Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Профильное обучение: опыт и перспективы реализации»
Выпуск №41 Июнь 2012 | Статей в выпуске: 108


Ирина Павловна Пахтусова,
учитель начальных классов МКОУ Чернаковская начальная общеобразовательная школа Ордынского района Новосибирской области

Применение электронно-образовательного пособия
«Природа, человек, общество» в обучении младших школьников

Современное образование немыслимо без современных средств обучения. Особое место среди них отводится электронным образовательным ресурсам, в частности электронным учебным пособиям, воспроизводимым на компьютере.

Вот уже несколько лет на своих уроках использую ЭУП (электронное учебное  пособие)  «Природа, человек, общество». Предметное содержание этого пособия соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования по образовательной области «Окружающий мир». То есть данное пособие создано не для определённого УМК, а предусматривает использование вариативного и личностно-ориентированного подхода в процессе обучения младших школьников.

В чём же ещё преимущество данного пособия? Во-первых,  ЭУП дополняет содержание и методику обучения материалом, который увеличивает возможность обогащения (уточнения, систематизации) чувственного опыта обучающихся (различные демонстрации), особенно в тех случаях, когда в реальной учебной ситуации это восприятие невозможно или затруднено. К примеру, демонстрация (в условиях «свернутых» сроков) динамики развития объекта природы, наблюдение отдельных, скрытых от прямого «глаза» моментов.

 Во-вторых, обеспечивает условия для индивидуализации процесса обучения (организации индивидуального тренинга, творческих работ, тренировочных упражнений и пр.) как школьников, испытывающих трудности в обучении, так и успешных. Например, в каждой теме предлагаются задания, разные по уровню сложности.

В-третьих, уровень наглядности значительно выше, чем у учебника с печатной основой. Причем наглядность более высокого уровня, так как она реализуется с помощью анимации, звукового сопровождения, видеосюжетов.

В-четвертых, оно является по своей структуре открытой системой. Его можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации. Специфической особенностью пособия является то, что оно позволяет легко комбинировать материал с учетом этапа обучения, отношения детей к учению, а также индивидуальных интересов учителя.

Кроме того, пособие обеспечивает создание учителем благополучного интеллектуального фона обучения, особенно необходимого для хорошо успевающих учащихся, т.е. позволяет вести обучение  в «зоне ближайшего развития».

Основными содержательными линиями ЭУП «Природа, человек, общество» являются следующие:

– «Земля – наш общий дом»;

– «Природа»;

– «Человек и природа»;

– «Человек»;

– «Общество».

Линия «Земля – наш общий дом» интегрирует знания детей о планете, на которой они живут, формирует осознание места человека в окружающей природе, его роль по сохранению и поддержанию среды обитания. Одной из задач изучения этой содержательной линии является пропедевтика астрономических знаний.

Следующая содержательная линия – «Природа», обогащает чувственный опыт ребенка, дает возможность наглядно представить многие объекты действительности, которые они не могут воспринимать непосредственно, а также в процессе коллективного обсуждения выделять природные зависимости, связи, закономерности. Младший школьник получает возможность в процессе решения различных учебных задач (тестов, игровых упражнений и пр.) применять полученные знания в самостоятельной деятельности с использованием персонального компьютера.

Основная идея содержательной линии «Человек и природа» показать особенности взаимодействия человека с природой, зависимость состояния природных объектов от поведения и деятельности людей, углубить правила экологически грамотного отношения к среде обитания.

Младший школьник для успешного формирования самооценки, развития отношения к себе, своей деятельности и поведению должен иметь знания о себе как о биологическом и психологическом существе. Эту функцию «Окружающего мира» помогает реализовать содержательная линия «Человек». Изучение этого раздела с помощью дополнительной информации, которую предоставляет ЭУП, позволяет создать своеобразный «мостик» между знаниями о человеке как биологическом индивиде и знаниями о человека как социальном существе, то есть преемственность между содержательными линиями «Человек и природа» и «Общество».

Основное значение изучения содержательной линии «Общество» заключается в формировании статуса младшего школьника как равноправного члена российского общества, российского государства. ЭУП предоставляет существенную содержательную и технологическую поддержку в формировании таких понятий как «право», «обязанность», «страна», «государство», «родина», «конституция» и др., освоение которых вносит вклад в социальное развитие ребенка 6-10 лет.

Отбор содержания по каждой теме позволяет одновременно решать познавательные и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие напрямую зависит от отбора не только содержания, но наиболее целесообразных для решения учебной задачи фактов, событий, явлений. Например, работа с материалом задания «Великие жители Москвы». Используется дополнительный материал для развития исторических представлений, воспитания чувства гордости за принадлежность к российскому народу. Формируются представления о выдающихся личностях отечественной истории. Суть задания состоит в следующем: на экране возникают портреты великих людей, проживавших в Москве (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Тропинин, Левитан, Чехов, Третьяков, Чайковский, Глинка). Под каждым портретом – место для написания текста ответа на вопрос «Чем знаменит этот выдающийся москвич?».

В соответствии с учебными целями содержание ЭУП делится по способам организации учебного материала на пять разделов:

1) Демонстрации.

2) Учебные упражнения.

3) Игровые сюжеты.

4) Тесты.

5) Индивидуальные задания, подготовленные учителем.

Демонстрация представляет собой наглядное зрительно-иллюстративное предъявление ученику информации, то есть основное назначение демонстраций сформировать представление школьников об изучаемом объекте.

Учебные упражнения, представленные в ЭУП, выполняют следующие дидактические функции:

– позволяют на основе демонстрационного материала организовать коллективное обсуждение проблем, связанных с формированием тех или иных научных (преднаучных) представлений и понятий, адекватному использованию научной терминологии;

– формируют умения самостоятельно добывать знания, классифицировать, сравнивать, объединять в группы, делать выводы, выделять закономерности;

– формируют умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности при решении нестандартных учебных задач, в том числе в условиях игрового правила и заданных игровых действий;

– формирует умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки как существенных показателей сформированности учебной деятельности школьника.

Конструктор поля деятельности и игровая среда ученика позволяет организовать самостоятельную деятельность ученика как в условиях контроля со стороны учителя, так и самоконтроля. Здесь представлены разные поля деятельности: работа с контурной картой;  самостоятельное составление игрового поля на заданную тему и т.п.

Задачи на конструирование являются наиболее интересной содержательной формой работы ученика с ЭУП и несут максимальный обучающий эффект.

Использование тестового характера упражнений. Система тестовых заданий позволяет как учителю, так и самому ученику проконтролировать успешность овладения знаниями, умениями и навыками по изученному материалу. В ЭУП представлены тестовые задания разного уровня и разной технологии. Разный уровень позволяет обеспечить индивидуальный подход (задания низкого, среднего и высокого уровня), разная методика позволяет проверить возможность ученика определять способ построения тестового задания (на выбор ответа, поиск ошибки, дополнение, устранение лишнего, сравнение и др.).

Раздел «Задания от учителя» первоначально пуст и предназначен для заданий, которые может подготовить учитель самостоятельно. Специальный пустой раздел отведен в каждой теме/подтеме  для того, чтобы учитель мог создавать свои линии обучения, не затрагивая базовых упражнений, разработанных и поддерживаемых фирмой-разработчиком ЭУП.

Дети моего класса с удовольствием воспринимают использование ЭУП «Природа, человек, общество».

Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное – продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может использование на уроках современных информационно-коммуникационных технологий.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела