Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Профильное обучение: опыт и перспективы реализации»
Выпуск №41 Июнь 2012 | Статей в выпуске: 108


Марина Владленовна Вальщикова,
заместитель директора по научно-методической работе Центра внешкольной работы «Галактика» г. Новосибирска

Юлия Владимировна Курицына,
руководитель структурного подразделения Центра внешкольной работы «Галактика» г. Новосибирска

Теория и практика выбора профессии в формате профильных смен

В условиях мегаполиса, каким является город Новосибирск, практически нет территорий, где бы не были представлены различные структуры учреждений дополнительного образования. Это различные Дома и Центры творчества, клубы по месту жительства, спортивные, художественные и музыкальные школы, станции юных натуралистов и техников и т.д. Здесь ребенок может найти применение своим силам, раскрыть свои таланты, найти круг общения по интересам и даже получить допрофессиональное образование. Мы рассматриваем профессиональную ориентацию школьников как систему научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве, как одну из основных задач для всего педагогического сообщества.

Профессиональные педагоги дополнительного образования и тренеры реализуют специальные образовательные программы не только с учетом возрастных и психо-физиологических особенностей детей, но и адаптированных к определенным условиям конкретного социума. Выполняя социальный заказ населения, учреждения дополнительного образования детей предлагают образовательные программы, которые наиболее востребованы сегодня, которые позволяют наряду с теоретическими знаниями по предмету формировать и практические навыки, актуальные в дальнейшем самоопределении школьников. Необходимой составляющей всех этих программ является и организация досуга обучающихся и воспитанников. В каждом творческом объединении кроме определенных обучающих занятий реализуются досуговые программы, которые либо являются составной частью комплексной образовательной программы конкретной направленности, либо проводятся в дополнение к основной программе. Делается это в целях всестороннего развития личности ребенка и полноценной организации его свободного времени. Детские творческие объединения, как правило, существуют в течение всего учебного года. Причем, образовательных программ, рассчитанных на год обучения (и менее) в процентном отношении к общему количеству реализуемых сегодня дополнительных образовательных программ для школьников очень немного. В основном, творческие объединения существуют 2-3 года. А в отдельных случаях, ребенок, попав в творческое объединение, может заниматься там весь школьный период. Довольно распространенное сегодня явление, когда выпускники наших коллективов возвращаются туда уже в качестве педагога или тренера. Так как же выстроить образовательный процесс, что бы таких фактов было больше?

В созвездии дней школьного года, каникулы – самое яркое по эмоциональной окраске время. Однотонный ритм жизни ребят в учебной деятельности обязательно должен прерываться. Детям совершенно необходима смена деятельности, смена впечатлений. Каникулы, в своем роде, клапан для спуска излишков детской энергии, дни разрядки. И вместе с тем, каникулы – всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретение новых сил, продолжение освоения мира, его познания, время закрепления знаний, полученных в школе, богатейшее время воспитания и самовоспитания.

Организуя каникулярную занятость школьников, педагоги дополнительного образования военно-спортивной школы «Союз» Центра внешкольной работы «Галактика» исходят из того, что в период каникул дети и подростки не должны быть предоставлены сами себе. Этот период вызывает особые опасения, так как большую часть свободного времени дети и подростки проводят вне школы, вне семьи. Улица всегда была предметом наибольшей социальной опасности. Здесь царствуют личные желания, свободный выбор, стихии настроения. Свободная среда заполняется либо добрыми делами, либо дурными, приводящими к противоправному поведению. Поэтому были разработаны новые формы проведения организованного времяпрепровождения школьников. Одними из таких форм являются краткосрочные профильные смены. Важнейшим определяющим фактором этих профильных смен является их четко обозначенная направленность. Это позволяет собрать в детском коллективе не только детей одного возраста, но и разновозрастные группы детей, объединенных общим интересом. Все это расширяет их информационное пространство, укрепляет мотивационные основы деятельности каждого ребенка и творческого объединения в целом, позволяет создать не просто временный детский коллектив, а коллектив единомышленников. Как показывает практика, творческие связи, возникшие при проведении подобных смен, очень крепки. Сжатые сроки профильных смен учат детей самоорганизации, которая им так необходима в повседневной жизни.

Профильная смена – совокупность педагогических стратегий и технологий, обеспечивающих свободу самоопределения и саморазвития ребенка в интересной для него деятельности и создающих наиболее широкие возможности приобретение жизненно важного социального практического опыта в условиях жизни в детской общности вне дома и школы.

Образовательный проект «Игра, похожая на жизнь», который получил Золотую медаль во всероссийском конкурсе «Мир Молодости» в номинации «Комплексные проекты работы с молодежью», представляет собой систему организации профильных смен, как формы организации занятости детей, подростков и молодежи», который реализуется с 2005 года силами педагогического коллектива военно-спортивной школы «Союз» ЦВР «Галактика» и социальных партнеров. 

Профильные смены стали уже традиционной формой воспитания молодежи и организации ее отдыха и профессионального самоопределения в каникулярный период. 7 лет поисков и находок педагогов ВСШ «Союз» стимулировали развитие новых способов педагогической деятельности в усовершенствовании профильных смен.

Новизна профильных смен заключается не только в содержании деятельности участников, но и в концептуальных подходах к вопросам организации этих смен:

  1. Краткосрочные профильные смены должны проходить не только во время летних каникул, но и в каникулярное время в течение всего года.
  2. Профильные смены должны повторяться из года в год, и не быть единичными.
  3. В профильных сменах должны принимать участие все заинтересованные стороны (родители, педагоги, социальные партнеры).
  4. Принимать участие в профильных сменах могут ребята, не подготовленные по профилю смены.

Содержание смен включает организацию детского сообщества, где дети, подростки и молодежь принимают активное участие и пробуют свои силы в различных направлениях деятельности. Проект реализуется ежегодно во время школьных каникул на базах детских оздоровительных лагерей, базах отдыха и воинских частей.

В рамках каждой смены школьники активно отдыхают, оздоравливаются, познают новое, расширяют кругозор и приобретают коммуникативный и социальный опыт. При этом жизнедеятельность участников смены происходит в экологически чистом окружении, на свежем воздухе, с грамотно продуманным режимом дня.

Во время проведения профильных смен идет повышение квалификации и специализации педагогического и инструкторского состава, организующего занятия и мероприятия для участников смены.

Особенности профильных смен:

– различаются содержанием образовательной и развивающей деятельности, которая организуется в соответствии с профилем;

– профильные приоритеты во многом определяют содержание развлекательных (досуговых) мероприятий;

– для работы на профильных сменах привлекаются высококлассные специалисты из различных структур, специалисты по профилю;

– часто требуется специальное оборудование;

– для всех участников смены, не зависимо от уровня подготовки, проводятся учебно-тренировочные занятия по профилю, тем самым это дает возможность участвовать в профильных сменах неподготовленных по профилю ребят.

Как показывает практика, главные затруднения при выборе профессии у подростков и молодежи заключаются в расхождении между потребностями общества в кадрах и интересами учащихся. Сталкиваются объективные и субъективные факторы, которые необходимо привести в соответствие, что и является главной целью профориентационной работы в течение учебного года, включая каникулярное время. В формате профильных смен вопрос о профессиональном самоопределении обучающихся решается значительно более эффективно. Общаясь непосредственно с представителями различных профессий – военный, спасатель, врач и т.п., подросток может получить определенные знания о социально-экономических, психофизиологических особенностях тех или иных профессиях. Профессиональное воспитание является, на наш взгляд, частью системы подготовки учащихся к особенностям деятельности в определенной производственной сфере, прививание навыков трудовой дисциплины, коммуникабельности с учетом специфики будущей профессии и производственной этики.

Технология подготовки и проведения профильных смен предусматривает не только четкую разработку стратегии, но и пошаговую тактику в процессах организации и проведения профильных смен.

 

Участники смены

Подростки, школьники, воспитанники кружков, секций, клубов и т.д.

Количество участников смены

В зависимости от профиля смены.

Возраст участников смены

От 7 до 18 лет

География команд участников (в зависимости от профиля смены)

  • Школа
  • Район
  • Город
  • Область

Сроки проведения

От 3 до 10 дней.

Сроки могут меняться в зависимости от программы смены.

 

Ежегодный календарь-график профильных смен ВСШ «Союз» ЦВР «Галактика» составляется одновременно с планом учебно-воспитательной работы на каждый учебный год. Тематика профильных смен, длительность и количество участников конкретного проекта могут варьироваться в зависимости определенного социального заказа и материально-технических условий.

 

Сроки

Название смены

Длительность

Уровень смены

Июнь-август

  • «Юный спасатель»
  • «Юный десантник»

10 дней

 

10 дней

  • Городской;

 

  • Областной;

Ноябрь

  • « В единстве - сила»;
  • Небесные ласточки»;

3 дня

 

3 дня

  • Внутришкольный

 

  • Внутришкольный;

Январь

  • «Поиск 5-го элемента»;
  • «Открываем Ньюландию»;

7 дней

 

3 дня

  • Внутришкольный

 

  • Внутришкольный;

Март

  • «Сильные люди»

7 дней

  • Районный

 

Этапы подготовки и проведения смены

(технологический алгоритм для любой профильной смены)

этапы

мероприятия

исполнители

1.

Подготовительный

Изучение социального заказа и актуальности подобной формы времяпрепровождения школьников.

Педагоги ВСШ «Союз».

Определение целей, задач и программного содержания профильной смены, как формы занятости школьников.

Педагоги ВСШ «Союз».

Определение учредителей смены. Решение вопроса о финансировании.

Педагоги ВСШ «Союз».

Создание Положения о проведении профильной смены, его согласование с учредителями и обнародование документа (рассылка Положения по образовательным учреждениям всех районов города).

Педагоги ВСШ «Союз».

Социальные партнеры.

Подбор высококлассных специалистов, профессионалов для проведения учебно-тренировочных занятий с участниками профильной смены. Подготовка методических и материально-технических средств для проведения занятий.

Педагоги ВСШ «Союз».

Социальные партнеры.

Определение состава судейской коллегии. Разработка необходимой документации для исполнения своих обязанностей судейской коллегией.

Педагоги ВСШ «Союз».

Социальные партнеры.

Обеспечение материально-технической базы. Медицинское обеспечение.

Педагоги ВСШ «Союз».

Социальные партнеры.

2.

Основной

Проведение занятий, тренировок, соревнований и досуговых мероприятий.

Педагоги ВСШ «Союз».

Социальные партнеры.

3.

Итоговый

Подведение итогов соревнований. Выявление победителей.

Педагоги ВСШ «Союз».

Социальные партнеры.

Диагностика.

Педагоги ВСШ «Союз».

Подведение итогов смены.

Педагоги ВСШ «Союз».

 

Оценка эффективности проекта проводится по двум направлениям: школьники и педагоги:

– Оценка включенности детей, их активности, удовлетворенности от участия в данном проекте отслеживается через анкетирование удовлетворенности детей, беседы с детьми, сбор детских отзывов (оформленные в письменном виде), через просмотр и анализ видеоматериалов.

– По окончании реализации проекта организаторами проводится анкетирование педагогов по оценке эффективности проекта в целом.

Методы оценки результативности проекта:

  • Наблюдение.
  • Анкетирование участников и педагогов.
  • Изучение общественного мнения (мнения родителей, учителей, руководителей учреждений культуры, образования и спорта).
  • Статистика востребованности освоенных ребятами знаний, умений и навыков в будущей жизни (учебной, профессиональной, семейной) и т.д.

 

Участники смен получают достаточно глубокие теоретические и практические знания по определенному профилю. Одновременно, полная реализация проекта предусматривает раскрытие творческих способностей детей в разных видах познания.

Участники профильных смен смогут применять на практике полученные знания, умения и навыки, контролировать свое психическое состояние и применять приемы управления им, развивать способности к быстрой внутренней мобилизации при действиях в условиях риска для жизни, поддержанию эффективного внутригруппового взаимодействия. Кроме того, в процессе реализации проекта идет распространение педагогического опыта, структурирование деятельности педагогов, апробация новых форм работы с детьми и подростками по профессиональной ориентации обучающихся.

 

Фотогалерея профильных смен

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 14)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела