Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация внеурочной деятельности школьников»
Выпуск №42 Октябрь 2012 | Статей в выпуске: 119


Все статьи автора(6) Юлия Владимировна Родионова,
учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №13» Центрального района г. Новосибирска

Развитие коммуникативных компетенций детей младшего школьного возраста через реализацию воспитательной программы «Я. Ты. Мы. Вы. Они»

В настоящее время главной задачей школьного обучения становится формирование у детей универсальных умений и способностей – ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной, специальной. Освоив их, ребенок впоследствии может легко адаптироваться в мировом сообществе.

Коммуникативная направленность процесса обучения одна из основных направлений гуманизации образования. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы – требования, предъявляемые сегодняшним обществом к младшему школьнику. Формирование коммуникативной компетенции, определенной в основополагающих документах как ключевой, решающей проблему активной социализации личности, обеспечивается достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.

Прежде чем говорить о том, каким образом формировать у детей младшего школьного возраста коммуникативную компетенцию, необходимо развести такие понятия как «компетенция» и «компетентность».

В научных трудах последнего десятилетия нет единого понимания базовых понятий «компетенция» и «компетентность».

И.А. Зимняя: «Компетенции – это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека»[6].

А.В. Хуторской: «Компетенция – некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика. Компетентность – уже состоявшееся его личностное качество (характеристика)» [5].

Г.А. Сергеев: «Компетенция понимается как совокупность взаимосвязанных качеств личности, заданных по отношению к определенному кругу предметов или процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность определяется как владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Таким образом, компетенции выступают как цели образовательного процесса, а компетентность, как результат, совокупность личностных качеств специалиста»[3].

И.С. Сергеев, В.И. Блинов: «Компетентность – это готовность к выполнению определенных функций, а компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций» <…>

Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации…готовность действовать в ситуации неопределенности» [4].

Е.О. Иванова: «…Компетенция – это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его самосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности. <…>»[1].

Компетентность, по определению Е.О. Ивановой, это владение соответствующей компетенцией, т.е. совокупностью взаимосвязанных знаний, умений, навыков и отношений, связанных с предметом учения, позволяющих выполнять целенаправленные и результативные действия с ним.

Таким образом, объединяя в единую, общую линию все эти понятия, под компетенцией можно понимать совокупность знания, умения и понимания, плюс опыт деятельности, а под компетентностью – владение определенной компетенцией.

Развитие коммуникативных качеств обуславливается необходимостью взаимодействия с другими людьми, объектами окружающего мира и информацией, умения ее отыскивать, преобразовывать и передавать, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать телекоммуникационные технологии. Для развития коммуникативных качеств в ребенке мной была разработана и апробирована программа воспитания «Я. Ты. Мы. Вы. Они.», для детей младшего школьного возраста, рассчитанная на четыре года. Цель этой программы – развитие коммуникативных компетенций через самооценку  и определение своего места в окружающем мире.

Для того, чтобы достичь поставленной цели необходимо:

1. Развивать личностные качества ребенка.

2. Формировать чувство гражданской идентичности, ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, уважительное отношение к традиционным российским религиям через развитие толерантности

3. Формировать навыки коллективного взаимодействия в урочной и внеурочной деятельности, в процессе которого обогащать  личность новым  социальным опытом.

Для эффективного решения поставленных целей и задач педагогическую деятельность осуществляла на системной основе. Система строилась в соответствии со следующими принципами:

1. Личностно-ориентированный подход.

* Учет индивидуальных и возрастных особенностей.

* Опора на положительные  качества личности ребенка.

* Подкрепление индивидуальных успехов.

2. Деятельностный подход.

* Мотивация деятельности, направленной на сотворчество.

* Социальная значимость выполняемой деятельности.

* Результаты совместной деятельности.

Для организации деятельности использовала совокупность методов:

1. Метод педагогического наблюдения

2. Метод личного примера

3. Метод эмоционального воздействия на учащихся

4. Метод убеждения

5. Метод упражнений

6. Метод диагностики

7. Метод изучения литературы по интересующему вопросу

8. Метод проектов

Реализация каждого метода предполагала использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации и особенностям учащихся.

В работе с детьми, вариативно, использовались следующие приемы:

1.Коммуникативные приемы.

2. Организаторские приемы (связаны с организаторской деятельностью воспитателя, направленные на существование ситуации вокруг ребенка).

Для положительной реализации программы использовала различные формы работы.

1. Игры на знакомство, сплочение коллектива, сюжетно-ролевые, социально-ролевые, деловые, интеллектуальные.

2. Дела: коллективные, творческие.

3. Мероприятия: конкурсы, общешкольные мероприятия, олимпиады, научно-практические конференции, КВН, спортивные мероприятия. Совместные посещения театров, музеев. Экскурсии.

4. Индивидуальная работа: беседы, контроль успеваемости, анкетирование и анализ результатов.

5. Работа с родителями: повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, анкетирование.

Предполагаемым результатом программы явилась сформированность определенных личностных качеств младшего школьника, а именно:

– способная самостоятельно строить свою жизнь;

– умеющая с удовольствием общаться и взаимодействовать с другими людьми;

– стремящаяся к духовному осмыслению происходящего с ней и с теми, кто ее окружает;

– испытывающая гордость за свой город, уважение к его истории, культуре;

– обладающая гражданской позицией, чувствующая сопричастность к судьбе страны.

Для того чтобы понять, каким образом идет развитие коммуникативных компетенций у детей, в течение четырех лет были проведены исследования. В них приняли участие 26 детей, из них 14 девочек и 12 мальчиков, а также 26 родителей этих детей, в большинстве мамы.

Первым было проведено анкетирование родителей детей первого класса. Были использованы анкеты, составленные Н.В. Чернушевич. Цель: получить необходимую в организационный период информацию об учащихся и их родителях.

Анализ ранжирования анкетных данных показал, что в классе много детей из неполных семей, их – 20%, а семей, где всего один ребенок – большинство – 56%. Семей, имеющих двоих и более детей – 24%. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что у детей ограниченное, полноценное взаимодействие с другими людьми. Это обуславливает необходимость развивать у них коммуникативные качества. Также по данным анкеты выяснилось, что родители очень много работают, этот факт не позволяет им полноценно общаться и развивать своих детей. Они читают мало литературы, касающейся вопросов воспитания и развития детей. Родителей необходимо заинтересовать, дать нужную информацию по данному вопросу.

К четвертому классу был создан сплоченный тандем из родителей и детей, активно участвующих в жизни класса и школы. Подтверждением этому послужил тот факт, что основная масса детей, а значит и их родителей, перешли в другую школу, в среднее звено, не изменившемся коллективом.

Также в исследовании была использована карта-схема изучения организованности коллектива. Эта карта-схема, предложенная Л.И. Уманским, представляет собой список специально подобранных суждений, характеризующих организованность коллектива. Независимые эксперты оценивают наблюдаемый коллектив по каждому из указанных слева и справа проявлений организованности, пользуясь специальной оценочной шкалой. Наблюдения проводятся один раз в год.

В результате проведенного диагностирования на конец первого класса видно, что самоорганизация и самоуправление на низком уровне. Не достаточно сформирован орган самоуправления. Ребята далеко не всегда могут без посторонней помощи что-то делать. Не все ребята способны оказывать помощь друг другу. Больше половины ребят не желают взаимодействовать с ребятами из других классов, часто изолируются от них и не хотят налаживать деловые контакты. К четвертому классу ситуация существенно меняется. Большинство учеников самостоятельны. Они самоорганизованы. Очень хорошо развит орган самоуправления в классе. Ребята охотно принимают участие в деловом взаимодействии, не отказывая в помощи.

Помимо этого проведена диагностика «Проявление личностных качеств в поведении ребенка», которая позволила исследовать уровень активности каждого ребенка, инициативности, организованности, любознательности, гуманизма и общительности. Исследование проводится один раз в год в течение четырех лет независимым человеком, который ставит баллы от 1 до 6. В результате проведенного диагностирования видно, что в конце первого класса ребята не проявляют активности в классных делах, но поручения выполняют (42,8 %), а к концу четвертого класса – 81,5%.

К началу 4 года обучения видна динамика в проявлении инициативы в делах у ребят, которые довольно часто являются начинателями новых дел, и некоторые ребята не стремятся получить за это признание (38% – 42%).

Проведя параллели трех лет, видна динамика (64,2% – 78,2%).  Ребята могут распределять свою работу и в срок выполняют ее. Помимо этого, можно увидеть, что к четвертому году обучения процент ребят, заинтересованных в получении новых знаний, вырос с 42,8% до 83,3%. 57,1% детей способны проявлять заботу по отношению к другим людям, но есть и такие дети, которые равнодушны к чужим делам и заботам – их 7,1 %.

57,1% ребят из класса с удовольствием общаются с другими людьми, но есть ребята, которые общаются с ограниченным кругом людей, их 32,1%, 7,1% ребят замкнуты и необщительны.

Подведя итоги исследования, проводимых в течение четырех лет можно сделать вывод о том, что работа по программе воспитания «Я. Ты. Мы. Вы. Они» принесла свои положительные результаты. Цель, поставленная в начале первого класса, – развить коммуникативные компетенции через самооценку и определение своего места в окружающем мире была, в большинстве своем, достигнута.

Формирование коммуникативной компетенции – один из аспектов гармоничного развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Одним из важнейших коммуникативных навыков является умение адекватно реагировать и отвечать на высказывания собеседника, а также способность поддержать разговор на определенную тему. Решение проблемы коммуникативного развития детей школьного возраста в условиях образовательно-педагогической среды непосредственно зависит от глубокого знания и эффективного использования законов и механизмов развития психики и личности ребенка на каждой ступени онтогенеза, а также специфики и направлений современного образования. Формирование целостной концепции коммуникативного развития ребенка должно опираться на фундаментальные положения психолого-педагогической науки об основных закономерностях детского развития с учетом особенностей школьного процесса обучения, адекватного современным социально-образовательным условиям. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется.

 

Литература:

  1. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов. – М.: Чистые пруды, 2007.
  2. Сальникова С.А. Ключевые компетенции в современном образовании/ С.А.Сальникова //Начальная школа плюс до и после, №12. –М.: Красная звезда, 2011.
  3. Сергеев Г.А. Компетентность и компетенции в образовании/ Г.А. Сергеев – Владимир: Изд- во Владимирского гос.  ун–та, 2010.
  4. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности/ И.С. Сергеев, В.И. Блинов. – М.: АРКТИ, 2007.
  5. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / А.В. Хуторской. – М.: Ин-т новых образовательных технологий.
  6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Эйдос : Интернет-журнал. – 2006. – [Электронный ресурс]. – http://www.eigos.ru
  7. Иванова Е.О. Компетентностный подход в соответствии со знаниево-ориентированным и культурологическим  / Е.О. Иванова //  Эйдос : Интернет-журнал. – 2007. – [Электронный ресурс]. – http://www.eigos.ru
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 99)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Празднование 100-летия Отечественной войны 1812 года в Ново-Николаевской женской гимназии П.А. Смирновой
2. Классный час, посвященный 75-летию образования Новосибирской области
3. Викторина «75 лет Новосибирской области»
4. Развитие коммуникативных компетенций детей младшего школьного возраста через реализацию воспитательной программы «Я. Ты. Мы. Вы. Они»
5. Семья и гимназия: сотрудничество определяет новые содержательные формы и виды деятельности
6. Любовь к малой Родине (из опыта краеведческой работы)
7. Классный час «Письма юных новосибирцев на фронт как источник изучения повседневности»
8. Выбирать будущее страны нашим детям
9. Деятельность школьной правовой газеты «Вестница правды»
10. Маленький островок в океане жизни
11. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 7 класса «Чтобы помнили: жизнь и творчество В.М. Шукшина»
12. К предстоящему Дню всех Святых… Праздник для детей!
13. Сценарий праздника для 1 класса «Давайте познакомимся»
14. Методическая разработка родительского собрания в 6 классе
«Внимание, подросток!»

15. Сценарий игровой программы «До свидания, первый класс»