Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация внеурочной деятельности школьников»
Выпуск №42 Октябрь 2012 | Статей в выпуске: 119


Все статьи автора(3) Зоя Михайловна Меньщикова,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ гимназии № 11 Октябрьского района
г. Новосибирска

Любовь к малой Родине (из опыта краеведческой работы)

С учётом требований ФГОС сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России. Наша задача с первого класса приобщать детей к краеведческим знаниям и национальной художественной культуре. Для того, чтобы у ребёнка появилась любовь к родине, надо активно воздействовать на его чувства. Только тогда любовь к родному краю появится у него внутри, как отклик на всё то доброе и родное, что связано у него с его малой родиной.

Я поделюсь опытом организации краеведческой работы во внеурочное время на протяжении трёх последних лет. Знакомство с историей родного края начинается с дома, где живёт ребёнок, двора, школы. Поэтому 1 сентября с первоклассниками мы проводим экскурсию в школьную библиотеку, музей, а на первых уроках окружающего мира – во двор школы, выбираем своё деревце и общаемся с ним 4 года, вместе растём и развиваемся.

Наша берёзка

 

В 2009 году Октябрьскому району исполнилось 80 лет. Об этом говорили рекламные щиты и плакаты, радио и телевидение. Мы решили узнать, а знают ли об этом его жители, в частности, ученики гимназии №11 и выяснили, что наши ученики очень мало знают о нашем городе и районе. Решив познакомиться ближе с нашим районом, выбрали форму очного и заочного путешествия. Успешно преодолев небольшое расстояние, мы прибыли в самое ближайшее высшее учебное заведение – Аграрный университет.

Аграрный университет

 

Мы и сами в университете выглядели как экспонаты. На нас с любопытством заглядывались студенты и преподаватели. Мы узнали об истории университета, его выпускниках и преподавателях и многое другое. В НГАСУ мы отправили корреспондента, ученика нашего класса Коровина Сашу вместе с мамой, успешно закончившей этот ВУЗ.

По главным улицам района мы прошли пешком:

– Б.Богаткова, посетив памятник поэту-фронтовику;

– Кирова;

– Добролюбова;

– Гаранина.

Закончилось наше путешествие по Октябрьскому району экскурсией на школьном автобусе в музей Октябрьского района.

Музей Октябрьского района

Блокадникам посвящается…

 

Истории Новосибирска мы посвятили урок Знаний во 2 классе, провели викторины, интеллектуальные игры, классные часы, а результатом этих мероприятий стали презентации учащихся, посвящённые нашему замечательному молодому городу.

Станция Новосибирская

 

При подготовке к аттестации по программе ОКМ был сделан акцент на знание детьми вопросов краеведения. Поэтому в контрольные тесты из 35 вопросов я включила 13 вопросов на знание географии и истории Новосибирской области. В результате на более половину вопросов сами учителя ответа не знали.

Краеведение играет большую роль в нравственном становлении личности. Ребёнок, понимающий какое место занимает его родной край в истории России, безусловно, ощущает гордость за свою землю, за себя; у ученика повышается самооценка.

Результатом работы по изучению истории и географии НСО стали работы и мини-проекты:

– культура Октябрьского района;

– Красная книга НСО;

– лекарственные растения Новосибирской области и другие.

В нашем городе есть уникальный живописный уголок, где собрана большая часть флоры Новосибирской области. Это старый Ботанический сад. Туда мы отправились на «Осенины» вместе с родителями.

В лесу

 

Лесник провёл нас по настоящему лесу с аллеями елей, берёз, лип, клёнов, рассказал об истории сада, его жителях, о своей работе. Все были в восторге от красоты осенней природы, свежего воздуха, выступлений, игр и пикника на полянке. Вход бесплатный.

В этом учебном году краеведческую работу продолжила в первом, а сейчас и во 2 классе в рамках стандартов второго поколения. Накопленный материал буду использовать в своей работе.

Авторы факультативного курса «Знай и люби свой край» Т.Н. Кравец и Г.М. Макаренко разработали курс по новосибирсковедению для начальной школы «Здравствуй, Новосибирск!», который рассчитан на четыре года обучения (1-4 классы) при нагрузке 1 час в неделю.

Содержание курса должно углублять и дополнять знания, полученные учащимися на уроках чтения, природоведения, введения в историю, ознакомления с окружающим миром, русского языка, изобразительного искусства.

Задача первого года обучения – постепенно подвести школьника к пониманию того, что Новосибирск – город, в котором он живёт, – его дом, его родина. За этот год дети узнают главные особенности и достопримечательности Новосибирска – одного из крупнейших городов России, историю названия города, получат представление о размерах Новосибирска, о его природе, о памятниках.

Работа с этими книгами очень понравились и детям, и нам, учителям. Хотелось бы поблагодарить наших коллег за данное пособие.

Таким образом, краеведение помогает ребёнку понять свою связь с окружающим миром, осознать значимость наследия родного края в своей жизни  и в жизни близких людей. Краеведение учит школьников интересоваться своим краем, разбираться в проблемах окружающего мира и самостоятельно находить пути их решения.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 20)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Празднование 100-летия Отечественной войны 1812 года в Ново-Николаевской женской гимназии П.А. Смирновой
2. Классный час, посвященный 75-летию образования Новосибирской области
3. Викторина «75 лет Новосибирской области»
4. Развитие коммуникативных компетенций детей младшего школьного возраста через реализацию воспитательной программы «Я. Ты. Мы. Вы. Они»
5. Семья и гимназия: сотрудничество определяет новые содержательные формы и виды деятельности
6. Любовь к малой Родине (из опыта краеведческой работы)
7. Классный час «Письма юных новосибирцев на фронт как источник изучения повседневности»
8. Выбирать будущее страны нашим детям
9. Деятельность школьной правовой газеты «Вестница правды»
10. Маленький островок в океане жизни
11. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 7 класса «Чтобы помнили: жизнь и творчество В.М. Шукшина»
12. К предстоящему Дню всех Святых… Праздник для детей!
13. Сценарий праздника для 1 класса «Давайте познакомимся»
14. Методическая разработка родительского собрания в 6 классе
«Внимание, подросток!»

15. Сценарий игровой программы «До свидания, первый класс»