Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Профильное обучение: опыт и перспективы реализации»
Выпуск №41 Июнь 2012 | Статей в выпуске: 108


Лариса Леонтьевна Серикова,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 4 Центрального района г. Новосибирска

Ангелина Шадура,
ученица 4 «Б» класса МБОУ СОШ № 4 Центрального района г. Новосибирска

Первые шаги в науке

Одной из главных целей образовательно-воспитательного процесса сегодня является приобщение школьников к исследовательской деятельности. Многими известными психологами и педагогами доказано, что именно она в наибольшей степени развивает у человека способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал.

Именно в начальной школе закладывается интерес ребенка к исследованиям, «это годы приобретения или неприобретения ребенком желания и умения трудиться в зависимости от прочности и результативности освоения им всех базовых видов деятельности – умственных и практических, а также осознания и закрепления личностных свойств и качеств средствами учебных предметов дифференцированного, локального действия» (Н.Н.?Светловская).

Научно-практическая конференция – это как раз та площадка, на которой школьник может показать результат своей исследовательской работы, попробовать доказать и отстоять свою точку зрения. Очень хорошо, что в последнее время появилась возможность участвовать в них учащимся начальной школы. Младшие школьники активно проявляют интерес к исследованиям, с удовольствием выполняют поисковые и экспериментальные задания. В процесс исследовательской работы ученика младших классов включается не только учитель, но и родители. Главное в совместной деятельности над проектом взрослые должны помнить о том, что это работа ребенка и у него нужно развивать инициативу, самостоятельность, сохранять их непосредственность, дать им почувствовать радость обучения.

С первого класса я старалась предоставлять своим ученикам возможность для проявления своего интереса к исследовательской работе, в виде участия их в различных конкурсах.

В этом году особо хотелось отметить работу Ангелины Шадура на II Городской конференции младших школьников «Первые шаги в науке», которая проходила в 2 этапа: районный и городской. На первом этапе Ангелина со своей работой «Элементы античной архитектуры в облике Новосибирского Государственного Академического Театра Оперы и Балета» стала победителем и представляла ее на втором этапе.

 

Элементы античной архитектуры в облике Новосибирского Государственного Академического Театра Оперы и Балета

Прогуливаясь по театральному скверу, посещая спектакли, я рассматривала это величественное, гигантское здание. Будучи поклонницей шоколадных конфет, обращала внимание на упаковки кондитерских изделий с изображением здания Новосибирского Оперного Театра. Меня заинтересовали традиции построения символа нашего города. Так родилось моё исследование.

В этом году Оперный Театр – здание-юбиляр. Исполняется 75 лет с момента награждения проекта здания Золотой медалью Всемирной выставки искусств и техники в Париже. Это и определило актуальность моего исследования.

С предметом, задачами и гипотезой исследования вы можете ознакомиться по слайду или книге. 

Цель моей работывыяснить, какие элементы античной архитектуры присутствуют в облике Театра Оперы и Балета.

На первом этапе работы я изучила историю строительства оперного театра.

В 1928 году приняли решение о строительстве Дома науки и культуры на Базарной площади. Предполагалось создание «трансформера», который мог превращаться в цирк, библиотеку, картинную галерею и даже служить местом проведения спортивных состязаний и водных пантомим.

Уникальная часть – конструкция купола, поддерживающая сама себя, не опираясь на колонны.  

В годы Великой Отечественной войны в театре, где ещё шли отделочные работы, хранились национальные сокровища многих музеев России.

В интерьере зрительного зала выделяются 16 античных скульптур, 8 дублирующихся гипсовых копий. Подробное исследование интерьера оперного театра станет продолжением моей работы в перспективе.

На втором этапе своей исследовательской деятельности я изучила традиции Римского архитектурного зодчества на примерах амфитеатра Колизея и храма Пантеон.

Сегодня от амфитеатра Флавиева остались лишь руины. Сначала здесь проводились различного рода игрища, включая сражения с животными, убийство пленников, сражения гладиаторов, водные битвы – для этого арена заливалась водой. Во время этих представлений погибло около 500 тысяч человек.

Здание римского Пантеона (храм, посвященный всем богам) известно своим размером и огромным куполом. В центре купола есть глаз, известный как «Большой Глаз», или «окулюс», который открывается к небу. Лицевой фасад здания украшают колонны, которые поддерживают остроконечную крышу.

Я узнала, что в архитектуре римляне были искусны в сооружении арок, сводов  и куполов. Они  использовали греческие стили колонн и только изменяли их по своему вкусу. Архитектурный ордер состоит из трех частей: главная часть ордера – колонна, расположенная над колонной – антаблемент, под колонной – пьедестал. Различают ордера дорический, ионический, коринфский.

На третьем этапе своей работы я сравнила архитектуру фасадов зданий Оперного Театра, Колизея и Пантеона.

Выяснила, что:

  • Лицевые фасады Новосибирского Оперного Театра и языческого храма Пантеон украшают архитектурные ордера, состоящие из 12 и 16 колонн соответственно.
  • В Новосибирском Театре ордер дорический (т.е. небольшая высота антаблемента, колонны опираются на базу; у карниза  более развита поддерживающая часть), а Пантеон украшают ордера коринфского типа (т.е. имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным желобками, и пышной капителью, состоящей из рядов листьев).
  • Схожи формы куполов в виде полусферы.
  • Купол оперного театра в вершине тоже имеет «Большой глаз», но это отверстие закрыто. Толщина именно этой части составляет 8 см.
  • Северный и южный фасад здания Театра в Новосибирске напоминает  Колизей.
  • Амфитеатром нисходящие ряды зрительских мест Оперного напоминают амфитеатр Флавиев.

Таким образом, наш Сибирский Колизей хранит тайны античной культуры.

На четвёртом этапе исследования, с помощью классного руководителя, мы провели 2 вида опроса учеников:

1) В форме детских рисунков, на тему «Какое здание является символом города Новосибирска?». Выявили, что из 74 учащихся  42 считают символом нашего города здание Оперного Театра.

2) Анкетирование учеников.

Мне было интересно узнать, что знают дети об истории театра оперы и балета. Оказалось, что сверстники не знают:

  1. Истории строительства оперного театра.
  2. Значимых событий в жизни здания.
  3. Архитектурной  значимости  и  уникальности  театра.  
  4. Масштабов  Новосибирского театра оперы и балета.

После моего выступления перед учениками с презентацией исследовательской работы, провела повторный опрос. Выяснила, что знания сверстников по вышеперечисленным пунктам значительно расширились.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что:

  • выбранная мною  тема исследования актуальна;
  • проведённая  мною работа эффективна;
  • традиции античной архитектуры нашли своё воплощение в строительстве Оперного театра в Новосибирске.

Гипотеза моего исследования (Я предположила, что архитектура фасадов здания Театра Оперы и Балета и памятников архитектуры Древнего Рима Колизея и храма Пантеон аналогичны) доказана.

Словарь

1. Амати (итал. Amati) – итальянское семейство из Кремоны, занимавшееся изготовлением струнных смычковых инструментов, преимущественно скрипок.
2. 
Амфитеатр Флавиев – официальное название  Колизея в античном Риме. Его строительство начал император Флавий.
3. 
Амфитеатр (от греч.  – «вокруг», «театр») – древнеримская постройка для разнообразных массовых зрелищ (гладиаторских боёв, звериной травли и т.д.). Всё строение окружено высокими стенами либо углублено в землю.
4. 
Андреа Гварнери (итал. Andrea Guarneri, 1622 или 1626-1698) – знаменитый изготовитель смычковых инструментов. Был учеником известного мастера Николо Амати.
5. 
Антаблемент (фр. – стол, доска) – балочное перекрытие пролёта или завершение стены, верхняя часть архитектурного ордера.
6. 
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге (от фр. – место уединения, приют отшельника, затворничество) – крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.
7. Дорический  ордер – имел несколько более стройные пропорции колонн и относительно меньшую высоту антаблемента. Отличия были и в отдельных формах: колонны опирались на базы; карниз имел более развитую поддерживающую часть.
8. 
Древний Рим – одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma – Рим).
9. Ионический ордер – ордер в наибольшей степени наследовал формы и пропорции греческих образцов. С  развитием тенденций к обогащению несколько усложнились элементы, особенно карниз.
10. 
Капитель (от лат. – голова) – венчающая часть колонны.
11. Колизей (от лат. – громадный, колоссальный), или амфитеатр Флавиев – амфитеатр, одна из самых больших арен, памятник архитектуры Древнего Рима. Находится в Риме.
12. Коринфский ордер олтличается стройными пропорциями и декоративным богатством. Богат и карниз, который близок по составу к римско-ионическому ордеру, но дополнен резными кронштейнами, поддерживающими выносную плиту.
13. Купол (от лат.  уменьшительное от cupa  – бочка) – пространственная несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.).
14. Ордер (лат. ordo – строй, порядок) – тип архитектурной композиции, состоящей из вертикальных колонны, и горизонтальных (антаблемент) элементов. Появился в Древней Греции.
15. Пандус (фр. – пологий скат), также рампа – прямоугольная или криволинейная в плане пологая наклонная площадка, соединяющая две разновысоких горизонтальных поверхности, обычно для обеспечения перемещения колёсных транспортных средств с одной на другую.
16. Пантеон (др. греч. – храм или место, посвящённое всем Богам) – «храм всех богов» в Риме, памятник архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный во II веке н. э. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Представляет собой большое инженерное достижение античности.
17. Пьедестал (от итал.  из piede «нога» и stallo «место») – то же, что и постамент; художественно оформленное основание, на котором устанавливают произведения.
18. Страдивари (итал. Antonio Stradivari; 1644 – 18 декабря 1737) – знаменитый мастер струнных инструментов, ученик Николо Амати.
19. Сфера (греч.  – мяч) – замкнутая поверхность, геометрическое место точек в пространстве, равноудалённых от данной точки, называемой центром сферы.
20. Фасад (фр. – передний, лицевая сторона здания) – наружная, лицевая сторона здания.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 126)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела