Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Профильное обучение: опыт и перспективы реализации»
Выпуск №41 Июнь 2012 | Статей в выпуске: 108


Наталья Николаевна Осинцева,
руководитель методической службы МБОУ СОШ № 1 г. Бердска

Работа с одаренными детьми – особая миссия школы

Понятие «одаренность» в современной науке имеет десятки трактовок, порой противоречивых. Знаменательно, что в последнее время термин «одаренность» получил вновь общественное признание, что, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Проблемы обучения одаренных детей приобрели социальную значимость, потому как именно одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества и государства. 

Детская одаренность – одно из самых загадочных и интересных явлений природы. Согласно теории Д. Локка, разум человека с самого начала представляет собой «чистую доску». Что будет «написано» на ней, предопределяется, прежде всего, родителями ребенка. Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего они вырастают в интеллигентных семьях. И дело тут вовсе не в особых генах гениальности – их природа распределила между всеми детьми поровну. Дело в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.

Естественно, позиция родителей по отношению к развитию своего ребенка различна. Оптимально эффективной является стратегия саморазвития, при которой ребенок растет в атмосфере насыщенных познавательных интересов самих родителей.

Но рано или поздно ребенок идет в школу, и его, как бы он не был одарен, следует учить.

В 90-х годах в нашей школе появилась концепция и программа работы с одаренными детьми в массовой школе. Следуя концепции, миссия школы – в создании оптимальных условий для одаренных детей в плане учебы и отношений со сверстниками путем объединения усилий педагогов, родителей, творческой общественности, учреждений дополнительного образования. «Одаренному ребенку одаренного учителя!» – именно так наша школа позиционирует себя в современном обществе. Не менее важным условием является наличие у учителя навыков распознавания одаренности своих учеников.

Выявление одаренных детей в школе складывается из следующих этапов:

  • диагностика потенциальных возможностей детей (составление психологом карт актуального развития детей на готовность к обучению в школе, наблюдения за детьми в учебной и внеучебной деятельности, анкетирование родителей и педагогов в период адаптации) позволяет определить в каждом классе детей с повышенной познавательной активностью;
  • анализ особых успехов и достижений ученика;
  • создание банка данных по одаренным детям;
  • преемственность между дошкольным, начальным, основным общим и средним (полным) образованием.

В целях раннего выявления и сопровождения одаренных детей уже с первого класса обучающиеся привлекаются к творческой деятельности в форме участия в школьных конкурсах рисунков, конкурсах чтецов, выступлении школьных агитбригад, тематических устных журналов, участия в муниципальном конкурсе агитбригад по ПДД «Зеленая волна». Ведется работа с родителями и детьми по привлечению учащихся в дополнительные секции и кружки при школе (шахматный, краеведческий, «В стране здоровья»).

Начиная с 3 класса, обучающиеся участвуют в школьных и городских научно-практических конференциях, в олимпиадах по экологии и здоровому образу жизни, учащиеся 4-х классов успешно участвуют в муниципальных конкурсах: НПК, предметных олимпиадах по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, олимпиадах по экологии и здоровому образу жизни.

В 2011-2012 учебном году у школы появились новые возможности по выявлению одаренных детей. Учащиеся 4 классов приняли участие в «Едином диктанте», «Интеллектуальном марафоне» и «Математическом турнире».

Для подготовки детей к интеллектуальным муниципальным конкурсам несколько лет в начальной школе с октября ведется работа в клубе «Эрудит». Воспитанники клуба стабильно становятся победителями и призерами олимпиад и конкурсов.

Основная функция школы заключается в оказании помощи одаренным учащимся в их самореализации:

  • создание для ученика ситуации успеха через индивидуальное обучение и воспитание, личное учительское тьюторство, результаты которого отслеживаются в течение учебного года на заседаниях предметных МО; поощрение одаренных в конце учебного года на директорском бале «Зажги свою звезду»
  • включение в учебный план школы в прежние годы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы, в последнее время развитие творческих способностей осуществляется в реализации программ элективных курсов, таких как «Психология нашей жизни», «Практическая экология», «Паразитология», «Решение ситуаций по праву», «История в кино», «Основы строительного черчения», «Я и мое будущее» и др.
  • организация научно-исследовательской деятельности в школе в форме традиционных школьных НПК, школьных экологических фестивалей, интеллектуальных игр, работы научного общества школьников «Ноша», деятельности школьной газеты «Мыслитель» и школьной литературной гостиной;
  • организация школьного КВН;
  • организация спортивных соревнований: школьной спартакиады, турниров по перестрелке, волейболу, пионерболу, пулевой стрельбе, дружеские матчи между сборными учителей и обучающихся; работы школьных спортивных секций баскетбола, волейбола, легкой атлетики;
  • организация деятельности школьного военно-патриотического клуба «Сокол»;
  •  систематическая подготовка и активное участие в интеллектуальных играх и конкурсах (ЧИП, КИТ, «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Английский бульдог»), творческих конкурсах разного уровня («Класс года», «Добрая зима», «Безопасное колесо», КВН), фестивалях («Культура зарубежных стран», фестиваль вокального и художественного детского творчества «Весенняя капель»), предметных олимпиадах  (муниципальных, региональных и Всероссийских), муниципальных научно-практических конференциях, муниципальной конференции «Разумное, доброе, вечное…», областном проекте «Герой нашего времени».

Анализируя все направления работы с одаренными детьми в школе, можно смело сказать, что школа создает соответствующую развивающую образовательную среду для удовлетворения потребностей всех классификационных типов одаренности, а эффективность системы работы коллектива педагогов школы подтверждается достаточно высокими результатами учащихся в их личностном развитии.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела