Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация внеурочной деятельности школьников»
Выпуск №42 Октябрь 2012 | Статей в выпуске: 119


Наталья Ивановна Носкова,
учитель изобразительного искусства и МХК БОУ «Гимназия № 43» г. Омска

Семья и гимназия: сотрудничество определяет новые содержательные формы и виды деятельности

Семья и школа – это берег и море.

На берегу ребёнок делает свои первые шаги,

а потом перед ним открывается необозримое море знаний,

и курс в этом море прокладывает школа…

Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…

Л. Кассиль

Ценность семейного воспитания неоспорима. Но когда традиции семьи приветствует образовательное учреждение, и когда семья готова выступать в роли социального партнера учебного заведения, где учится их ребенок, такой тандем раскрывает новые формы сотрудничества семьи и школы, обогащая этот союз новыми содержательными формами и видами деятельности, через которые воспитываются ценностные отношения к миру, закладываются основы духовно нравственных позиций обучающихся.

Такая совместная деятельность педагогов и родителей ценна тем, что главным смысловым стержнем является связь с жизнью. Темы совместных семейно-гимназических проектов затрагивают человеческие чувства, человеческие отношения, сопереживая, обогащая душу ребенка новыми эмоциональными впечатлениями на непосредственном примере своих близких людей.

Задачи взаимодействия семьи и гимназии:

– формирование активной педагогической позиции родителей;

– вооружение родителей психологическими и педагогическими знаниями и умениями;

– активное участие родителей в воспитании детей;

– участие родителей в управлении гимназии;

– изучение семей с целью выявления их возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;

– анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности.

В основу работы положены разнообразные принципы. Один из них: единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся.

В современной педагогике существует 2 подхода к понятию «воспитательная работа, содержание воспитания»: 

1. Разные направления работы, направленные на развитие личностных качеств (важна деятельность).

2. Воспитание ценностных отношений (важны отношения в процессе деятельности).

И только при взаимодействии и взаимовлиянии семьи и гимназии эффективность воспитательных воздействий очевидна. В подростковом возрасте учащиеся начинают отдаляться от родителей, а классный руководитель может стать объединяющей силой для родителей и детей. В сотрудничестве с родителями создать в классном коллективе атмосферу взаимопонимания, доверия и добра. Помочь родителям увидеть детей в различных ситуациях в школе и классе, в детском коллективе, что позволит им иметь более полное представление о своих детях и не потерять с взрослеющими детьми контакт.

Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Именно поэтому программа сотрудничества классного руководителя с родителями построена не только на классических формах работы.

Программа воспитательной работы класса «Взаимосвязь семейных ценностей и успешности личности» (организация воспитательной работы в классе через систему сотрудничества классного руководителя с родителями учащихся) включает традиционные мероприятия, которые составляют круг коллективных дел класса. С условиями развития коллектива тесно связано накопление и укрепление традиций. Традиции – это такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистских отношений и общественное мнение. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача в воспитательной работе.

Основные формы педагогической помощи:

– организационно-педагогическая работа с родителями;

– осуществление психолого-педагогического просвещения родителей и проведение систематической индивидуальной работы по улучшению обучения и воспитания учащихся.

Рассмотрим содержание и формы:

Родительские собрания – традиционная форма общения педагогического коллектива и родителей. В начале каждого учебного года определяем приоритетные темы из предложенного перечня тем, которым потом посвящены встречи. Один раз в месяц проходят тематические родительские собрания, а также индивидуальные консультации в удобное для родителей время.

Каждое родительское собрание я обязательно начинаю или завершаю показом фотографий (через мультимедиапроектор) всех прошедших дел в классе. Каждое собрание имеет мультимедийную презентацию по вышеуказанной теме, а также родители получают распечатанные буклеты с рекомендациями. Создается цифровой архив методических разработок собраний. 

Психолого-педагогическая диагностика – важная сторона психолого-педагогической грамотности родителей. Её результаты помогают наполнить педагогическое общение (учитель-родитель) конкретикой, исследуя и корректируя поведенческие мотивы, социальную адаптацию и др. У меня, как у классного руководителя, создается банк анкет и тестов, которые очень помогают в познании личности каждого ребёнка.

Вот некоторые примеры тестов и анкет, проведенных в 5 и 6 классах: анкета «Мотивация обучения», опрос родителей «Приоритетные темы родительских собраний», анкета «Объем домашних заданий», тест Филлипса (тревожность), тест «Самооценка толерантности личности», анкета «Адаптация в пятом классе».

Один из важных аспектов взаимодействия семьи и школы – патриотическое воспитание. Если в процесс подготовки патриотических мероприятий включаются семьи, то содержание учебно-воспитательной работы обогащается интересными находками из семейных архивов, фотоальбомов, непосредственных воспоминаний членов семьи, приближая ребенка к пониманию духовно-нравственных категорий через личный опыт своих близких. Мы собрали архив класса, который рассказывает о родных, чьи судьбы «опалила» война.

Являясь классным руководителем 6-го класса, хочу подробнее рассказать о коллективном творческом деле 2011 года. 9 декабря – в День героев Отечества в 6.1 классе гимназии № 43состоялся вечер Памяти, посвященный трагичной для России дате – 70-летию начала Великой Отечественной войны.

Ребята с марта 2011 года собирали материалы о родных, которые были участниками военных действий: фронтовые письма, похоронки, фотографии, воспоминания. Был воспроизведен интерьер той эпохи – икона, керосиновая лампа, подсвечники, вышивка, рушники и другие предметы, принесенные из семей школьников.

В начале вечера ребята, родители, дедушки и бабушки, присутствовавшие на мероприятии, возложили цветы к мемориальной доске ученика гимназии Е. Семёнова, которая открыта в октябре 2011 года.

Литературно-музыкальная композиция помогла перелистать страницы истории нашей Родины в судьбах почти каждой семьи класса – тыл для фронта, военное детство, блокада Ленинграда. Минутой молчания почтили память ушедших из жизни. Ребята читали фронтовые письма из архивов своих семей, прикасались к тем предметам, которые являются семейными реликвиями и передаются через поколение в поколения. Звучали песни «Прадедушка», «Ленинградцы», «До свидания, мальчики!», «Не отнимайте солнце у детей!», а также музыка Д. Шостаковича и С. Рахманинова. Документальная хроника сопровождалась рассказом каждого ученика о тяготах и лишениях войны. А этот рассказ каждого – часть исследовательско-краеведческой работы, которую осуществлял обучающийся, родители, педагог.  Это вечер памяти – наш долг перед памятью тех, кто пережил страшную войну, чтобы не прервалась связь поколений!

Такая совместная деятельность влияет на социализацию и самореализацию личности в процессе взаимодействия с членами своей семьи, социума и влияет на формирование духовно-нравственных позиций обучающихся.

Система работы «Классный руководитель – ученики – родители» через создание ежемесячного периодического многотиражного издания – газеты класса «Из жизни замечательных детей»

Очень хотелось предложить учащимся класса общее дело, которое бы их захватило, увлекло, сплотило, помогло выработать определённые традиции, объединило бы семьи ребят, эффективно сочетало бы в работе традиционные и инновационные подходы. Решили, пусть это будет газета класса. На сегодняшний день вышло 22 номера (программа Publisher-2007). Каждый новый номер выходит в конце месяца. Его объем возрос до десяти-двенадцати страниц. Газета является многотиражной, т.к. распечатываем до 30 экземпляров. В работе участвует как основной состав редакции, так и все ребята с разовыми поручениями. Конечно, достаточно много информации сейчас мы получаем, пользуясь Интернет-ресурсами. Сайт гимназии: www.gimn043.siteedit.ru достаточно информативен, на сайте есть страничка моего 6.1 класса, где мы 1 раз в четверть сообщаем обо всех наших делах, планах, мечтах и идеях, но газета в руках – это нечто иное, чем газета – веб-публикация. Она стала в деятельности «Классный руководитель – ученик – родитель» новым инструментом в развитии ученического самоуправления. Страничка класса на сайте – Дневник.ру функционирует с марта 2012.

Наша газета – коллективный проект класса, который помогает развиваться коллективу. Выпуск газеты – это очень кропотливая работа – необходимо продумать тематику номера, подобрать материалы и иллюстрации. С каждым выпуском состав редакции увеличивается, а ребята становятся все опытнее и опытнее. У нашей газеты появились постоянные читатели – ученики не только нашего класса, т.к. один номер мы отдаем в библиотеку, читают её педагоги (есть рубрика «Репортаж из учительской», «Фоторепортаж с урока»). Это – коллективное творческое дело, которое объединило класс, их семьи, сделало жизнь класса насыщенней и плодотворной в каждодневном общении. Главный принцип нашего издания – постоянное совершенствование! В газете есть рубрика «Как хорошо любить читать», где анонсируются издания из фондов библиотеки библиотекарем гимназии, а также родители рекомендуют почитать книги, любимые с детства. Ребята также выступают с рекомендациями литературных предпочтений. Газета – это стимул, чтобы написали про тебя и твоих друзей (про победы в соревнованиях, и выступления на концертах, про участие в конкурсах и конференциях в рубриках «Новости», «А вы знаете, что…», «Поздравляем!»), чтобы твоим успехам порадовались все, это идеи, которыми ты готов поделиться, информация про твою семью. Т.к. газета – это средство массовой информации, а человек неотделим от общества, зависим от общественного мнения в хорошем смысле, а в воспитании и развитии коллектива – это важные аспекты. Это трибуна для высказывания своей точки зрения. Это пространство для сближения поколений. Это эффективный информативный инструмент. Мы стараемся, чтобы газета отличалась разнообразием жанров, чтобы материалы были написаны грамотным литературным языком. Постоянно появляются новые рубрики: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (о домашних питомцах), «Клякса» (высмеиваем опоздания и другие недостатки), «Школьные анекдоты» (шутке всегда есть место в детском издании, но за содержанием таких материалов следим особенно), «Экспериментошка предлагает» (по итогам уроков естествознания печатаем серию опытов, которые можно проделать дома) – все это новые предложения ребят, которые нашли отражение в газете. Есть постоянная рубрика «День варенья», в которой появляется смысловое значение имени каждого именинника месяца, история, почему так назвали, и фотография, как мы поздравляли именинника. Недавно появилась рубрика «Страничка безопасности» по итогам классных часов по ПДД и ОБЖ. Это тоже актуальный материал. Есть рубрика «Почитай-ка» с короткими рассказами, стихами, эссе, а также мы печатаем театральные рецензии после совместного посещения театров Омска. Интересна рубрика «Со страниц прошлого», где мы печатали страницу газеты «Пионерская правда» 1959 года, которую хранил дедушка Яны Пекарь и поделился с нами. А в номере о первом полете человека в космос, нашли «Комсомолку» от 12 апреля 1961 года, и тоже представили это издание в газете. Мы печатали выдержки из «Учительской газеты», т.к. в ней пишут об учителях нашей гимназии. А идей с каждым номером все больше. В нашей газете есть рубрика «Литературный альманах», где мы печатаем наши сочинения, стихи, сказки, даже фрагменты «нелепых выражений» в наших тетрадях по развитию речи. К 300-летию Омска появилась рубрика «Омск: прошлое, настоящее, будущее», в которой материалы по истории основания и развития Омска, о судьбах тех людей, кто причастен к знаменательным вехам родного края. В рубрике «Выбор за тобой» с целью профилактической деятельности, рассказывается об опасности употребления наркотических и психотропных средств. В новой рубрике «Познай себя» мы публикуем советы психологов, помогающие подросткам преодолеть трудности взросления, являясь хорошим приемом предотвращения и разрешения конфликтов.

Объединяющим звеном и связующим элементом семейных отношений стала новая рубрика «У меня сестренка есть, у меня братишка есть», где ребята пишут о братиках и сестренках, а за эти два года и новорожденных появилось четверо! В рубрике «Наш вернисаж» – работы художественно одаренных детей, а в рубрике «Драмкружок, кружок по фото» рассказы о секциях, ДХШ, музыкальных школах и о педагогах дополнительного образования, которые многому учат наших ребят. Сейчас ученики моего класса с таким же нетерпением ждут свою газету. Это нас сплотило, объединило, увлекло.

Традиции класса (с участием семьи):

– ежегодные футбольные матчи «Папы-братья-сыновья», посвященные 1 июня – Международному Дню защиты детей;

– турслеты;

– фестивали патриотической песни, благотворительные акции. Например, «Встречайте птиц! (с папами вешали скворечники, кормушки с 1-м классом), чаепития (тематические: «Традиции чайной церемонии, блины от девочек с уроков технологии);

– новогодние карнавалы (родители тоже участвуют в костюмированных праздниках), народные календарные православные праздники (Масленица, Пасха), мероприятия, связанные с профессиональной деятельностью родителей, например, мама-парикмахер проводит встречу «Кома-девичья краса!»;

– украшение ёлки в классе (2011 – каждый делал морковку и зайца, 2012 – лепили пельмени – украшения на ёлку из солёного теста);

– выступления ко Дню семьи, вечера поэзии и авторской песни;

– дни рождения в классе, куда обязательно приходят родители;

– соревнования между папами, дедушками и мальчиками «Ворошиловский стрелок»;

– посещение хоккейных матчей «Авангарда», совместное с родителями посещения театров.

Если традиции семьи и образовательного учреждения являются основой многих интересных коллективных творческих дел, такой союз способствует появлению новых форм сотрудничества семьи и школы, обогащая это воспитательное взаимодействие интересными содержательными формами и видами деятельности.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Празднование 100-летия Отечественной войны 1812 года в Ново-Николаевской женской гимназии П.А. Смирновой
2. Классный час, посвященный 75-летию образования Новосибирской области
3. Викторина «75 лет Новосибирской области»
4. Развитие коммуникативных компетенций детей младшего школьного возраста через реализацию воспитательной программы «Я. Ты. Мы. Вы. Они»
5. Семья и гимназия: сотрудничество определяет новые содержательные формы и виды деятельности
6. Любовь к малой Родине (из опыта краеведческой работы)
7. Классный час «Письма юных новосибирцев на фронт как источник изучения повседневности»
8. Выбирать будущее страны нашим детям
9. Деятельность школьной правовой газеты «Вестница правды»
10. Маленький островок в океане жизни
11. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 7 класса «Чтобы помнили: жизнь и творчество В.М. Шукшина»
12. К предстоящему Дню всех Святых… Праздник для детей!
13. Сценарий праздника для 1 класса «Давайте познакомимся»
14. Методическая разработка родительского собрания в 6 классе
«Внимание, подросток!»

15. Сценарий игровой программы «До свидания, первый класс»