Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Профильное обучение: опыт и перспективы реализации»
Выпуск №41 Июнь 2012 | Статей в выпуске: 108


Ирина Петровна Вольхина,
учитель технологии МБОУ СОШ № 8 г. Бердска

Развитие творческой одаренности учащихся в профильном обучении курса «Швейное дело»

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, его переориентация на социализацию творческой личности. Личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Время неумолимо требует перестройки всего того, что сегодня уже не соответствует требованиям процесса обновления. Школа является критически важным элементом в этом процессе.

В свете реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Профильное обучение в старшей школе определено правительством России в «Концепции модернизации российского образования».

Трудовое начало – важный, проверенный веками, принцип формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Трудно себе представить современного, воспитанного человека, не умеющего много и плодотворно трудиться, владеющим знаниями об окружающем его производстве, об отношениях и процессах.

Современное производство уже сейчас ощущает нехватку рабочих специальностей и поэтому получение рабочих профессий актуально на современном этапе.

Немаловажную роль в МБОУ СОШ № 8 города Бердска отводят вопросу преподавания предмета «Технология».

В течение пяти лет в нашей школе реализуется «Образовательная программа профильной подготовки учащихся 9 классов».

Образовательная модель технологического образования – это реализация рабочей программы по швейному делу на основе Государственного образовательного стандарта, программы элективного курса, мониторинга и индивидуальных образовательных маршрутов.

Цель предпрофильной подготовки: создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащихся.

С 5 по 8 класс в нашей школе более углубленно изучается раздел программы «Технология обработки ткани». Этот раздел позволяет лучше усвоить материал по «Материаловедению» и «Конструированию одежды», а также разнообразить ассортимент изготовляемых изделий, выполняя в процессе обучения комплекты одежды, состоящие из плечевых, поясных изделий и дополнений к ним. Тем более что это основа всех тестовых заданий олимпиад по технологии различного уровня.

В 8-9 классе проводится курс профессионального самоопределения (24 часа), на котором обучающиеся приобретают знания по различным видам профессий, знакомятся с характеристиками проф. пригодности, с выходом на публичную защиту проекта «Выбор Профессии». В настоящее время в условиях конкуренции к личности труженика и его творческому потенциалу предъявляются все более и более высокие требования.

Ведущим направлением в преподавании технологии остается отбор оптимальных способов, средств и технологий обучения. Среди большого многообразия существующих педагогических технологий особое место занимают технологии личностно-ориентированного образования, то есть метод проектов.

Впервые в своей педагогической практике я встретилась с методом проектов в 2001 году. За последние годы значительно расширились формы творческих проектов. Если раньше были в основном индивидуальные, то сейчас и коллективные работы и дизайн-проекты (интерьер, оформление окон).

Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому человеку увидеть себя как человека способного и компетентного.

В ходе реализации проектов учащимся приходится решать различные проблемы. Так, например, «Вторичное использование материалов» побуждает учащихся задуматься об экологических проблемах, проект «Вторая жизнь старых вещей» призван, воспитывать у обучающихся бережное отношение к предметному миру.

В конце 9 класса девушки выбирают творческие проекты, которые отражают весь уровень знаний и умений, а также представляют все звенья цепочки создания моделей одежды – от эскиза до готового изделия. Но на швейных изделиях мы не ограничиваемся. У нас много проектов по декоративно-прикладному искусству. Мы продолжаем работу, начатую на уроках по формированию у учащихся общекультурных умений и навыков. Работы обучающихся имеют практическую направленность, а также используются в качестве наглядных пособий на уроках технологии. Диагностика показывает, что у обучающихся во время работы над творческими проектами развивается интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Профильное обучение в старшей школе – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре содержания и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы и склонности учащихся и намерения для дальнейшего продолжения образования.

Для профессиональной подготовки учащихся 10-11 классов я разработала курс начальной профессиональной подготовки по профессии «Портной» ориентированный, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся.

Согласно действующему в образовательном учреждении учебному плану и с учетом направленности класса рабочая программа модифицирована и предполагает профессиональное обучение в объеме 272 часа, из них 90 теории и 182 практики.

Программа реализуется по учебно-методическому комплекту Т.О. Бердника «Швея. Портной легкой женской одежды» и Т.В. Могузовой «Практика по производственному обучению профессии портной», а также используем рабочие тетради Т.С. Сотниковой «Технология одежды».

Мною разработаны программы элективного курса по выбору «Стиль и Образ», «Текстильный дизайн интерьера», «Шью сама».

Я веду мониторинг индивидуальных достижений, отслеживаю динамику развития обучающихся», создала индивидуальные образовательные маршруты. И конечно, проектная деятельность осуществляется по выбору.

Наш профиль предполагает:

  1. Приобретение знаний о технологиях в современном обществе, о рациональных приемах ручной и машинной обработки конструкционных материалов, о моделировании и конструировании швейных изделий, о дизайне и его роли в создании услуг.
  2. Овладение умениями составлять технологические схемы и карты швейных изделий, выполнять поузловую обработку изделий, анализировать весь путь от эскиза до готового изделия (не обязательно швейного).
  3. Воспитание ответственного отношения и творческого подхода к трудовой деятельности; культуры поведения на рынке труда.

Технологии, которые мы используем в системе курса «Швейное дело», ориентированы на то, что бы каждый ученик получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть ключевыми компетенциями, общеучебными умениями и навыками, а так же познакомиться с характеристиками профессий.

За предыдущие годы обучения наши выпускницы овладели профессиональными умениями и навыками, которые очень пригодятся им в повседневной жизни и в быту.

Раз в два года у нас в школе проходит Дефиле моделей, которые изготавливаются за 10-11 класс. Все девушки получают огромное удовлетворение от проделанной работы.

Сегодняшние одиннадцатиклассники на пути к завершению курса делают вывод о том, что:

  • Во-первых, швейное дело это великий труд, которому необходимо учится;
  • Во-вторых, экономия семейного бюджета;
  • В-третьих, индивидуализация личности;
  • В-четвертых, возрастает шанс устроиться по выбранному профилю.

Девушки создают очень сложные изделия, которые получают признания не только в школе, городе, области, но и на всероссийском уровне.

Любая методика эффективна тогда, когда она дает положительный результат. Работа над творческими проектами приводит не только к активному развитию учебно-познавательной деятельности, но и к устойчивым навыкам и умениям. Наши достижения – результат высокого качества получаемых знаний.

А теперь о последних наших результатах (за последние 3 года), к которым мы шли несколько лет.

1. Профессиональное обучение.

В Новосибирском филиале Московского государственного университета Технологии и Дизайна обучаются наши выпускники 2009-2010 года: Мартемьянова Ольга, Веселкина Ольга, Золотарева Александра, Миненко Маргарита. Десюк Кристина, Гродвольд Алиса, Коптева Ирина, Южакова Дарья, Сугоняк Елизавета – студенты техникума легкой промышленности.

2. Участие в конкурсах различного уровня.

В городском конкурсе декоративно-прикладного искусства в рамках детско-юношеского фестиваля «Творчество» – 7 призеров в номинациях «Рукодельница», «Сделай мир краше».

В конкурсе юных модельеров «Мой стиль» на муниципальном этапе – 5 призеров; на региональном этапе – 1 Лауреат, 2 призера.

Бауэр Татьяна – Лауреат Всероссийского экологического форума «Зеленая планета» в номинации «Современность и традиции» (конкурс моделей одежды).

Бауэр Татьяна – Дипломант 1 степени Ассамблеи искусств «VI Всероссийского детско-юношеского фестиваля искусств Кубок России» в номинации «Дизайн костюма в народных мотивах» (2011 год).

Подбородникова Александра – Лауреат городского конкурса авторских жилетов «Комплимент жилету» («Черное и белое», 2012 год).

3. Участие в предметных олимпиадах.

В предметных олимпиадах по предмету «Технология» на муниципальном уровне 2 победителя, 7 призеров; на региональном уровне – 2 победителя, 4 призера; на всероссийском уровне – Бауэр Татьяна, Дипломант (2010 год, г. Армавир); Деведеркина Светлана, призер (2011 год, г. Тамбов и 2012 год, г. Армавир).

Уже дважды (в 2010-2011, 2011-2012 уч. гг.) ученица нашей школы ДЕВЕДЕРКИНА СВЕТЛАНА приняла участие в Заключительных этапах Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Технология». В олимпиадах принимали более двухсот участников из более 60 регионов РФ. Работы уч-ся лицейских и технологических классов были очень сильные и были сделаны на высоком уровне. Но результаты Светланы были более чем убедительны. На первой олимпиаде Светлана представляла работу «Платье-конструктор», а на вторую поехала с целой коллекцией вечерних и свадебных платьев (на рисунке).

 

 

Мы дважды стали призерами Всероссийской олимпиады, оставив позади такие регионы, как Санкт-Петербург, Самару, Мурманск, Томск. Мы очень рады за Светлану и желаем дальнейших творческих побед и свершений.

 

Деведеркина Светлана третья слева

4. Организация и проведение Молодежного фестиваля искусств в области дизайна, моделирования и изготовления одежды.

В апреле 2010 года в нашей школе проходила городская акция «Открытая школа», в рамках которой мы с учащимися подготовили и провели показ одежды, которую девушки сами и сшили. Так зародилась идея проведения фестиваля моды. А почему бы и нет?! Девушки много успевают сшить нарядов за 2 года, и не только себе, но и сестренкам, подружкам. И в апреле 2012 года на базе нашей школы был открыт I Молодежный фестиваль искусств в области дизайна, моделирования и изготовления одежды.

Вот что пишут корреспонденты городских газет: «По вполне настоящему подиуму, который делил актовый зал школы, шли волнующиеся модели. Струящееся вечернее платье и загадочная маска на лице модели, деловая юбка в пол активного желтого цвета, домашний уютный костюм, спортивный костюм с забавным зайцем впереди… Аплодисменты в зале не умолкали… Глаза у гостей разбегались» (Газета «Свидетель», Александра Ветрова). А представитель бердской швейной фабрики «Бердчанка» Нина Степанова, разводя руками, удивлялась: «Я даже не предполагала, что будет так много всего и так грамотно выполнено!». В этом Фестивале приняли участие не только учащиеся нашей школы, но приглашенные гости, в том числе и педагоги других школ города не остались равнодушными. Надеемся, что в следующем фестивале примут участие все школы города Бердска.

И напоследок…

Учитель, заинтересованный в хороших результатах своего труда, верящий в успех своего дела, может реализовать задачи личностно-ориентированного обучения, идя по пути от творчески работающего учителя к творчески работающему ученику.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела