Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Профильное обучение: опыт и перспективы реализации»
Выпуск №41 Июнь 2012 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(14) Людмила Анатольевна Гайдай,

учитель географии высшей квалификационной категории
МАОУ гимназии № 11 «Гармония»
Октябрьского района г. Новосибирска

Творчество моих учеников

За время работы в школе чётко сформировались мои основополагающие заповеди как учителя.

  1. Люби детей!  
  2. Будь правдивым и справедливым!
  3. Постоянно ищи в ребёнке богатство его души!
  4. Научи детей думать и любить!
  5. Учёба – это труд, и, прежде всего, непрерывный труд души.
  6. «Доброе слово – уже доброе дело», – говорят японцы.
  7. Основная моя заповедь – НЕСТИ  ДОБРО!

Моя задача – увлечь учением, перекинув прочный мостик, соединяющий личный духовный багаж ребят с тем, чему учу.

Всё, чему я стремлюсь научить детей, происходит на уроках географии, занятиях кружка, элективах, профилях и во внеурочной деятельности, принимая участие в различных конкурсных  программах. География имеет большие возможности для развития личности, для формирования общечеловеческих ценностей: она учит мыслить, развивает умение прогнозировать, формирует умение ставить цель и осуществлять её, развивает инициативу, творчество, воспитывает трудолюбие и взаимоуважение.

Цель своего учительского труда вижу в воспитании целостной личности, формируя у школьников ключевые компетенции, через проектную деятельность, развивая творческие способности учащихся, что позволяет добиваться положительной динамики качества образования.

Безусловно «сверхзадачей» образовательного процесса всякого учителя является формирование личности ребенка. Добиться этой высшей цели возможно, если сформировать у школьников ключевые компетенции, используя технологию формирования ключевых компетенций учащихся через организацию творческой и проектной деятельности.  

Среди моих учеников есть призеры олимпиад различного уровня, научно-практических конференций и научно-инновационных проектов в рамках международных программ.  

Около восьми лет я работаю в классах профильного уровня, где веду географию и экологию. А с учащимися 5-9 классов веду кружок любителей географии и экологии «Эрудит», «Эко», «ЗОЖ»; спецкурс «Я в окружающем мире» и «Секреты о моём здоровье», формируя у учащихся эколого-географическую культуру личности.   

Одним из требований современного образования является развитие творческого потенциала учащихся. По мнению Л.С. Выготского, «творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». Безусловно, в учебниках по географии представлена система творческих заданий для учащихся. Но дети очень любят задания на развитие воображения. Так как оно является базой для развития творчества. Часто задания выполняем в парах или коллективно, что не только формирует коммуникативные компетенции учащихся, но и способствует в целом развитию личности, так как в процессе этого общения идёт нравственное становление ребёнка. Система заданий способствует развитию абстрактного мышления детей, формированию коммуникативных компетенций учащихся, вместе с тем будит творческую мысль школьников, их фантазию, позволяет овладеть детям умениями и навыками работы с картами атласа, находить причинно-следственные связи.

В каждом человеке есть солнце,

Надо только. Чтобы оно светило!

Сократ

Я учу своих учеников на уроках и внеурочной деятельности творчеству. А что такое творчество? Есть много научных определений этого термина. Но мой опыт и опыт моих коллег подсказывает очень простую трактовку: творчество – это проявление себя здесь и сейчас, каждую секунду жизни. Это активное действие, направленное из глубины человека, чтобы полнее и четче выразить себя вовне. Формы выражения творчества могут быть разными: слово, жест, картина, движение, стихотворение, статья…

Творчество – это и результат, и процесс одновременно. Процесс выражения себя – это творчество. Уметь творить – это уметь прислушиваться к себе и уметь выражать это вовне.  

Творчество – это выражение своих эмоций и чувств. В творчестве человек может показать своё отношение к природе, свои мысли. Оно отвлекает человека от плохих мыслей, помогает ему обрести себя, познать мир.

Мои ученики проявляют творчество, участвуя в различных конкурсах. Например, в творческих конкурсах, которые проводит «Горводоканал» города Новосибирска.

Я представляю несколько работ моей ученицы Симоновой Анны и Черенковой Анастасии.

Симонова Анна

Вода в годы войны

Вода в годы войны

Вода на вес золота,

Есть не всегда,

А жизнь без воды – это просто беда.

Военный в окопах сидит день и ночь,

Но фляжку с водой не несет ему дочь.

Она занята? Быть не может такого,

Отца для неё не найдётся другого.

Дочь в окружении, фашисты идут,

Никого не щадят, они всех убьют!

Но дочь не оставит отца в одиночку,

Сразу же видно… военная дочка.

Она обошла одного и второго,

Зашла за сарай, там ждут её снова.

Теперь ей уж некуда было деваться,

Один только выстрел в деревне раздался.

Девчонка упала лицом в белый снег

И фляжку с водой прижала к себе.

Успела сказать она: «Папа, люблю, но больше, увы, я к тебе не приду».

А папа… он понял, что где-то беда,

И крикнул: «Дочурка, с тобой я всегда».

Отец побежал, всех рубил без разбора:

Убил одного и ранил другого.

Но жажда от папы ещё не уйдет,

Пока свою фляжку он не найдёт.

Нигде нет воды, зима на дворе,

Один только снег ласкался к щеке.

А он все идет и дочь свою ищет,

А ветер седой по улице свищет.

Вдруг видит отец знакомое место:

Разрушенный дом и село опустевшее.

Одно только слово всё объяснит:

«Война» – она никого не щадит.

Обходит отец пустой уголок

И видит до боли родной закуток…

Лежит небольшой человечек в платке

И сильно сжимает он что-то в руке.

И понял отец: мертва его дочь,

Но время обратно уже не вернешь.

Он встал на колени – не зарыдал,

Нестерпимую боль из сердца прогнал.

Отправил дочурку в последний он путь,

А руки он к фляжке не смел прикоснуть.

Пусть эта вода его скорбь унесет,

А этот отец до Берлина дойдёт!      

 

Вода – это главный ресурс

Время летит, несется стремительно

В век технологий жить удивительно.

Многое создали, придумали люди,

Но что же с природой так дальше будет?

Никого не заботят её богатства,

Сколько можно жить в потребительском рабстве?

Но еще ничего нельзя поделать,

А лишь жить отведенным тебе уделом.

И вода от этого часто страдает,

А ведь без неё человек погибает.

В чистоте содержать надо пресные воды,

А не сбрасывать в них фабрик отходы.

Ведь вода это главный ресурс и помощник,

И прожить без неё нам не возможно.

Сколько ГЭС мы построили пляжей, фонтанов,

Воду, используя из океанов.

Это очень удобно, красиво и важно.

Но помни бездумье – это опасно!

Лучше несколько раз все перепроверить,

Чем потом сожалеть и в лучшее верить.

А ведь стать наблюдательным вовсе не сложно

Или жить вы хотите в пустыне тревожной?

Вода – это мощь!  Она шуток не терпит

И погрешности сразу она опровергнет.

Человеческих жертв не оберешься

Не дай Бог с разъяренной стихией столкнешься.

А ведь люди мечтают о счастье на веки,

Но зачем вы тогда загрязняете реки?

Человек и природа одно и то же,

Что мать и дитя, зима и стужа.

Если б жили в гармонии, как с собой любимым,

То тогда и природа бы стала родимой.

Появилась бы нежность, сопереживание,

Стало чаще являться бы к нам состраданье,

Да и жить стало б проще, решались проблемы,

Стали б менее сложными наши дилеммы.

Мы ведь все-таки люди, мы не идеальны.

Но вопросом природы займись радикально!

Я хочу жить на воле, на чистой планете,

Чтобы больше смеялись, резвились дети.

Это вовсе не сказка, такое возможно

Нужно лишь постараться, ведь это не сложно!

 

Черенкова Анастасия, 9 «Г» класс

«Вода, вода, кругом - вода…»

Ни для кого не секрет, что наш организм на 70-75% состоит из воды. Ежедневно один человек выпивает около 1,5 литров, а на бытовые нужды тратит около 200-220 литров. Получается, что без воды жизнь человека представить невозможно, а запасы пресной питьевой воды на планете Земля ограничены. Проблема снабжения чистой водой особенно остро стоит перед жителями крупных городов, в том числе и нашего. Ежесуточно в Новосибирск поставляется 800 000 м3 воды. Естественно, что в этих условиях имеет место быть проблема качественной очистки воды. Как обезопасить свой организм от заражения инфекциями? Путями преодоления этой проблемы являются разработки сооружений инженерной инфраструктуры водопроводно-канализационного хозяйства, с помощью которых население обеспечивается водой. В нашем городе таким учреждением стал «ГОРВОДОКАНАЛ», который на протяжении 80 лет снабжает городских жителей чистой и качественной водой.

Работа такого учреждения заключается не только в том, чтобы обеспечить жителей города водой, но и в том, как вывести использованную воду из города. Канализация – составная часть системы водоснабжения и водоотведения с целью очистки от загрязнений и дальнейшей эксплуатации или возвращения в водоём.

Немаловажным в жизни является наличие в жаркое время года фонтанов, а зимой – скульптур изо льда. В нашем городе, по моим подсчетам, около 30 фонтанов. Совсем недавно был открыт фонтан на Площади Пименова, ставший самым большим фонтаном в Новосибирске. Он состоит из четырёх чаш: центральная, две боковые и маленькая верхняя чаша. Этот фонтан является первой частью Фонтанного комплекса, который будет состоять из семи фонтанов. Фонтанный комплекс символизирует главные реки Сибири. В центре, конечно же, наша река Обь.

Мне очень интересно наблюдать за фонтанами в темное время суток. Кажется, будто сотни разноцветных струй выстреливают прямо в небо. Подойду к фонтану и чувствую запах воды, запах жизни. На лицо падает капля воды, ветер сразу же обдувает её холодным  воздухом, капля катится, высыхая, по лицу. Прилив сил наполняет меня, я смотрю в ночную даль, понимая, как же все-таки прекрасен мир, мир жизни, МИР ВОДЫ!

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 418)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела