Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Профильное обучение: опыт и перспективы реализации»
Выпуск №41 Июнь 2012 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(2) Вадим Сергеевич Плохотин,
учитель истории МБОУ № 178 Дзержинского района г. Новосибирска

Кадровое обеспечение внешкольных учреждений Западной Сибири во второй половине 1930-х гг.

Период с начала 30-х гг. и до середины 50-х гг. ХХ вв. считается временем становления внешкольной работы как системы общего образования. Именно в тридцатые годы происходит расцвет внешкольных учреждений, как в государстве в целом, так и в отдельных регионах. Внешкольная работа становится важным инструментом воспитания молодого поколения, а также составляющим элементом политики государства (индустриализации, коллективизации, военно-спортивной подготовки). К середине тридцатых годов происходит резкий рост внешкольных учреждений, развитие новых типов учреждений (как комплексных, так и специализированных), профильных станций, спортивных клубов, Домов, Дворцов пионеров и т.д. Большую роль уделяет государство созданию внешкольных учреждений в регионах, создавая систему воспитания молодого поколения и реализовывая потребности государства.

В это время руководство страны обращает внимание на проблему кадрового обеспечения, в том числе и в регионах. В Западной Сибири особенно активно развивалась внешкольная работа – в Томске, Новосибирске, Кемерово и др. городах, входивших в единый Западно-Сибирский край, а в дальнейшем и Новосибирскую область.   

Новосибирская область становится одним из ведущих регионов по развитию внешкольных учреждений. Как и в стране в целом, в области проявляются проблемы с кадровым  обеспечением, связанные с ростом и разветвлением внешкольных учреждений, а также с появлением новых форм  работы.

Первые же проблемы внешкольных учреждений  возникают с кадрами руководящих работников. При этом в выборе руководителей уделялось большое внимание стажу и благонадежности. Так, прошедшее в 1937 г. совещание актива Крайно, было не удовлетворено состоянием руководства Отдела Народного Образования на местах по всей внешкольной работе с детьми. В отчете Крайно говорилось, что Отдел Народного Образования на местах самоустранялось от внешкольной работы и занималось этой работой от случая к случаю. «Внешкольных учреждений они не посещают и  не знают кадров, и состояния проводимой ими работы. В тоже время в целом ряде районов отсутствуют руководители внешкольных учреждений: в Ленинске-Кузнецком нет заведующего подростковым клубом, в Черепаново заведующим ДТСХС. А из имеющихся работников, некоторые подобраны без учета качества, наличия у них стажа и опыта работы среди детей. [4. с. 9] Хуже того, в отделения внешкольных учреждений отсутствуют трудовые списки, анкеты, даже нет в наличии простых списков сотрудников данных учреждений (Анжеро-Суженское Детская техническая станция)». В целях улучшения   качества работы актив Крайно рекомендует провести проверку кадров все внешкольных учреждений, укрепив работу учреждений проверенными людьми в полнее пригодными для работы с детьми. [4. с. 9] 

Одним из ярких примеров является учетная карточка директора Пионерского клуба (Довгалюк Е.М.) в г. Кемерово. Социальное происхождение: крестьянка. Партийный и комсомольский стаж: член ВЛКСМ с 1913; Народность: финка. Образование: средне-специальное педагогическое. В учетной карточке представляется и образовательный стаж. Так будущий директор клуба имел опыт работы в Школе I ступени, в должности заведующей школы (1932-1933 гг.), РК ВЛКСМ Пред. РБДКО (1933-1934 гг.), методистом в методическом кабинете Детского рабочего клуба г. Ленинграда (1934-1936 гг.). [1. с. 34]

В это время главными учреждениями подготовки кадров становятся Дома пионеров, детские станции, отдельные внешкольные учреждения, где создаются методические кабинеты, в которых проводили лекции по внешкольной работе, ввели консультации, разрабатывали методические материалы. Один из видных примеров работа Новосибирского Дома художественного воспитание детей. Его работниками за первое полугодие 1936 г. было дано 26 консультаций и отправлено театрального материала в 28 школ Новосибирска и района. Сделано 3 выезда в школы, даны инструкции по проведению общегородских олимпиад. Театральным сектором проведена большая работа по консультации педагогов, кружководов и пионервожатых по вопросам постановки массовых работ в школе, по организации драмкружков, концертов, годовщин, компаний и  т.д. [3. с. 7]

Еще одна значимая работа проводилась Западно-Сибирской  краевой Детской технической сельско-хозяйственной станцией (далее – ДТСХС) в г. Новосибирске, обслуживающей 23 районных детских станции. ДТСХС помогала организации кружков в школах, оказывала методическую помощь через педагогический состав по соответствующим отраслям знаний. Квалифицированную помощь руководителям, школьным  кружкам в области растениеводства, зоологии и техники. Ежегодно на лето в ДТСХС организовывался для кружковцев и районных детстанций платный лагерь опытников на 2 сезона на 100 человек [2. с. 18].

В условиях нехватки педагогического персонала активно начинают привлекаться к внешкольной работе пионерские, комсомольские организации, учительство. К работе во внешкольных учреждениях привлекались при помощи партийных и общественных организаций передовики производства, инженеры-техники, ученые. Так, к работе в детском клубе Новосибирской области бюро Горкома были привлечены старые большевики для политического воспитания детей [1. с. 17]. 

Вторая половина 1930-х гг. стала той основой для становления структуры кадрового обеспечения внешкольных учреждений, которая во многом повлияет на развития внешкольной работы и в последующие годы. И в этом интересен опыт Новосибирской области, являвшейся одним из передовых регионов Западной Сибири в развитии внешкольной работы.

 

Библиографический список:

1)    ГАНО. Ф. Р. – 61. Оп. 1. Д. 1272.

2)    ГАНО. Ф. Р. – 61. Оп. 1. Д. 1391.

3)    ГАНО. Ф. Р. – 61. Оп. 1. Д. 1392.

4)    ГАНО. Ф. Р. – 61. Оп. 1. Д. 1597.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 12)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Картографическое сопровождение государственной политики в Сибири в XVIII – начале XX века
2. Роль Московско-Сибирского тракта в развитии грузоперевозок в XIX в.
3. Краткая история банковского дела в России и Новосибирской области
4. Достоин памяти горожан
5. Курс – трудовая школа
6. Война распорядилась по-своему
7. Голос истории
8. Суровое лицо войны
9. Фальшивые юбилеи. О времени основания старожильческих поселений на территории Новосибирской области*
10. Западно-сибирская ассоциация пролетарских писателей: история создания, основные направления деятельности
11. Публикации 1997–2007 гг. по истории Новосибирской области: статистико-библиографический анализ
12. Улица Выборная в Новосибирске: вехи истории
13. Кадровое обеспечение внешкольных учреждений Западной Сибири во второй половине 1930-х гг.
14. Протогородское село Бугринское в историческом развитии
(конец XVIII в. – 1931 г.)

15. Развитие Верх-Тулинского поселения во второй половине XIX – начале XX века
16. Развитие села Барышево Новосибирского района в историческом прошлом