Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Профильное обучение: опыт и перспективы реализации»
Выпуск №41 Июнь 2012 | Статей в выпуске: 108


Ольга Николаевна Коробова,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории МАОУ гимназия № 10 Железнодорожного района г. Новосибирска

ИКТ-компетентность участников образовательного процесса

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение ими ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. А усиление роли ИКТ в образовании делает необходимым формирование информационно-коммуникационной компетентности всех участников образовательного процесса:

  • обучающихся;
  • педагогических работников и администрации ОУ;
  • родителей (законных представителей) обучающихся.

Почему же сегодня так остро стоит вопрос ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса?

Введение нового образовательного стандарта начального общего образования предполагает создание единой информационно-образовательной среды (ЕИОС) в каждой школе. Одной из составляющих ЕИОС является компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Использование этих технологий в современной ИОС является наиболее эффективным для формирования универсальных учебных действий, которые рассматриваются в ФГОС как один из основных результатов освоения ООП НОО. Учитель должен не только знакомить обучающихся с ИК-технологиями (ИКТ-компетенция), но и учить грамотно применять эти технологии в свой деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ-компетентности. При этом необходимо помнить, что ИКТ-компетентность не должна сводиться к «компьютерной грамотности», это явление более высокого порядка.

Поэтому «Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности» является частью  «Программы формирования универсальных учебных действий».

Можно проследить взаимосвязь формирования всех видов УУД и ИКТ-компетентности.

При формировании личностных УУД формируется:

  • критическое отношение к информации и избирательности ее восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей.

При формировании регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:

  • оценка условий, хода и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
  • использование результатов действия, размещенных в цифровой информационной среде, для оценки выполненного действия обучающимся, а также для их коррекции;
  • создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.

При формировании  познавательных универсальных учебных действий обеспечивается:

  • поиск информации;
  • запись информации об окружающем мире и образовательном процессе, в том числе с помощью аудио- и видеозаписи, цифрового измерения;
  • структурирование знаний в виде диаграмм, карт, линий времени и генеалогических деревьев;  
  • построение моделей объектов и процессов из элементов реальных и виртуальных конструкторов.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных учебных действий. Для этого используются:

  • создание гипермедиа сообщений;
  • выступление с аудиовизуальной поддержкой;
  • фиксация хода коллективной/личной коммуникации (аудио-, видео- и текстовая запись);
  • общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).

Уровень современного учителя не должен отставать от уровня современного ученика. Федеральный государственный образовательный стандарт, сопровождающие его документы, а также квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ  Минздравсоцразвития России 14 августа 2009 года) являются основой для квалификационных требований, предъявляемых сегодня к учителю,  обязывают его пересмотреть свое отношение к использованию средств ИКТ и потратить достаточное время и силы на формирование собственной ИКТ-компетентности.

Под ИКТ-компетентностью подразумевается личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей педагогической деятельности. Это способность педагога решать учебные, бытовые и профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Говоря о требованиях к ИКТ-компетентности учителя, можно выделить несколько групп требований:

  • технологическая, или общепользовательская компетентность;
  • педагогическая компетентность;
  • профессиональная (предметная) компетентность.

Технологическая (общепользовательская) ИКТ-компетентность означает, что учитель является грамотным пользователем современного компьютера, подключенного к локальной сети и Интернету:

  • умеет пользоваться набором программного обеспечения;
  • умеет работать в локальной сети и пользоваться базовыми сервисами Интернета.

Второй составляющей ИКТ-компетентности учителя можно считать педагогическую ИКТ-компетентность. Наличие названной компетентности означает, что учитель способен осуществлять образовательный процесс в соответствии с целями, которые ставятся информационным обществом перед системой общего образования, и продуктивно использовать ИКТ в этом процессе. Она связана с глубокой перестройкой методики обучения и содержания образования:

  • применение информационных технологий для разных форм образовательной деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной;
  • планирование проектной деятельности с учетом возможностей ИКТ;
  • использование доступных ресурсов Интернета;
  • использование интерактивных моделей, виртуальных лабораторий;
  • использование дистанционных ресурсов при подготовке домашних заданий;
  • подготовка заданий и тестов в электронном виде.

Еще одна важная задача, стоящая перед учителем, – привлечь учащихся к активному участию в образовательном процессе (в ИС), используя для этого современные средства коммуникаций: электронную почту, форум, Skype и т.п.

Третья составляющая – профессиональная ИКТ-компетентность учителя. Учителю необходимо владеть расширенными приемами самостоятельной подготовки дидактических материалов и рабочих документов, что позволит запланировать и организовать комплексное использование средств ИКТ в образовательном процессе.

Отвечая всем этим требованиям, учитель сможет решать профессиональные задачи на уровне представителя современного информационного общества, в том числе организовывать образовательную деятельность по формированию ИКТ-компетентности учащихся.

Учителя начальных классов МАОУ гимназия № 10 владеют ИКТ-технологиями, активно используют в своей работе интерактивные доски, документ-камеры, веб-камеры, систему голосования Senteo, нетбуки, работают с ЭОР и создают свои электронные дидактические материалы, осуществляют дистанционное обучение. Напрашивается вывод, что уровень ИКТ-компетентности этих учителей высокий. Однако из бесед с учителями выяснилось, что никто из них не считает так. Объясняют они это тем, что информационные технологии в мире так стремительно развиваются, что приходится постоянно узнавать и осваивать что-то новое, поэтому они никогда не бывают удовлетворены уровнем своей ИКТ-компетентности и повышают его через:

  • курсы повышения квалификации, в том числе дистанционные;
  • мастер-классы по презентации нового оборудования и программного обеспечения компании Polymedia и др.;
  • работу творческих групп;
  • консультации по вопросам использования ИКТ в образовательном процессе;
  • участие в сетевых профессиональных сообществах;
  • расширение сферы применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе;
  • участие в профессиональных конкурсах.

Кроме того, чтобы педагог стал компетентным в области ИКТ ему необходимо: пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, формирование нового типа мышления.

Все это возможно при поддержке и понимании администрацией ОУ тех задач, которые стоят сегодня перед учителем и перед образованием в целом. При этом у администрации тоже должна быть сформирована ИКТ-компетентность – способность  эффективно использовать информационные и коммуникационные технологии в своей деятельности:

  • планирование учебно-воспитательного процесса;
  • документооборот;
  • создание и ведение различных баз данных (нормативно-правовой, методической и др.);
  • проведение мониторинга;
  • организация взаимодействия с родительской общественностью, социальными партнерами, другими ОУ, органами управления.

Учитель и администрация оказывают влияние на формирование ИКТ-компетентности родителей обучающихся. В МАОУ гимназия № 10 формирование ИКТ-компетентности родителей осуществляется в следующих направлениях:

  • получение информации о проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы;
  • получение информации о результатах  успеваемости детей через электронный журнал на Dnevnik.ru;
  • интернет-общение с администрацией школы и учителями на портале гимназии;
  • интернет-знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса.

Мне как классному руководителю 1 класса очень удобно использовать электронный журнал на Dnevnik.ru. Все родители моих учеников подключены к нему и являются его активными пользователями. Там они могут прочитать объявления, найти рекомендации по проектной деятельности детей, разместить фотографии с классных праздников, поучаствовать в форумах по различным вопросам и т.д.

Подводя итог всему выше сказанному, хочется отметить, что ИКТ-компетентность всех участников образовательного процесса взаимообусловлена, ее формирование должно проходить в единой информационно-образовательной среде.

 

Список литературы

  1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
  2. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников:
    пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Е.И. Булин-Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов, Е.Н. Хохлова]. – М.: Просвещение, 2011.
  3. http://region56.ucoz.ru/load/ikt_kompetentnost_uchastnikov...  
  4. http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf
  5. http://www.krirpo.ru/etc.htm?id=745 
  6. http://ito.edu.ru/sp/publi/publi-0-Semenov.html

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 10)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела