы и необходимости преобразования в той или иной сфере. Содержание обучения складывалось в течение 50 лет: и задачи, и подходы, и курсы. И хотя программа написана одинаково, лекторы читают ее по-разному. От учителя зависит очень многое. Поэтому ребята имеют возможность увидеть большое разнообразие преподавателей и самое важное, они общаются с людьми, которые реально работают в науке. Это человек, который не просто передает знания из учебника, а тот, который сам их добывает и, эти знания, уже потом записываются в учебник. Это разное мировосприятие, разная оценка. Как говорил один из первых выпускников, сейчас член-корреспондент СО РАН Пархомчук: « …Нас учили, что было неправильно, какие были ошибки при развитии науки, а что потом получилось, это в учебнике написано», т. е. детей у нас учат немножко по-другому. Это важно. Потому что, когда думаем о людях, которые будут созидать новое, им нужно проходить эти этапы. То, что придумано, по нему трудно создавать новое.

Специализированные классы – это как раз продолжение идеи физмат-школы на уровне области. Большое спасибо Виктору Александровичу Толоконскому за эту идею. Начинать надо  работать с детьми пораньше. Мы же собираем одаренных детей в последние школьные два года, когда ребята уже давно определились.

В составе СУНЦ НГУ работает Заочная школа, в которой ежегодно обучаются около 1500 школьников из 40 регионов России.

Прием учащихся в специализированный учебно-научный центр НГУ производится по результатам обучения в Летней физико-математической и химико-биологической школе, в которой ежегодно обучается 600-700 детей из различных регионов России (около 40 регионов) и ближнего зарубежья.

– А вы не собираетесь работать со средним или даже младшим звеном по Сибири?

– Мы уже это делаем, проводим Всесибирскую олимпиаду по физике, химии, математике, биологии, информатике среди школьников и, она начинается с 7 класса. Всесибирская олимпиада впервые прошла 50 лет тому назад. Сейчас это очень серьезное мероприятие. У нас насчитывается 20 площадок по всей Сибири и Дальнему Востоку, почти 15 тысяч участников. Она состоит в перечне олимпиад, по результатам которых можно без конкурса поступать в любой вуз России. Это одна из лучших олимпиад этого перечня. Идея Михаила Алексеевича живет до сих пор, хотя раньше олимпиада не была предназначена для поступления в вуз. А сейчас в 11 классе мы проводим широкомасштабную олимпиаду везде. Более того, она продвигается на запад, есть участники из Москвы, скоро будут из Питера.

Из Новосибирской области в специализированном учебно-научном центре НГУ обучается не более 25 %  учащихся, а 75 % – это дети из других регионов. Из города Новосибирска – меньше 20 %. Две трети наших выпускников поступают в НГУ, приличное число ребят поступают в вузы города, т.е. более 80% наших выпускников остается в Новосибирске. Мы готовим очень хорошие кадры для города и это очень важно. Новосибирская область является центром притяжения хороших ребят.

А система специализированных классов – это очень важное подспорье. Мы уже начинаем чувствовать результаты работы этой системы. В частности, когда мы проводили региональную олимпиаду, то заметили, что уровень олимпиады начал расти. Самая важная работа специализированных классов заключается в том, чтобы ребята, выходящие на уровень области, стали сильнее.

– Ваши ученики участвуют во Всероссийских, международных олимпиадах и побеждают. Отчего это зависит: ребята такие талантливые или вы их так хорошо готовите?

– В этом году у нас четыре победителя во всероссийской олимпиаде, а вместе с призерами 19 человек. Это зависит в первую очередь от того, что ребята талантливые. Победителя на уровне России за год или за два сделать невозможно. Это результат работы самих ребят, учителей тех школ, в которых они учились. А мы их можем довести до России, если они хорошо выступали на уровне области. Если кто-то хочет получить квалифицированную помощь для того, чтобы достигать высоких результатов по олимпиадам, мы это можем сделать. Мы тренируем не только своих ребят, но и всех ребят из региона. Они  приезжают к нам со всего города на спецкурсы.

 

Опыт Физмат школы – специализированным классам

– Какое участие принимал СУНЦ НГУ в реализации областного проекта «Развитие сети специализированных классов математической и естественнонаучной направленности для одаренных детей»?

– Был организован конкурс образовательных учреждений, они писали свои проекты, которые оценивались комиссией. В комиссию вошли наши ведущие специалисты: заведующие кафедрами математики, физики, химии. 

Сегодня мы продолжаем курировать их. В частности, наш заведующий кафедрой математики, директор Института педагогических исследований одаренности детей РАО, член-корреспондент Российской академии образования, профессор, доктор физико-математических наук Александр Александрович Никитин, заведующая кафедрой химии – профессор, кандидат химических наук, член Законодательного собрания Светлана Григорьевна Барам, заведующий кафедрой физики – Геннадий Васильевич Федотович, профессор, доктор наук, один из ведущих специалистов по коллайдерам в России, я тоже курирую  ребят. Наши сотрудники являются председателями методических комиссий. Поэтому, если говорить о роли физмат-школы, у нас есть большой опыт, которым мы можем поделиться. Например, каждый год мы проводим всероссийскую конференцию, куда съезжается народ со всей России, в том числе, и с европейской части страны. В этом году участники приезжали с Украины и Казахстана. Есть у нас курсы повышения квалификации, где мы учим преподавателей, как работать с одаренными детьми, обучаем учителей специализированных классов методике работы с одаренными детьми. Мы очень надеемся, что родится сообщество учителей, когда они будут собираться вместе, общаться, передавать друг другу свой опыт. Часто бывает, что отдельные хорошие учителя живут сами по себе, собрать их вместе, так же, как собрать одаренных детей – наша задача. А мы постараемся передать им свой опыт.

– Сотрудничаете  ли с Центром  дополнительного образования детей ДИО-ГЕН?

– Этот центр родился из идеи: как можно использовать потенциал физмат-школы и организовать работу с одаренными детьми в области. Мы стоим у истоков его рождения. С Центром ДИО-ГЕН у нас очень тесные связи. Директор Центра – наш сотрудник Галина Яковлевна Куклина, она работает на кафедре математических наук. Задачи у них гораздо шире, чем ставим мы. Главная их задача – работать со средними классами и заниматься специализированными классами для одаренных детей. Они проводят много мероприятий и помогают нам.

 

«Одна из главных задач – создать социум талантливых педагогов»

 – Каких успехов добиваются ваши ученики в жизни? Все ли идут в науку?

 – Большое количество выпускников, конечно же, посвятили себя научной деятельности. У нас более трех тысяч кандидатов наук, более 500 докторов наук, 7 членов-корреспондентов РАН, 2 академика РАН и академик РАО, члены других академий. Многие выпускники оказывают существенное влияние на развитие отечественной науки, они занимают лидирующие позиции в научно-исследовательских институтах Российской академии наук, являются руководителями ведущих научных школ. Один из ректоров НГУ Владимир Александрович Собянин,  заместитель председателя президиума СО РАН – академик Михаил Иванович Эпов – тоже закончили  физмат-школу. Хотя, наука – это специфический вид деятельности. Не все туда идут.

Поскольку у нас имеет место социализация, то многие  наши выпускники идут в бизнес, они имеют задатки лидеров, умеют заинтересовать, завлечь. Какой-то этап они здесь проходят. И переходя в вуз, они могут этот этап использовать. Но есть опасность, о которой я уже говорил, не растерять, потому что быть выше на старте – оно и хорошо, и большая ответственность. Можешь потерять свой талант.

 Среди выпускников ФМШ – СУНЦ НГУ организаторы крупных производств, компаний и банков, высококвалифицированные специалисты в сфере финансов и инновационного бизнеса, известные государственные и общественные деятели, военные.

В списке миллиардеров Форбс есть и наши «фмшата». Этим можно гордиться. Среди серьезных чиновников тоже есть наши выпускники, в частности, Игорь Михайлович Реморенко. Он был статс-секретарем – заместителем Министра образования и науки РФ. Много наших ребят среди инновационного бизнеса. Они работают в Москве, в ведущих компаниях за рубежом, в том числе в Microsoft, Intel.

Ребята реализуются очень хорошо во всех сферах деятельности. Очень важно, чтобы талантливый молодой человек нес ответственность за свой талант и реализовывался так, как надо. Но это зависит уже только от него самого. В 90-х годы многие наши выпускники покинули Россию. Но сейчас все остаются здесь, потому что возможностей в нашей стране намного больше.

– Какие у вас планы на будущее? Какие проекты собираетесь реализовывать?

– Планов громадье. Есть огромный проект «Программа развития Академгородка, Советского района», а также создание Центра разработок, образования, технологий на базе Новосибирского Академгородка, Технопарка, Новосибирского университета. Это должен быть целый комплекс развития инновационных технологий. Мы хотим себя видеть не просто полноправным участником, но и увеличить наши площади и количество учащихся  раза в два.

– Сейчас в Правительстве Новосибирской области готовятся принять долгосрочную целевую программу «Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой учащейся молодежи на 2013-2017 годы». Вы будете принимать в ней участие?

– Да, мы принимаем участие в ее разработке. И наши предложения там учитываются. Ту работу, которую мы проводим, будем увеличивать, будем пытаться отдать то, что наработали людям. Одна из главных задач – создать социум талантливых педагогов. Если мы создадим систему подготовки кадров, начиная от одаренного ученика и заканчивая успешным предпринимателем или ученым – это то, что нам надо. Это то, к чему стремился Лаврентьев. СУНЦ НГУ – важная составляющая этого комплексного подхода к развитию науки, образования, производства и бизнеса. Она дает широкие возможности в реализации успешного и значимого жизненного пути молодого человека. 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 11)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела