Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Профильное обучение: опыт и перспективы реализации»
Выпуск №41 Июнь 2012 | Статей в выпуске: 108


Нина Александровна Хомякова,
заместитель директора по УВР МБОЛИ «Лицей № 7» г. Бердска

Система обучения и развития интеллектуально одаренных детей в лицее № 7 города Бердска

Цели и задачи образовательной политики МБОЛИ «Лицей № 7» как современного образовательного учреждения связаны с индивидуальным подходом к каждому участнику образовательного процесса, развитием одаренности, талантливости, привитием духовно-нравственных ценностей, уважением к традициям своего народа, умением жить в информационном мире.

Эти идеи реализуются в проекте «Специализированные классы естественнонаучного направления», в котором лицей участвует второй год. В результате конкурсного отбора в 2010 году открыты два химических класса, в 2011 – eщё один. Проект направлен на создание благоприятных условий для познавательного и личностного развития обучающихся, постоянное наращивание творческого потенциала учащихся с учетом их склонностей и одаренности в естественнонаучном блоке предметов. Для обучающихся 9Б,10Б,11Б классов интересны предметы: химия, биология, физика – именно с ними они связывают выбор своей будущей профессии. Отличие обучения в специализированных классах не только в наборе и количестве часов по естественнонаучным предметам, но и в организации учебного процесса. У каждого из ребят индивидуальный учебный план, в котором реализуются предпочтения учеников. С помощью разнообразного набора элективных курсов, спецкурсов каждый старшеклассник формирует индивидуальную траекторию развития. Инновационность образовательного процесса проявляется в углубленном изучении предметов, интенсивности обучения, расширении образовательной среды за счет взаимодействия с преподавателями вузов, использования интернет-ресурсов, участия в дистанционных конкурсах и очных олимпиад. Куратор проекта Евдокимова Г.П. отмечает высокий уровень качественной успеваемости в специализированных классах. Успешность обучения по школьным предметам дополняется достижениями обучающихся во внеурочной деятельности. «Химики» завоевывают победы на муниципальном и региональном этапе олимпиад, получают призовые места в профильных олимпиадах, турнирах «Юных химиков», региональных конференциях и олимпиадах.

В муниципальном этапе олимпиады обучающиеся лицея стали победителя по химии в параллели с 8 по 11 класс, по биологии – 2 победителя, по физике – 1 победитель. Призерами муниципального этапа стали по химии – 3, биологии – 3, по экологии – 1 обучающийся лицея.

5 обучающихся специализированных классов стали призерами регионального этапа олимпиады школьников.

Две команды лицеистов активно участвовали в международном конкурсе «Интерра-2011». Обе команды стали победителями. В областном турнире «Осенняя  школа Юных физиков» (ДИО-ГЕН) – у команды лицея 1 командное место.

Стартовой площадкой для проявления одаренности стала межвузовская региональная олимпиада «Будущее Сибири». В первом туре первые места в каждой параллели заняли наши лицеисты. Еще 17 обучающихся специализированных классов заняли 2 и 3 места. На заключительной этапе этой олимпиады – 1 победитель и 6 призеров. Участие во Всесибирской олимпиаде по химии принесло в зачет специализированным классам 6 призовых мест.

В турнире «Юных химиков», проводимых центром «ДИО-ГЕН», команда лицеистов заняла 3 место в младшей лиге.

Обучающийся 11Б специализированного класса Романов Андрей по результатам Всесибирской олимпиады по  физике приглашен обучаться на бюджетной основе на физический факультет НГУ.

Одной из особенностей обучения в специализированных классах являются уроки ТРИЗ с 9 по 11 класс и «Живой инновации» в 10 классах.

Решение задач по физике, химии на основе теории решения изобретательских задач приводит лицеистов к оригинальным ответам, помогает найти нетрадиционные пути решения жизненных задач. Ведут спецкурсы по ТРИЗу учителя лицея. Возглавляет группу «тризовцев» Теребило Г.И., руководитель НОЦ «Инновационные технологии», к.т.н., профессор.

Курс «Живая инновация» преподается по пособию С.Л. Лескова «Живая инновация» с 2009 года. Десятиклассники знакомятся с понятием и историей развития инноваций, сами придумывают и реализуют инновации  в школе. Во всероссийском дистанционном конкурсе на лучший школьный проект «Инновации рождаются в школе» 3 работы лицеистов получили дипломы за вторые места.

Ученики специализированных классов активные участники и организаторы лицейских интеллектуальных игр «Счастливый остров», «Самый умный лицеист». Они являются  постоянными участниками дискуссионного клуба «Умная пятница».

Развитие творческой активности требует системного подхода и может успешно реализовываться на всех ступенях образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности. Ежегодно с 2004 года на базе лицея проводятся профильные смены летних каникулярных школ: «Экопланета», «Большая регата», «Великий шелковый путь», «Школа Нооген или жизнь на 5+», «Мы родом из Сибири», «Робинзоны Вселенной», «У истоков олимпиад». Каникулярная школа – это уникальная возможность максимальной реализации одаренности детей.

Профильная смена каникулярной школы предполагает создание такой среды, в которой в максимально непринужденной обстановке реализуются следующие задачи:

– развитие интеллектуальных способностей учащихся;

– формирование навыков исследовательской работы;

– включение учащихся в проектную деятельность;

– развитие творческого потенциала и творческой активности личности;

– приобщение ребят к разнообразному опыту социальной жизни;

– создание эмоциональной доброжелательной атмосферы, способствующей полноценному общению.

Обучающиеся «химических классов» с успехом покоряют не только интеллектуальные вершины. Они побеждают в конкурсах чтецов, занимаются в вокальной студии, прекрасно танцуют на лицейских балах. На 20-ой международной образовательной выставке «УЧСИБ 2012» хореографическая студия лицея получила диплом за первое место в конкурсе творческих коллективов. Двое обучающихся 9Б класса Гришокин Максим и Новикова Елизавета выиграли международный конкурс по немецкому языку и приглашены на лето в международный лагерь в Германии.

С одаренными детьми работают творческие учителя. Профессионально значимые личностные качества педагогов, работающих в спецклассах, уровень педагогической компетентности позволяет им проводить обучение на высоком качественном уровне, с опорой на современные информационные технологии, в форме индивидуальных и групповых консультаций в режиме онлайн, дистанционных мастер-классов по решению задач, в виде защиты межпредметных проектов. Учитель химии Родько Е.Д., учитель физики Медведева Л.А., учитель биологии Бахарева М.А. участвуют в региональных и всероссийских конференциях. Они на высоком уровне проводят открытые уроки и делятся опытом с коллегами на  мастер-классах и в педагогических мастерских.

Команда педагогов лицея реализует в специализированных классах принцип целостности и единства трех форм работы: выявление, развитие и обучение одаренных детей с учетом их индивидуальности, специфики класса и образовательного учреждения в целом. Поэтому, можно сказать об успешной реализации планов по созданию системы развития одаренных детей в лицее № 7.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела