Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Профильное обучение: опыт и перспективы реализации»
Выпуск №41 Июнь 2012 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(4) Елена Николаевна Воропаева,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 202 Октябрьского района г. Новосибирска

Спецкурс «Культура родного края»

Современное образование даёт возможность ученикам изучать историю родного края в рамках школьной программы по предмету «История Сибири» и спецкурсам по литературе, искусству. В своей работе я стараюсь обратить внимание ребят на огромный культурный и научный диапазон нашего города, чтобы они могли использовать в своём развитии этот потенциал. Стараюсь показать Новосибирск с лучшей стороны, воспитываю любовь к родному городу, краю. Благодатным материалом, помогающим мне в работе и воспитании, является спецкурс «Культура родного края». Программу данного курса выстроила так, чтобы у ребят было время готовить проекты, читать художественную литературу писателей Сибири. Уроки в расписании стоят последними, что даёт возможность посещать музеи и компенсировать затраченное учениками время на экскурсии.

 

Программа спецкурса «Культура родного края»

Пояснительная записка

 

Курс «Культура родного края» разработан как интегрированный предмет. Его содержание, принципы построения и система преподавания обеспечивают  комплексное взаимодействие различных видов искусства для формирования личности школьника, его нравственных убеждений, целостного представления об особенностях материальной и духовной культуры народов разных национальностей, уважительного отношения к обычаям, традициям, языку народов.

Данная программа составлена по рекомендациям НИПКиПРО, который обеспечивает общеобразовательные учреждения примерными программами по региональному компоненту, методическими рекомендациями, определяющими порядок их включения в соответствующие предметные программы.

Основная цель курса – формирование личности школьника на лучших традициях национальной культуры. В наше время это приобретает особый смысл, в связи с возникновением очагов напряженности на межнациональной основе.

Активно противостоять нарушению национальных культур школьники могут тогда, когда они вооружены знаниями об истории и культуре родного края. Эти знания помогут им разобраться в социальных проблемах, выработать собственную точку зрения на важнейшие жизненные проблемы, найти свое место в жизни.

Задачи:

– развивать у школьников понимание искусства и культуры;

– приобщать к миру прекрасного, способствовать формированию чувств патриотизма и уважения к народам разных наций, их обычаям, традициям, языку;

– воспитывать любовь к искусству, знакомить с шедеврами, созданными в крае;

– развивать у школьников системный взгляд на художественную культуру родного края, представления о целостности, единстве и ее многообразии; вариативности личных интерпретаций её феноменов, что способствует включению подростка в продуктивную, поисковую и творческую деятельность.

 

Требования к уровню подготовки школьников

В результате изучения и овладения стандартом регионального компонента ученик должен знать/ понимать:

  • основные направления и имена выдающихся представителей различных видов искусства, работавших в регионе в различные исторические периоды;
  • памятники материальной и духовной культуры региона, вошедшие в мировой художественный фонд;
  • виды деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного творчества, прославивших край, область, район, село (населенный пункт) или школу;

 уметь:

  • выделять регионально значимые черты творческого наследия сибирских авторов и зодчих на основе знакомства с музейными экспонатами и экскурсионным ознакомлением;
  • показывать элементарную обученность навыкам работы с источниками, преобразования информации в продукт (реферат, доклад, презентацию, проект и.т.п.) на основе собственной учебно-поисковой и проектной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения;
  • ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе через сопоставление его с региональными особенностями развития искусства;
  • организации личного и коллективного досуга; высказывания собственного суждения о деятелях искусства Сибири через анализ их произведений.

Одним из результатов работы со школьниками стала научная работа и экскурсия «Мифы и реальность старой площади», выполненная Сусловым Александром.

Исследовательская работа примечательна тем, что ученик разработал новый экскурсионный маршрут нашего города. Александр сумел найти незаполненную нишу в туристической жизни Новосибирска.

Учеником изучены исторические документы и отобраны  только самые интересные факты, чтобы лаконично разработать экскурсию. Хроника, связанная с архитектурными объектами, подкреплена мифами и легендами, что привлекает внимание  школьников-туристов. Используемая информация общедоступна.

Александр провел экскурсию для учеников 6 класса в течение урочного часа, тем самым доказал, что маршрут экономичен по времени и при этом содержит много информации по истории нашего города.

В мае 2010 года работа была представлена на городском конкурсе «Экскурсионные маршруты нашего города», номинация «Новосибирск архитектурный», и заняла 1 место.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Первые шаги в науке
2. Спецкурс «Культура родного края»
3. Творчество моих учеников